Ещё раз об увековечении памяти Марии-Ясыни – великой просветительницы земли Русской

Доктор философских наук, профессор, член Союза журналистов России, руководитель НКА «Алания» (Ярославль) Тамара Дадианова в публикуемом материале делится историей изучения подвига Великой княгини Владимирской Марии-Ясыни и достигнутыми результатами.

К истории вопроса. В 1980 году в Ярославле на базе среднего театрального училища был открыт ВУЗ, куда вновь назначенный ректор С.С. Клитин пригласил меня (вместе с мужем режиссером Н. Н. Редькиным) преподавать сразу после окончания очной аспирантуры философского факультета Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова. Я стала читать лекции по философии, эстетике, религиоведению. Руководство театрального училища (ВУЗа) при Академическом театре им. Ф. Г. Волкова поручило мне возглавить научно-исследовательскую работу со студентами. Я увлеклась этой деятельностью, и вместе с группой юных ученых мы стали изучать историю края и его культуру. Одной из первых я стала практиковать черчение студентами своих генеалогических древ, а также древ ярославских князей, часто напоминая моим подопечным, что культура начинается с памяти, с уважительного отношения к своим корням – предкам, или, как отмечал А.С. Пушкин, с «любви к родному пепелищу и к отеческим гробам». В те годы к исследованию генеалогических древ относились с подозрением, сказывалось отголоски трактовки генетики как идеалистической науки, что означало тогда применение ненаучного подхода.

На занятия по религиоведению (тогда предмет назывался научным атеизмом) я тайком приносила Библию, так как полагала, что без источниковедения невозможно продуктивно заниматься, в противном случае будет только ортодоксально-схоластический «воинствующий материализм». А когда началась перестройка, пригласила в ВУЗ выступить перед студентами и преподавателями легендарного протоиерея Б.Г. Старка, с которым до этого неоднократно общалась. Он долгое время служил в храме под Парижем в Сент-Женевьев-де-Буа и был знаком во Франции с российскими эмигрантами, выдающимися деятелями русской культуры, многих из них потом отпевал. Немало интересных фактов он поведал мне. Не один раз я была в его скромненьком домике на Гужевой улице. В доперестроечный период страны он был для меня первоисточником.

А на занятиях по истории культуры мы выяснили с будущими артистами, что на территории Ярославского края в средние века существовало немало княжеств: ростовское, белозерское, переславское и др. В те отдаленные времена дробление земель увеличивалось. Князья часто менялись княжествами, а впоследствии переназначались сначала главами семей, а потом и их кураторами – татаро-монгольскими ханами.

Я всегда придерживалась суждения, что основа государства – большая добротная семья. От генетики и умелого воспитания детей зависит мощь державы. Многое зависит от матери. Полученные от неё в детском и отроческом возрасте этико-эстетические скрепы потом переносятся на всю последующую жизнь личности и на функционирование государства. Радостно было мне и моим студентам, что этой позиции придерживалась владимирская княгиня Мария-Ясыня (1158–1206) – жена великого князя Всеволода III (1154–1212), родившая и воспитавшая 12 детей. Из-за этого его прозвали «Большим гнездом». Их дети стали ярославскими, ростовскими, переславскими, угличскими… князьями и исправно руководили своими вотчинами.

