Божественная литургия Великого четвертка и особые чинопоследования этого дня: освящение мира, омовение св. престола, общее маслоосвящение, умовение ног

Этo, в пeрвую oчeрeдь, связaнo с oсoбым стaтусoм Бoжeствeннoй литургии, сoвeршaeмoй в Вeликий чeтвeрг, кoтoрaя пoсвящeнa Тaйнoй вeчeрe вдвoйнe: и вooбщe, кaк всякaя eвxaристичeскaя литургия, и oсoбeнным oбрaзoм, кaк дeнь eжeгoднoгo вoспoминaния пoслeднeй трaпeзы Xристa с учeникaми, вo врeмя кoтoрoй и былo устaнoвлeнo тaинствo Eвxaристии. ivPG. пo: Сoчинeнiя блaжeннaгo Симeoнa, aрxieпискoпa Θeссaлoникiйскaгo (Писaнiя св. прeстoлa, 2) чтeния пeрвoй мoлитвы чинa, рaзoблaчeния св. С. Тeбe ли умывaть мoи нoги?», a зaтeм, пoслe oтвeтa Гoспoдa, вoскликнувшeму: «Гoспoди! прeстoлa в Вeликий чeтвeрг, нeкoгдa сoвeршaвшийся в Визaнтии в кaфeдрaльныx xрaмax, a нa Руси — пoвсeмeстнo. Извeстeн случaй, кoгдa вo врeмя мoрoвoй язвы 1552 г. Нифoнтa Нoвгoрoдскoгo (1130-1156) – Русскaя истoричeскaя библиoтeкa. 13). Учитeльнoe извeстиe, рaзд. Бoльшинствo из ниx были издaнo А. (BEL.S; 28). Чинопоследование умовения ног Великого четверга впервые возникло в Иерусалиме в VI-VII веках и явилось отражением общей тенденции максимально подчеркнуть изобразительную символику страстного богослужения, особенно явную при его совершении во Святом Граде. богослужения: По поводу церковных служб и обрядов, ныне не употребляющихся: Материалы и исследования по рукописям Соловецкой библиотеки. 3-30), ектению, молитву, собственно умовение ног, и заключительный тропарь-ипакои. не только ноги мои, но и руки и голову», Иисус ответил «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Великий четверг, непосредственно примыкая к трем главным дням церковного года — Великой пятнице, Великой субботе и Пасхе, приближается к ним и по своей значимости. В этот день окончательно подготавливается, то есть освящается необходимое для таинства Крещения вещество — св. Иоанна Златоуста во Святый Великий четверток. 1), а также зафиксированная в IV веке на латинском Западе (но не в Риме, а в таких городах, как Аквилея, Медиолан и Иппон) практика совершать умовение ног вместе с Крещением (но не вместо него)x. Но все же за рамки этих дней общее Елеосвящение в Греции не выходит. Впервые этот чин встречается в грузинском переводе древнего иерусалимского Лекционария, где он совершается сразу после литургии Великого четверга и непосредственно перед началом бдения Великой пятницы. уставных чтений), исчисляется сотнями, включение в Требник только этих двух слов явно указывает на их исключительную литургическую ценность.   i50-е правило Карфагенского Собора даже разрешает в Великий четверг приступать к Евхаристии не натощак, как раз по причине совершения этой литургии вечером; впрочем, упомянутое правило отменено 29-м правилом Трулльского Собора, согласно которому литургия Великого четверга с точки зрения строгости евхаристического поста не должна отличаться от других вечерних литургий. Блж. престола, когда его срачица или вервие почему-либо приходили в негодность. Из церковного предания известны две основных линии толкования этого евангельского рассказа. елей… Одна подчеркивает самоуничижение Господа, предпринятое Им ради нашего спасения, а также делает из него этический вывод о необходимости смирения и жертвенного служения ближнему (тем более, что этот вывод прямо сделан в самом Евангелии). пер. Поскольку Великая пятница не может выступать в качестве подготовительного дня, будучи заполнена молитвой и священными воспоминаниями, то таким днем и оказывается Великий четверг. Приложение 4. Лишь в студийских уставах афоно-итальянской группы, а затем и в Иерусалимском уставе (который продолжает линию развития Студийского устава и не должен смешиваться с древним иерусалимским богослужением) чин переносится на время после литургии. П. С. престола Подготовительный характер имеет и чин омовения св. Помимо Великого четверга, он использовался и для переоблачения св. 205. Тот же порядок сохраняется и в современных изданиях богослужебных книг, лишь к началу и концу чина прибавлены некоторые песнопения Великого четверга (а именно ирмос и два тропаря 5-й песни канона Великого четверга и стихиры этого дня – в начале; оставшийся тропарь 5-й песни канона – в конце). В византийской практике было принято запасать Святые Дары для приобщения больных в течение всего года именно в Великий четверг -соответствующие предписания доныне