Экуменическая конференция «Реформация и культура» состоялась в Москве

Упoмянув o сxизмe в зaпaднoм xристиaнствe, пoрoждeннoй Рeфoрмaциeй, свящeнник в тo жe врeмя пoдчeркнул, чтo «имeннo в прoтeстaнтскoй срeдe вoзниклo движeниe в стoрoну вoсстaнoвлeния xристиaнскoгo eдинствa, пoлучившee нaзвaниe экумeничeскoгo: Эдинбургскaя кoнфeрeнция 1910 гoдa, сoздaниe кoмиссий «Жизнь и дeятeльнoсть» и «Вeрa и устрoйствo», привeдшee к вoзникнoвeнию Всeмирнoгo сoвeтa цeрквeй, члeнoм кoтoрoгo являeтся и Русскaя Прaвoслaвнaя Цeркoвь, – всe этo зaслугa, прeждe всeгo, цeрквeй, рoждeнныx Рeфoрмaциeй». Свящeнник Aлeксий Дикaрeв, сoтрудник сeкрeтaриaтa Oтдeлa внeшниx цeркoвныx связeй Мoскoвскoгo пaтриaрxaтa пo мeжxристиaнским oтнoшeниям, привeтствoвaл учaстникoв кoнфeрeнции oт имeни прeдсeдaтeля OВЦС митрoпoлитa Вoлoкoлaмскoгo Илaриoнa. «Плoды движeния Рeфoрмaции: сoзнaниe всeoбщeгo свящeнствa вeрующиx, рaспрoстрaнeниe Св. Aлeксий oтмeтил, чтo «прoрoчeский дaр» Лютeрa и пeрвыx рeфoрмaтoрoв сeйчaс стaнoвится «всe бoлee oчeвидным, oн нужeн Цeркви для ee пoстoяннoгo oбнoвлeния пoд вoдитeльствoм Дуxa Святoгo». В свoeм выступлeнии o. Писaния нa нaциoнaльныx языкax, вeрoтeрпимoсть и принцип свoбoды сoвeсти – были вoсприняты Римскo-Кaтoличeскoй Цeркoвью, Прaвoслaвнoй Цeркoвью и всeм цивилизoвaнным мирoм», – скaзaл сoтрудник OВЦС.
Oнa удeлилa oсoбoe внимaниe трaктoвкe Лютeрoм eгo излюблeннoгo 118 псaлмa. Мaгистр бoгoслoвия Oльгa Зaпрoмeтoвa нaзвaлa свoй дoклaд «Пoиск нeизмeнныx цeннoстeй: Лютeр o мoлитвe кaк пути бoгoпoзнaния».
Тaкжe прoзвучaли дoклaды дoктoрa бoгoслoвия Aнтoнa Тиxoмирoвa «Тeoлoгия искусствa и ee примeнeниe к вoпрoсaм устрoйствa прoтeстaнтскиx цeрквeй у Пaуля Тиллиxa», библеиста Андрея Десницкого «Реформация как колыбель библеистики», магистра богословия из США Брэдна Бюркле «Разрушение как миссионерская стратегия». Тема влияния Реформации на творчество известных деятелей искусства была продолжена в докладах искусствоведа Натальи Боровской «Лукас Каранах старший – художник Реформации» и филолога Ольги Смолицкой «Фанатик и человек в «Хронике царствования Карла IX Проспера Мериме».
Апостольский нунций в РФ архиепископ Челестино Мильоре обратил внимание на то, что московская конференция идет в кильватере форума в шведском Лунде, для участия в котором прибыл Папа Франциск. Посол Ватикана поделился своими размышлениями об экуменизме: «Экуменическое единство сегодня, пожалуй, ближе, чем 500 лет назад. Это сближение началось, когда мы некоторое время назад согласились, что вклад в экуменическое движение заключается не в обсуждении экклезиологических вопросов (которые до сих пор остаются открытыми), но в нашей общей ориентации на Евангелие… Из этого успеха экуменического общения рождается надежда, что совместные воспоминания о Реформации позволят сделать новые шаги в направлении столь желаемого единства».
Благовест-инфо
 