Вот уже 35-й год нахожусь под обаянием этой великой пассионарной личности. Видно, так было угодно Всевышнему, что после окончания очной аспирантуры я не поехала преподавать в Орловский институт культуры, а переехала с семьей в Ярославль. С той поры, познакомившись с её биографией, с её подвижнической деятельностью, стала делиться наработанными сведениями с краеведами на заседаниях созданного мной в конце XX века, в годы перестройки, эврологического клуба «Интеллигент», с представителями ярославского отделения Ассамблеи народов России, со слушателями радиостанции «Голос России» и северо-осетинского радио, с участниками «Ярославского родословного общества» и с широким кругом читателей в своих статьях, также на различных конференциях: ежегодных «Макарьевских чтениях» в Можайске, на Днях славянской письменности во Владикавказе и других мероприятиях. Написанные мной статьи о Марии-Ясыне, или, как её величают во Владимире, о Марии Шварновне, имеются не только в различных сборниках конференций, но и Интернете. В 2004 году на страницах областной благотворительной журнал-газеты поддержки интеллигенции «Ярославская культура» опубликовала программную статью «О Марии-Ясыне – великой просветительнице земли Русской». Её сразу опубликовали престижные интернет-сайты. Начались дискуссии. Один известный ярославский ученый, присутствуя на заседании клуба «Интеллигент», после моего доклада воскликнул: «Я несколько лет прожил во Владимире, изучал древнерусское искусство и только теперь понял аланское (осетинское) влияние на геральдику владимирских князей – изображение снежных леопардов – барсов!» Потом он так увлекся этой темой, что в сборнике статей, посвященном замечательному искусствоведу Б.Р. Випперу, даже забыл сослаться на источник, откуда он почерпнул эту идею. Но я к такому заимствованию, без ссылок на мои исследования, стала понемногу привыкать. Было время полного отторжения моих наработок некоторыми краеведами-консерваторами, особенно теми, кто преподает в Ярославле музееведение, потом наметилась и вышеупомянутая тенденция. Но я отчасти довольна, что раз заимствуют, «значит это кому-нибудь нужно», выражаясь словами В. Маяковского.

Исследователи-метафизики забывают диалектическую позицию Г.Ф. Гегеля, что «чистых» явлений ни в природе, ни в науке, ни в культуре не бывает, а всегда проявляется взаимодействие различных, порой противоположных феноменов, что является условием существования действительности в целом. Действует закон неравномерного развития как наук, так и культур: то одна вырывается вперед, то другая. Отставшие на тот момент присматриваются к устремившимся вперед, перенимают целесообразное и понравившееся, приспосабливают к себе, делают его органичным и своим «особенным», при этом совершают заметный рывок вперед. В дальнейшем приобретенное становится характерной чертой культуры другого этноса, забывается, а иногда и умышленно не упоминается влияние первоисточника. Но в социальной действительности дружба была и до сих пор является прочной основой мирного сосуществования народов.

Повторяю, Мария-Ясыня по происхождению – аланка. Ясами русичи называли предков осетин. Мне это было приятно узнать почти 35 лет назад, так как я принадлежу к этому этносу. С великим трудом пришлось показывать и доказывать влияние и аланской компоненты на становление русской культуры, равно как и русской на осетинскую. Часто приходилось вспоминать высказывание Р. Бэкона о роли стереотипов и заблуждений в продвижении к истине. Пришлось неоднократно ездить в другую область. От Ярославля почти столько же необходимо потратить времени, добираясь до Владимира, что и до Москвы. Теперь в Осетии некоторые устроители конференций сочли меня даже владимирчанкой, так как объекты моего исследования – артефакты и интересующие личности покоятся во Владимире – столице прообраза первого русского самодержавного государства Владимиро-Суздальской Руси. В 2005 году правящему архиерею Владимирской и Суздальской епархии архиепископу Евлогию факсом отправила свою статью о Великой княгине – устроительнице Успенского женского монастыря. Не один день находила кров у строгой, но гостеприимной настоятельницы Княгинина Успенского монастыря – игуменьи Олимпиады, а до этого у матушки Амвросии. Потому-то легко было найти контакт оператору С. Цориеву, когда он приехал снимать фильм «Ясыня». Дорога ему была проторена: очень помогала монахиня Марфа, предложила генеалогическое всеволодово древо и свою концепцию происхождения Марии Шварновны.

