Гнозис, Богоявление, Обожение: Климент Александрийский и его источники. Введение

культурными кoнтeкстaми, в чaстнoсти

Рeшeниe eгo aлeксaндрийскиx Писaниe Вeтxoгo Зaвeтa. кoтoрыx свидeтeльствуeт Св.

из другиx трaдиций и зaтeм лишь пoвeрxнoстнo приспoсoблeнным и прилoжeнным к
52; oдoбритeльнo цит. S. Aдoльф Кнaубeр считaeт, чтo «oцeнки твoрчeствa Климeнтa пo 330). History… пoлнoму прeoбрaзoвaнию в грeчeскую филoсoфию рeлигии» (Harnack. Vol. History… в: Harnack. Vol. Über die Anfänge… 2.  [21] Overbeck. S.

4.20.5-6, кoтoрoe oнa кaчeствe эпигрaфa к глaвe III) и Adv.
Сoглaснo Лoт-Бoрoдинoй ("Doctrine," 20), идeя oБoжeния былa чуждa зaпaднoму бoгoслoвскoму уму ужe зaдoлгo дo мoжeт нe инaчe, кaк путeм oбoжeния спaсaeмыx» (66.11-12, ed. Г. Heil/Ritter; пeр.
пoльзoвaться языкoм свoeгo культурнoгo oкружeния, и пoэтoму мoжнo мнoгoe узнaть
Буссe прoслeдил стaнoвлeниe эллинистичeскo-xристиaнскoгo
Kyrios…  [34] Bousset. нaшe oбoжeниe». вышe примм. Р. 429.  [35] Тaм жe. 25, 26 и тeкст.  [36] Изaбeль дe Aндиa (de Ш.
Фeoфилa, a имeннo
xристиaнскиx прeдшeствeнникoв сoстoялo, кaк xoрoшo извeстнo, в тoм, чтo всe бывшиe

друг другa. Пeрвaя являeтся исслeдoвaниeм усвoeния Климeнтoм oднoй спeцифичeски
мeнee, выдвинутoe Буссe прeдстaвлeниe oб эллинистичeскиx фaктoрax этoгo

вoзвышeниe, прoслaвлeниe, oбoжeниe чeлoвeкa, для Aвгустинa жe, нaпрoтив, этo
J. Thomas von Aquin als Meister

oбнaруживaeт у Климeнтa «дoмoстрoитeльствo спaсeния бeз бoгoслoвия Крeстa»:
xристиaнскую фaзу в рaзвитии aлeксaндрийскoгo рeлигиoзнo-филoсoфскoгo
London: Vol.1. Three Centuries.
Мысль мeтoдoлoгию, нeсoмнeннo, слeдуeт признaть чрeзмeрнo рeдукциoнистскoй.
при всём прoфeссиoнaлизмe aвтoрa, oстaются дoстaтoчнo спoрными. Испoльзoвaнную
«дивнoгo взaимooбмeнa» (кaк мoжнo былo бы oxaрaктeризoвaть ee, пoльзуясь eмким
цeпoчкa пeрeдaчи трaдиции внутри этoй шкoлы — oт Пaнтeнa дo
oтнoшeнии вывoды, к кoтoрым приxoдит в свoeм исслeдoвaнии A. Шуфрин, М.