печатаются в Служебнике (см. Эта литургия традиционно связана с вечерним богослужениемi, поскольку является воспоминанием вéчери, то есть ужина. С этим воспоминанием связано и то, что особый статус имеет также трапеза Великого четверга — в древности существовал даже обычай (впрочем, осужденный 50-м правилом Лаодикийского Собора) вовсе разрешать пост в Великий четверг, а в позднейших Типиконах (в том числе — и в принятой ныне в Русской Церкви редакции) этот день имеет несколько более мягкий устав поста, чем остальные дни Страстной седмицы. Далее, за литургией Великого четверга, как правило, стремятся причаститься даже те, кто привык к редкому приобщению — это отражено, в частности, в том, что из всего лишь двух святоотеческих проповедей, помещенных в современном русском издании Большого Требникаii, одно слово — это знаменитое Огласительное слово свт. Рус. Т. Чин предназначен для совершения во время часов Великого четверга и состоит из следующих элементов: 1) каждения св. 19; Мк 14. Сообразуясь с порядком чтения Евангелия, предстоятель омывает ноги 12 других участников чина (если чин совершается в монастыре  – монахов, если в кафедральном соборе – священников; в Константинополе в древности Патриарх омывал ноги 3 иподиаконам, 3 диаконам, 3 священникам, 2 митрополитам и 1 архиепископу). На Востоке такая практика не засвидетельствована, однако в сирийской традиции толкование рассказа евангелиста Иоанна об умовения ног как прообраза таинства Крещения было достаточно распространено, а в греческой святоотеческой письменности, после некоторых колебанийxi, было также воспринято и приводится, например, у прп. Оно совершается после утрени Великого четверга, а отличием его от обычного Елеосвящения над болящими служит то, что седмеричный цикл Апостолов, Евангелий и священнических молитв не сопровождается в чине семью помазаниями, но в конце чина все молящиеся поочередно подходят к Евангелию для его целования, и только тогда предстоятель однократно помазывает им лоб и рукиvii.Точно та же практика совершения общего маслоосвящения – с однократным помазанием вместо семикратного – была широко распространена и на Руси до середины XVII века, а после XVII века продолжала сохраняться в богослужении Великого четверга в крупнейших российских соборах и монастырях – например, в Успенском соборе Московского Кремляviii. Согласно этому памятнику, чин включал в себя чтение Евангелия (Ин13. 111-112. н. СПб., 1856. (впосл. «Како хранити Божественные Таины больных ради»)iii.Наконец, к литургии Великого четверга могут быть приурочены и некоторые особенные чины, совершаемые только в этот день — в первую очередь, чин освящения мира и чин умовения ног, но также и омовение св. Омовение св. – еп.) Венедикт (Алентов), автор все еще лучшего исследования по истории чина Елеосвящения, уходит от ответа на этот вопрос (Венедикт (Алентов), иером. При этом, в отличие от Иерусалима, в Константинополе он первоначально совершался не после, а до литургии Великого четверга – этот порядок отраженв Типиконе Великой церкви, в первоначальной редакции Студийского устава, вЕвергетидском Типиконе. 1-11). Голубцовым и доступны здесь: http://mzh.mrezha.ru/books.htm#APGol xПодробнее об этом см.: BeatriceP. Симеон Солунский (†1421) писал: «Согрешив, мы приходим к божественным мужам и, принося покаяние, совершаем исповедь прегрешений; по повелению их, мы приносим Богу св. Гл. Приложение 3. xiСм.: Ibid. Современная практика заготовления запасных Даров в любой день была официально закреплена Учительным известием. 74-76. в статье свящ.Сергия Ванюкова. 155. Совершение литургии на вечернях, доныне сохраняемое в православной традиции в сочельники Рождества Христова и Богоявления, в будние дни Великого поста и в Великую субботу, является признаком особого поста — полного неядения от полуночии до вечера. 8-13). Другая усматривает в рассказе об умовении ног указание на таинство Крещения. F.La lavanda dei piedi: contributo alla storia delle antiche liturgiecristiane. М Архангельский, автор одного из наиболее полных богословских сочинений о Елеосвящении, отказывает общему Елеосвящению в праве называться таинством (в отличие от Елеосвящения над болящими; см.: Архангельский М.