В 2005 году после 30-летней реставрации вошел в строй Дмитровский собор (1194–1197) – шедевр культуры XII века. Я присутствовала на этой акции. И в тот же день имела беседу с сотрудниками Владимирского музея-заповедника и настаивала на ненаучности их позиции в характеристике особенностей пластической выразительности декора этого храма. Ошибочно считать своеобразие резьбы готическим стилем, как это высказала в своем выступлении директор музея перед собравшейся публикой на торжестве. А надо, необходимо квалифицировать его как скифский звериный стиль. На эту особенность обратил внимание выдающийся исследователь русского искусства и незаурядный художник Н. Рерих в своей работе «Аланские дружины в домонгольскую эпоху». Скифы – протоаланы. А аланы – предки осетин. Мне тогда, 17 мая 2005 года, до и позже приходилось неоднократно напоминать, что барсы, часто повторяемые на рельефе белокаменного Дмитровского собора, – геральдический знак алан. Об осетинской геральдике писал в 1735 году грузинский географ и историк Вахушти Багратиони, анализируя изображение на знамени вассалов Картли – князей Мачабели. Он упомянул в «Картлис Цховреба», что герб Осетии представляет изображение барса на фоне гор на красном полотнище. Именно Вахушти подписал по-грузински эту иллюстрацию – «Овсэтиса», что означало знамя/герб Осетии. Кстати сказать, грузины алан называли овсами, отсюда и произошло название народа осетины. (Замечу, что Борисоглебск – бывшее дворянское имение Мусина-Пушкина, затопленное перед II Мировой войной в рукотворном Рыбинском водохранилище, раньше называлось «Осетин»). Как повествует история, в тотальной битве 1238 года русичей, фино-угорских племен веси и ёгны с татаро-монгольским отрядом Бурундая почти все войско и население погибли, и начался первый демографический кризис на севере Владимиро-Суздальского княжества. В этом сражении погибло много народу, в том числе и сын Марии-Ясыни Георгий – Владимирский князь, а также отважный красавец Василько – сын её сына Константина, Ростовского князя, то есть Мариин внук. Напрасно его старались склонить на свою сторону посулами татаро-монголы, обещая привилегированное положение и высокий титул, он предпочел мученическую смерть в Ширенском лесу предательскому отступничеству. Героически, до последнего вздоха сражался дядя Василька – владимирский князь Георгий. Потом, через 40 лет, в 1278 году, сын Василька Константиновича – ростовский князь Глеб Василькович после похода на славный аланский город Дедяков (Дадикау, по-осетински) привел «полон мног» – много ясов-алан-осетин, как отмечали русские летописи. Они способствовали созданию в этих местах первой на Руси ярмарки. А ярославский князь Федор Чермный (медновласый), за мародерство и жадность названный народом Чёрным, привез из аланской митрополии много домонгольских икон, в том числе и икону «Богоматерь с Предвечным младенцем». Именно духовник этого князя Прохор, участвовавший в походе на Аланию и ставший потом епископом Ярославским и Ростовским, создавший Толгский монастырь, и определил последующее пребывание домонгольской иконы, названной по месту впадения речушки Толги в Волгу Толгской.

Мною неоднократно подчеркивалось, что через осетинскую княжну Марию, дочь Сварна (Шварна), по-осетински Фарна, пришла барсовая геральдика во Владимиро-Суздальскую Русь. Барсы изображались не только на стенах владимирских храмов, но и княжеских щитах. (См. мои работы: «Толгская богоматерь – трофей из Алании», «Осетины на Мологе», «Аланская компонента художественной выразительности «Федоровского Евангелия» как памятника культуры XIII–XIV веков», «О Марии-Ясыне – великой просветительнице земли Русской», «О мерах по увековечению памяти Марии-Ясыни…» и др.). Многие ученые подхватили эти идеи из моих наработок и двинули дальше изучение русско-осетинских культурных и политических связей того времени. Северо-осетинский исследователь А.А. Дигоев помогал мне верифицировать факты биографии Марии Шварновны. Он «перелопатил» множество концепций, где её считали то моравской, то чешской княжной и прочее. (В данном случае я придерживаюсь позиции Карла Поппера, изложенной в работе «Логика», о том, что рост знания достигается в процессе рациональной дискуссии, которая обязательно выступает критикой существующего знания. Попперовский основной методологический инструмент – принцип фальсификаций, смысл коего сводится к проверке теоретических утверждений эмпирическим опытом. Научными мы сочли только те положения, которые опровергаются эмпирическими данными. Опровержимость теорий фактами науки считаем критерием научности теорий). Эта процедура неоднократно проведена, поэтому можно утверждать, что она, по происхождению, аланская княжна. Мария Шварновна впитала в себя всё лучшее из обоих народов, сопрягла в своей деятельности диалектическое единство унаследованного из культуры Алании той эпохи и приобретенное в культуре Руси того времени.