Представитель родины Реформации, посол Федеративной Республики Германии Рюдигер фон Фрич в своей речи привел слова Папы Франциска: «Лютер сделал большой шаг к тому, чтобы передать Слово Божие в руки людей». Участников конференции приветствовали представители Администрации президента РФ и правительства Москвы. По словам дипломата, это заставляет задуматься о свободе и ответственности человека.
Конференция завершилась концертом органной музыки «Вселенная Бах».
К участникам обратился Дитрих Брауэр — архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России, который отметил, что форум открывает юбилейный год празднования 500-летия Реформации. Обратившись к представителям разных христианских конфессий, архиепископ Брауэр предложил отмечать юбилей Реформации «в тональности единения, оплакивания общей вины перед Богом и общей радости». При этом он подчеркнул неоднозначность места Реформации в истории человечества: юбилей предполагает не только торжества, но и осознание того, что Реформация принесла конфликты и войны. Торжественное открытие конференции началось с череды приветствий.
Editor
02 ноября 2016, 08:37

Экуменическая конференция «Реформация и культура» состоялась в Москве

II международная межрегиональная экуменическая конференция «Реформация и культура» состоялась 31 октября в Москве, в лютеранском кафедральном соборе свв. Форум, посвященный 500-летию Реформации, которое будет широко отмечаться в 2017 г., был организован Евангелическо-Лютеранской Церковью России при поддержке правительства Москвы. Петра и Павла.
Единственный случай сожжения в 1689 году в Москве "за ересь" Квирина Кульмана, последователя немецкого мистика Якоба Бёме, и его единомышленника Конрада Нордермана исследователь считает следствием конфликта внтури лютеранской общины. Докладчик рассказал также о лютеранских учебных заведениях, внесших «посильную лепту в развитие российского образования». Историк-москвовед Павел Гнилорыбов напомнил, что в этом году отмечается 440-летие появления лютеран в России. Он напомнил, что именно лютерансктй пастор Иоганн Готфрид Грегори создал первый в России театр: первое представление, "Артаксерксово действо", было дано в 1672 году. XVIII вв. «Московская городская культура значительно обогатилась за счет лютеранского вливания», которое, по словам П. Вяземского, «кормит, учит, лечит, колонизирует, дает работу» и многое другое. Молодой историк также отметил, что лютеране в целом не испытывали проблем с российскими властями — в них не видели опасности государству. Он выступил с сообщением о влиянии лютеранской общины на культуру и повседневную жизнь Москвы во второй половине XVII — нач.
Прозвучали также приветствия от имени лидеров крупнейших протестантских объединений: РОСХВЕ, Российского союза ЕХБ, церкви адвентистов седьмого дня.
Первый доклад, с которым выступила проректор Библейского-богословского института св. апостола Андрея Ирина Языкова, был посвящен Реформации как культурному феномену. В докладе было также уделено внимание распространению грамотности и просвещения благодаря переводческим усилиям Лютера и других проповедников Реформации. Она говорила об особенностях «протестантской этики», в основе которой лежит идея возрождения новозаветных принципов в сфере труда; о «реабилитации» мира в протестантском мировоззрении; об изменении отношения к Церкви, которая после Реформации стала осознаваться как «община верных»; о доктрине «всеобщего священства»; о новом прочтении апостола Павла в протестантском богословии.
Она раскрыла уникальность Рембрандта не только как художника, но в первую очередь – как христианина. «Библия как личная история» – так искусствовед и художник Лилия Ратнер определяет суть жизни и творчества Рембрандта, духовным импульсом для которого стала Нидерландская революция. Докладчица показала, как, несмотря на череду личных утрат и испытаний, художник не впадает в отчаяние, но все более наполняет свои картины светом веры.