О тайне св. Затруднительность соблюдения такого поста и стала главной причиной переноса совершения этих литургий на утреннее время. В константинопольских памятниках чин умовения ног уже имеет несколько более сложный порядок по сравнению с иерусалимским: чин открывается мирной ектенией, затем предстоятель читает две вступительные молитвы (обычную и главопреклонную), и начинается чтение евангельского рассказа. Чин омовения св. Текст чина умовения ног в соборной и монастырской редакциях приведен в Приложении 4  к настоящей заметке. Понимание Великого четверга как исключительного дня общего (т. С. Петра, сначала возразившему Христу: «Господи! предназначенного не только для больных) Елеосвящения доныне сохраняется в греческой практикеvi.Поэтому, например, в греческом «Великом синекдимосе» — сборнике молитв, библейских чтений и песнопений важнейших служб всего года – в разделе, относящемся к Великому четвергу, читатель найдет ни что иное, как чинопоследование Елеосвящения. е. 67 = Приложение 1  к настоящей заметке). iiПоскольку согласно богослужебному уставу количество святоотеческих текстов, предназначенных для литургического использования (т. Чин омовения св. престола появился в богослужении Константинополя как составная часть приготовлений к празднованию Пасхи — начиная с Великого четверга, храм мыли и прибирали для того, чтобы достойно встретить главный праздник церковного года. престола, а поскольку он является великой святыней, омовение его сопровождалось каждением и соответствующими молитвами. Приготовления эти начинались с омовения св. На просьбу ап. Ф. P. Литургия Великого четверга, однако, представляет собой исключение — вечернее время ее совершения в древности могло одновременно сочетаться с существенным послаблением поста этого дня, поэтому смысл совершения литургии Великого четверга на вечерне — не в удлинении поста для наиболее строгих постных дней года, а воспоминание установления Евхаристии именно на вечере, а не за утренней или обеденной трапезой. 43. Новая статья из цикла продолжающихся публикаций доцента МДА священника Михаила Желтова посвящена богослужебным особенностям Великого Четвертка. Как бы то ни было, обычай совершения умовения ног в Великий четверг с этим возможным крещальным умовением не связан. Макарием Московским). 80-103. в Новгороде закончились запасные Святые Дары, заготовленные в Великий четверг, и митрополит Новгородский Серапион даже не решился заготовить Дары посреди года, предварительно не получив разрешения от Московского митрополита (каковое и было дано свт. Приложение 2. К истории правосл. отцевъ и учителей Церкви, относящiяся къ истолкованiю православнаго Богослуженiя). В этом смысле идея «восстановления» вечернего времени совершения, скажем, литургии Преждеосвященных Даров с одновременным отказом от соответствующего удлинения евхаристического поста («можно завтракать») является непониманием самого смысла совершения литургии на вечерне согласно нашему Типикону. С. Чин умовения ног. В современном греческом Евхологии этот чин все еще печатается, а из русского Требника он почему-то выпал, но в богослужебном сборнике «Освящение храма», выпущенном Издательским Советом Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2006 г., этот чин содержится. Когда же и молитва приносится, и елей освящается, тогда помазуемые елеем обретают отпущение грехов, как блудница, которая помазала ноги Спасителя и от них прияла помазание на себя»iv (сравнение Елеосвящения с воспоминаемым в Великую среду помазанием Христа блудницей дает ключ к символике совершения чина общего маслоосвящения именно в Великий четвергv). Иоанна Златоуста на Святую Пасху, а другое — слово на Великий четверг, где сказано, с каким внутренним состоянием следует причащаться (см.: Большой Требник. престола с пением псалмов (если чин совершается архиереем, престол разоблачается полностью, если иереем — только до срачицы, которая, как и обвязывающее ее вервие, не может быть снята без благословения архиерея), 3) собственно омовения и намащения престола розовой водой, 4) обратного облачения его и 5) чтения второй молитвы чина. R., 1983. Умовение ног Евангельским основанием чина умовения ног, также совершаемого в Великий четверг, служит рассказ ап. Исходя из этого, некоторыми исследователями раннего христианства высказывалось предположение, что одной из форм совершения Крещения в древней Церкви было умовение ног. престола. Помимо практического значения, чин имеет и символическую ценность — он является воспоминанием того, как ученики Христовы приготовили горницу для совершения Тайной вечери (Мф 26.