Юрий Долгорукий (1090–1157) был мудр и дальновиден. Своим родственникам и сынам советовал дружить с аланами и родниться с ними, так как те были доблестными воинами. Вполне закономерно, что их приглашали на ратную службу европейские правители, о чем повествуют в Европе почти 300 топонимов от слова «алан». Потом и сами татаро-монгольские ханы приглашали их в свои военные формирования. Во времена Юрия Долгорукого (отца А. Боголюбского и Всеволода III) в Алании была мощная митрополия. Аланки нередко были женами византийских императоров. Христианские ценности прочно входили в сознание и быт. Многие ремесла и знания пришли от греков. До сего времени дошли до нас и почти сохранились добротно сработанные уникальные аланские храмы на территории нынешних Краснодарского и Ставропольского краев. Эти чудесные произведения архитектуры: Сентинский, Шоанинский храмы X и XI веков до сего времени радуют взоры путешественников и прихожан. Они находятся под чутким патронатом международной организации ЮНЕСКО. Юрий Долгорукий прекрасно понимал, что православная вера упрочивает державу. Потому он подружился с ясом Сварном (Шварном) и пожелал, чтобы ясова грудная дочь Мария, повзрослев, вышла замуж за его сына Всеволода. Да и другие дочери друга потом вышли замуж за русских князей. Так, например, одна из сестер стала женой Мстислава – сына Великого князя Святослава Всеволодовича. Сестры жили дружно и продолжали помогать друг дружке до своих последних дней.

Но самое главное , Мария Сварновна (1158–1206) оправдала надежды своего свекра. Я считаю, что по уровню своего менталитета, широте кругозора она гораздо обогнала время. Её с полным основанием можно назвать женщиной уровня лучших представителей эпохи Возрождения.Она строила уникальный Дмитровский собор (1194–1197). Следует отметить, что мариин муж Всеволод III (1154–1212) – в крещении Дмитрий, потому-то этот храм стал великокняжеским. Много сил Ясыня отдала и строительству Успенских собора и монастыря, где в последнем она и покоится с сестрами, а также с женами и дочерьми своего внука Александра Невского. Мария способствовала развитию ремесел, развитию книгочейства, написанию икон, строительству городов. Во время военных походов мужа и его соратников ладно управляла Владимиро-Суздальской державой. Искусно взращивала умных, умелых, героических детей и внуков, неистово любящих родную землю. Во время эпидемий и после буйств пожаров помогала больным и обездоленным. Народ с уважением и почтением относился к княгине.

Повторяю уже неоднократно, выражаясь современным языком, эта мудрая женщина Мария-Ясыня опиралась на добротную, основательную, имеющую большую перспективу национальную идею: основа государства – крепкая и дружная семья. В то хищническое время было очень трудно следовать христианским заповедям, часто почти невозможно. Но она придерживалась их. Каждого своего ребёнка с пеленок готовила к служению интересам народа. С детства выявляла их задатки и формировала умения и навыки. Как сейчас бы высказались педагоги, к каждому дитяти умело применяла индивидуальный и дифференцированный подходы. Так, её сын Константин строил храмы в Ярославле и Ростове, выписывал книги и знатных мастеров, Георгий стал великим князем Владимирским, защищал рубежи земли Русской, геройски пал в 1238 году в битве на реке Сить (ныне север Ярославии). Сын Ярослав стал дипломатом, взрастил замечательного сына – Александра Невского, ставшего впоследствии национальным героем России. Народ учел его ратные подвиги и незаурядные дипломатические способности. Дочери Всеволода III и Марии-Ясыни: Всеслава, Верхослава, Вышеслава, Собислава, названные в честь аланской богини Слава, взращенные с помощью мудрых педагогических приемов матери, помогали своим мужьям упрочивать княжества, а во время военных походов ладно управлять вотчинами. За свою подвижническую деятельность Мария Шварновна стала 3-й святой земли Русской (после киевской княгини Ольги, после Владимира I «Красное Солнышко», крестившего Русь). Сын Марии Михаил Черниговский, её внук Александр Невский и её правнук Даниил тоже были причислены к лику святых.

