Что значит быть в авангарде общества? Заметки о прошедшем Большом Соборе РОСХВЕ в Москве

Editor
27 октября 2015, 12:26

Что значит быть в авангарде общества? Заметки о прошедшем Большом Соборе РОСХВЕ в Москве

13-15 октября, в Москве, состоялся Большой Собор Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников), собравший около 350 делегатов со всех уголков Российской Федерации. Данный собор, проходит один раз в три года и является законодательным и отчетно-выборным органом РОСХВЕ.

Мероприятие началось 13 октября вечером с торжественного богослужебного собрания. Атмосферу поклонения Богу создал сводный хор и оркестр церквей Московского региона пятидесятнического братства.

 

Мы большие, но нас меньшинство

Нужно сразу же отметить, что данное объединение церквей является одним из крупнейших  протестантских союзов России, объединяющим 27 союзов пятидесятнического и харизматического направления и насчитывающим более 1,3 тысячи зарегистрированных общин и более тысячи незарегистрированных религиозных групп и уступающих по численности, Российской церкви христиан веры евангельской, у которой в составе около 2000 общин и Союзу евангельских христиан-баптистов, насчитывающих 1,8 тысячи церквей.

По мнению вновь избранного и бессменного председателя РОСХВЕ Сергея Ряховского, данное объединение церквей является авангардом современного христианства в российском обществе. Об этом он говорит в своем интервью газете «Московский Комсомолец» 14 октября 2015 г. Где указывает, что геополитическая ситуация в корне изменилась, если раньше «империей зла» считался Советский Союз, а «землей обетованной» Соединенные Штаты, то теперь все корне изменилось. По мнению лидера российских протестантов харизматического и пятидеятнического толка, который также является советником президента РФ Владимира Путина, теперь «землей обетованной» можно считать Россию, которая защищает традиционные христианские ценности, в отличии от сегодняшних США, которые «отстаивают права сексуальных меньшинств, навязывают законы, ущемляющих права верующих».

Многие пасторы Союза РОСХВЕ  отмечают, что за последние десять лет отношение к протестантским церквам, изменилось в положительную сторону, что напрямую связано с тем, что сам председатель пятидесятнического союза вхож в государственные органы власти. Так, епископ С.В. Ряховский является членом Общественной палаты РФ, которая обеспечивает взаимодействие между гражданами страны и государственными органами.

Заявление о том, что между церквами и государственными органами возможно сотрудничество, подчеркивалось как епископами объединений, так и пасторами церквей.

Так епископ из Красноярска, Владимир Ашаев, неоднократно подчеркивал положительные возможности для церквей в плане сотрудничества с властью и говорил о большом влиянии евангельских церквей на общество. Хотя, в процессе интервью он и оговорился, что не смотря на сотрудничество, влияние и рост, церкви христиан протестантских деноминаций по-прежнему остаются в меньшинстве. Так, в России, по данным исследований российского религиоведа Романа Лункина, всего около 3 млн. протестантов, что составляет около 2% населения, из которых 1,5 млн. относятся к пятидесятническому и неопятидесятническому направлению. Об этом автор пишет в своей статье «Российский протестантизм: евангельские христиане как новый социальный феномен», опубликованной в журнале «Современная Европа». А это говорит о том, что российское общество подходит потребительски к протестантизму: «мы готовы пользоваться вашими благами, но протестантами мы не станем…». Так, исследователь в своей статье указывает, что «реальное влияние протестантских церквей заключается не столько в их количестве, сколько в том социальном, гражданском мировоззрении, в тех смыслах жизни, которые они предлагают обществу». Такие тенденции указывают, что влияние протестантов в российском обществе, фрагментарно и больше имеет эмоциональный оттенок. Их уже не преследуют, не называют сектантами, им рады, потому что они первые в социальном служении и помощи через реабилитационные центры к наркозависимым и алкозависимым, но сфера государственного управления, медицины, образования, по-прежнему не является местом, где протестантизм позитивно воздействует на общество.

Ирина Скоробогатова, в своем интервью для исследовательского центра АДВ «Re-vision», сетует о продолжающемся маргинализме евангельских протестантов в России. И это печально. Да, церкви РОСХВЕ, благодаря возможности объединения под своим крылом двадцати семи разных пятидесятнических, неопятидесятнических и харизматических объдинений, в том числе «Слово жизни» и «Благая весть», выглядят внушительно. Ведь самые большие протестантские общины формата «мегацеркви», входят в это объединение, но не смотря на все это, российское общество по-прежнему относит себя к трем мировоззренческим группам – православию, исламу, пост-атеистическому секуляризму. Протестанты так и не стали четвертой внушительной группой и это видно на основании многих факторов.

Прошедший Большой Собор объединяла общая тема, волнующая российских протестантов – «Церковь. Миссия. Мир». И это объяснимо, ведь мир стремительно меняется и эти перемены не проходят бесследно для церкви. Церкви, оказавшиеся в авангарде, быстрее всего оказываются перед реальностью перемен.

Пастор Маттс-Ола Исхоел, руководитель самой многочесленной общины г. Москвы, — церковь «Слово жизни», объединяющей 6000 человек, говорит, что наибольший вызов для евангельской церкви в России – это умение оставаться верным неизменному Посланию и постоянно изменять способы донесения Евангельской Вести. Для него, как для иностранного миссионера и пастора, важно, чтобы в различных инновационных формах и моделях служения звучало Евангелие, которое ни в коем случае нельзя изменять.