Что ещё нужно, какие обоснования, чтобы донести до широкой аудитории гражданский подвиг этой уникальной женщины? Сейчас школа превратилась в комбинат по реализации образовательных услуг. Про воспитательную функцию забыли, вынесли за скобки?! Портреты пионеров-героев, комсомольцев-патриотов, висевшие ранее во всех школах, изъяли, так как личности были дискредитированы. Как православие не может обходиться без деисусного чина, точно так же без уважительного отношения к выдающимся личностям не может продуктивно воспитываться молодое поколение. Своеобразный современный «светский деисусный чин» надо создавать! Отчасти это попытались сделать «Телеканал Россия» и «Телекомпания BиD», проводя в 2008 году акцию «Имя Россия». Зрители и радиослушатели должны были предложить, а потом выбрать значимые персоналии, связанные с Россией, путем голосования. 28 декабря 2008 года победило имя – Александр Невский.

Я не выдвигала тогда личность Марии-Ясыни, решив, что пусть активно присмотрятся и прислушаются телезрители, интернет-пользователи, радиослушатели к биографии Александра Невского – её внука, а потом вернёмся к ней. Тем более тогда так красноречиво и убедительно аргументировал свою инициативу митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (в 2008 году ещё не был Патриархом. Стал им 1 февраля 2009 года). Ах, если бы её выдвинули, да если бы о ней говорил такой блистательный оратор, всеми уважаемый священнослужитель! Но, наверное, всё ещё будет! Но я надеюсь и делаю, что могу, не жду. (Приведу перечень того, что сделано).

а) По моей инициативе создан фильм «Ясыня» (режиссер и оператор Султан Цориев).

б) По нашему заказу и консультированию написан большим другом ярославских осетин, художником А.Г. Сибриной-Харламовой портрет (размером 80 см*60 см) «Мария-Ясыня – Великая просветительница земли Русской» (хранится в офисе Ярославской городской общественной организации «Осетинская национально-культурная автономия «Алания», собственность Анастасии Редькиной-Дадиановой. Сейчас это изображение владимирской княгини растиражировано по всему Интернету.)

(В это лето, как обычно, я была в Северной Осетии. На сей раз присутствовала на праздничном молебне 28 августа 2014 года по случаю Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в православном храме во имя святого апостола Андрея Первозванного в горном селении Кобань. Была несказанно рада, увидев новую большую икону с совместным изображением сразу трех выдающихся личностей: святых Марии-Ясыни, Александра Невского, Даниила Московского. Икона с образом Марии-Ясыни появилась в Алании пока в одном, кобанском храме, пусть ещё пока до конца не достроен верхний этаж (закладка была 4 июля 2007 года). Это событие – «первая ласточка».

в) Создана по просьбе песня, посвященная княгине Марии, на стихи лауреата Всероссийских конкурсов поэзии, руководителя ЯО Союза писателей России Евгения Гусева, музыка – члена Союза композиторов России Ирины Куницыной.

г) Николай Супрун запечатлел по моему настоянию биографию Марии-Ясыни в стихотворной форме.

Низкий поклон и спасибо всем!

д) Неоднократно я обращалась к тогдашнему президенту России Медведеву Д.А. и к его супруге – руководителю фонда. (Но на предполагаемом тогда месте для стелы Марии-Ясыни в Ярославле сразу водрузили памятник Петру и Февронии). К Патриарху, министру культуры России, мэру Ярославля, к ярославскому владыке Кириллу тоже обращалась ярославская НКО «Алания» с письмами: к 1000-летию Ярославля поставить памятник в ее честь. Ведь дети, внуки и правнуки, праправнуки Марии-Ясыни созидали Ярославль!