Здесь нужно подчеркнуть, раз уж зашел разговор о мегацеркви, что феномен крупных церквей России, связан с тремя общими тенденциями, которые также общи и для украинских мегацерквей. Во-первых, самые крупные церкви в России основаны иностранными миссионерами, которые и являются старшими пасторами в этих церквах. Во-вторых, все эти церкви являются независимыми от традиционных евангельских деноминаций, таких как баптисты, пятидесятники и евангельские христиане. В-третьих, пасторы основатели этих церквей имеют доступ к западному опыту и стратегиям по созданию и развитию крупных церквей в городе, поэтому они часто избегали тех ошибок, с которыми сталкивались национальные лидеры, создавая подобные церкви в городе.

 

Политическая ангажированность представителей церквей объединенного союза пятидесятников

Уже в первый день неоднократно обращалось внимание на то, что лидер союза вхож в государственные структуры, а высшие чиновники понимают ценность протестантизма и протестантской этики, которая способствует процветанию страны и общества. Но все это звучит потребительски и наивно. Ожидания от протестантизма велики, но российское общество так и не сдвинулось с места, чтобы стать протестантским…

Неоднократно задавался вопрос спикерами Собора о том, есть ли будущее у России? Этот вопрос говорит о подсознательной неуверенности российских евангельских пасторов в правильном курсе своего государства. И это не смотря на то, что нынешний президент страны, по мнению священнослужителей, ею правит хорошо. Как отметил в своем утреннем выступлении пастор из Иркутска Дмитрий Маслак: «у нас хороший президент»…

Так есть ли будущее у России? Оно есть, но только при том условии, что евангельские христиане преобразят общество, заметил Андрей Дириенко, епископ церквей по Ярославской области. А эта связь между будущим России и силой влияния евангельских протестантов достаточно условна, зная общие тенденции в российском обществе,  рассматривать негативно все западное, в том числе и евангельский протестантизм, который так и не смог спасти западные страны от волны гомосексуализма и узаконивания однополых браков.

В украинском опыте, одной из самых политизированных церквей в свое время была церковь «Посольство Божье», возглавляемая африканцем Сандеем Аделаджей. Но ее жизненный цикл оказался коротким и она сейчас находится в аутсайдерах и маргиналах евангельско-протестантских церквей Украины, пережив позор судебных разбирательств своего пастора, лжепророчеств касательно власти и десятикратного сокращения численности своих церквей. Кстати, пасторы РОСХВЕ в очередной раз отмежевались от этого движения, жестко раскритиковав стратегию пасторского служения, выраженного в книге Аделаджи «Как быть пастором без слез».

 

Важность протестантской этики

Протестантская этика – понятие широко известное в экономических и социологических кругах, прежде всего благодаря немецкому социологу Максу Веберу, жившему в первой трети ХХ столетия. Указывается, что протестантская этика – это прежде всего труд, честность и производительность. Понятно, что, с одной стороны, такое внимание к протестантской этике – это часть политического заказа со стороны государства. С другой стороны это также и жизненная необходимость. Пасторы это понимают, поэтому учат своих прихожан быть лучшими сотрудниками на своем рабочем месте.

Так, епископ Андрей Дириенко в своем выступлении-проповеди, открывающей работу Большого Собора, много говорил о необходимости трудиться, преумножать таланты и таким образом влиять на общество. Влияние на общество через свою профессиональную деятельность – это российский вариант «Миссии в профессии», уже ставшей международным трендом для постсоветских евангельских верующих, столкнувшихся с проблемой непреобразованности общества постсоветских государств, живущего еще по «советским» принципам и мировоззренческим постулатам прошедшей эпохи.

Важность протестантского понимания труда, для христиан из харизматическо-пятидесятнического лагеря, важна как никогда. Ведь эти церкви, как представители «теологии процветания», которая доминирует в этих церквах, натолкнулись на жесткую реальность, давшую понять, что процветание невозможно без труда, а «дикие девяностые», когда кто-то смог разбогатеть не работая, далеко позади. Другой стороной здесь является еще один немаловажный момент, на который обращалось внимание на Соборе – ответственность перед Богом за полученные от Него благословения. Бог может благословлять богатством, но Он это не делает, потому что оно может развратить христианина. Поэтому процветание начинается с закладки нравственного фундамента и силы характера.

 

Тенденции и прогнозы

            Прошедший Большой Собор не привел к смене лидеров в РОСХВЕ, а только закрепил их позиции на следующий срок. Собор указал на амбиции лидеров объединенных пятидесятников быть первыми среди протестантов, а им для этого не хватает нескольких сотен церквей. Смогут ли они через три года опередить своих коллег из Союза пятидесятников, покажет время. Сейчас же им нужно постоянно доказывать силу протестантской этики в жизни их общин, что является нелегким делом, ведь протестантов, по-прежнему, меньшинство и их жизнь может постоянно оказываться под прицелом огульной критики СМИ. Тем более, по мнению пастора Дмитрия Маслака, у настоящего пастора есть не только периоды побед и проявления силы, но и периоды поражений и слабостей, а признаваться в своих слабостях, не поощряется в современном мире менеджмента и лидерства.

            Собор определил необходимость в обращении внимания церкви на ее главную задачу, касающуюся миссии и на важность эффективной проповеди Евангелия в быстроменяющемся обществе. Эта важная необходимость подразумевает кропотливый труд, который является неподъемным вызовом для российского постсоветского общества, чающего изменений в мире, но так и не становящегося протестантским.

 

Тетерятников Константин,

Исследовательский проект

Ассоциации «Духовное возрождение»