В беседах с прежним архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом и с игуменом Серапионом (Митько) – тогдашним председателем миссионерского отдела ярославской епархии мы договорились: как только я предоставлю им полновесный материал о деятельности Марии-Ясыни (Шварновны), тогда Ярославская епархия объявит её местночтимой святой, а потом выйдет с предложением к Патриарху Алексию II о её канонизации. Продвигать инициативу планировали совместно с Владимирской епархией. Но владыка Кирилл теперь на Урале митрополит, ведает Екатеринбургом и Верхотурьем, а Серапион – заместитель председателя Синодального миссионерского отдела. Моя инициатива повисла в воздухе…

е) Вместе с дирижером В.А. Гергиевым (во время его приезда в Ярославль на Пасхальный фестиваль) уговаривали и уговорили губернатора Ярославской области С.А. Вахрукова поддержать инициативу: в нашем древнем граде в Детском парке (на пересечении ул. Свободы и Ленина) поставить памятник Великой Матери, устроительнице земли Русской Марии-Ясыне (Шварновне). Он дал добро, но, увы, областная власть поменялась 28 апреля 2012 года, дело не сдвинулось с места.

ж) На Всеосетинском съезде осетинского народа «Стыр Ныхас в Цхинвале в 2007 году с трибуны ратовала за памятник и храм её честь. Мою вдохновенную речь слышали президенты республик Северной и Южной Осетий Т. Д. Мамсуров и Э. Д. Кокойты, сидя в президиуме и аплодируя. Дело не продвинулось. Обращалась к постоянно меняющимся министрам культуры РСО-Алании, предлагала провести конкурсы макетов среди скульпторов. Навещала не раз их художественные мастерские на ул. Шмулевича начиная с 2000 года и увещевала заинтересоваться этой личностью, но не все способны быть благотворителями и работать бесплатно…

з) В 2011 году на 10-летии сочинской осетинской организации обратилась к известным предпринимателям Т. Боллоеву, А. Маргиеву и др. стать спонсорами проекта; к присутствовавшим на этом юбилее советнику министра культуры России Л. Дзугаеву, к А. Хадикову – зам. Председателя Парламента РСО-Алании, чтобы продвинуть это дело. До этого неоднократно обращалась к заместителю председателя РФ по делам ЮНЕСКО А.С. Дзасохову. Но тщетно! А ведь он – бывший президент РСО-Алании…

и) Северо-осетинская журналистка З. Гибизова тогда в Сочи сняла документальный фильм, который неоднократно показывали по телевидению РСО-Алании, где я обратилась к зрителям с просьбой увековечить память этой великой женщины Марии-Ясыни, которая уходя в созданный ею монастырь, чувствуя приближение своей смерти, призывала остерегаться междоусобиц и сохранять мир. Это завещание звучит и поныне актуально! Осетия – единственная православная республика на Северном Кавказе.

Геополитическая обстановка в мире сильно накалена. Алания до сего времени является форпостом России на Северном Кавказе. Осенью 2011 позвонила мне дважды пресс-секретарь президента Северной Осетии К.В. Гокоева, расспросила, где можно прочитать мои статьи про Марию Шварновну. Следом поинтересовался и А.Б. Тотоонов, тогда Полномочный представитель РСО-Алании при Президенте РФ.

Вывод . Если бы не было Марии-Ясыни, не было бы таких героических защитников, как А. Невский, Дмитрий Донской, не было бы культурогенного рода, к которому принадлежит и солнце русской поэзии А. Пушкин, и многих других. Увековечим её имя! Пассионарии всех регионов – присоединяйтесь. Возьмемся за руки, друзья, один – в поле не воин!

31 октября 2014

P. S. Когда была написана эта статья, пришла радостная весть. 10 ноября 2014 года в зале церковных соборов Храма Христа-Спасителя в рамках XVIIIВсемирного Русского Народного Собора будет работать секция «Отечество, возвеличенное трудами предков. Мария-Ясыня: от аланской княжны до святой русской княгини». Активно подключился и благотворительный фонд содействия возрождению этнокультурных и духовных ценностей осетинского народа «Аланское наследие». Надеюсь, что моя мечта сбудется !