тoлькo услoвия, нo и пaрaдигмы нaшeгo
с вырaжeниeм нaгляднoгo рaзличия мeжду грeчeскими oтцaми и eпискoпoм Гиппoнским»
Фрaнсуa Сaньяр, прaвдa, Святoгo Дуxa [Exc.
упускaeт из виду идeю oБoжeния у Иринeя («Прoтив
1]; рaвным oбрaзoм нeльзя ужe бoльшe игнoрирoвaть Р. цитaтa oттудa жe.
нa фoрмулу Иoaннa "Слoвo стaлo плoтью"».  [39] Жюль Грoсс зaмeчaeт, чтo у Иринeя «Вoплoщeниe
нo Eгo дeлoм былo сoйти, a мы вoсxoдим, пoдoбнo тoму, кaк нa лeстницe, чтo былo
чeм-тo впoлнe нoвым, чтo и сaм Лиллa кoсвeннo признaeт[15], нe снижaeт цeннoсти eгo исслeдoвaния, кoтoрoe
т. рaскoлa (мeжду Вoстoкoм и Зaпaдoм): «aвгустинoвский дуx всeй мoщью свoиx н.
Oдним из дoстижeний Климeнтa кaк твoрчeскoгo бoгoслoвa имeннo в связи с нeю, пoxoжe, в eгo синтeз вxoдит мысль Филoнa[53].
с кoтoрым сooтнoсится всe oстaльнoe в eгo мысли[46], eсть имeннo тo, чтo oн рaздeляeт с сaмыми рaнними
вo фрaгмeнтax тeкстoв вaлeнтиниaн, свидeтeльствующиx o числeннoм прeвoсxoдствe иx
мaлo, кaк oБoжeниe чeлoвeкa. Вo-втoрыx,
— срeднeплaтoничeским
christlichen Sittenlehre. S. 37-8) утвeрждaeт: "Для грeчeскиx oтцoв блaгoдaть — этo чудeснoe
497-516, 499. Early Christian Egypt.  [26] Кaк oтмeчaeт Паттерсон, «формы, которые эта мысль принимает у Иринея, P. London: Oxford University Press, 1979. P. E. G. Livingstone (Louvain: Peeters, 1997).
И мы, философы и ученые дошли до веры, что Бог есть, но Бога не познали.
8, прим. Histoire critique de три источника, из которых они, как правило, черпают"» (Lilla.
имеет какой-то более глубокий, мистический смысл, постижимый лишь методом
Чтобы
Руния справедливо характеризует как «поистине золотую жилу информации»[16]. Руния, однако, присоединяется к той критике,
во-первых, в своей эсхатологии — как
«не отдает должного своеобразию Климента»[44], а в том, что, не отдавая должного своеобразию
контекста… Истинный замысел
совершенствования. Все другие библейско-христианские темы кажутся подчиненными
христианской составляющей значимого

Мы склонны согласиться с этим утверждением как рабстве, в отчуждении от Бога".
 
Руния справедливо замечает,  [48] Lilla. ниже гл. Clement… Пирсоном идее о еврейских корнях александрийского христианства см.
Джексон, однако, текстологическим проблемам. Джексоном (в 1931 г.).
History of the Belief in Christ from the Beginnings of Christianity to
из известных нам александрийских христианских учителей — Василидом и Валентином
«Религиозный идеал» Климента — это ни много ни попросту человек, Богом становящийся[24].
предпринятые против хилиастических писаний, были столь успешными, что… Феардан [парижский профессор богословия], раскопавший их, утверждал, что они Ф. зажигательные главы [32-37 книги V] Иринеева сочинения [Adversus haereses] были утрачены для христианского мира вплоть до 1575 г…
Климента уже Ириней. Этот ответ — как я показываю в
Steenbrugis: In Abbatia S.Petri, 1976). в своем авторитетном исследовании и Пьер Вербракан (Verbraken Р. К сожалению, эту формулу Études critiques sur les sermones authentiques se Saint Augustin.
После Лиллы нельзя 50 и текст). этом контексте говорить о неоплатонизме, см. ниже, прим.
/Paed. 3.2.1/ Правильно сказал Гераклит: «Люди — боги,
не должно пониматься слишком механическим или физическим образом, поскольку
из источников, из которого Климент мог черпать через своего учителя,

свойственной этой работе сосредоточенности на источниках Климента ее выводы,
прим.  [9] Lilla. (о том, в каком смысле можно в

S. pub.  [7] Behr [orig. patristischen Literatur.
Феофила, которого Брайен Дейли считает «первым христианским богословом,
нужно всегда держать в мысли гностиков, Филона и платонизм, поскольку это те
162-163), «Бог, верховное усвоения Климентом Александрийским значимого для него культурного контекста».  [11] Лилла квалифицирует это как «гностицизм». Р.
Leiden: den Hoek, Annewies.
сей день находятся в осознаваемом или неосознанном плену у фельетонистического
1), цитирует Str. Vol.2. 1 (Münster: Aschendorff, 1970. Jahrhunderts // Kyriakon (FS J.Quasten). Ср. эссе», сочиненного Овербеком [Knauber A. S. 6.109.2: πλέov δέ ™στι τoà πιστεàσαι τÕ γvῶvαι («познать — это больше, чем поверить»). Eds. отзвук этой идеи у св. Силуана Афонского (+ 1938): «Многие Jungmann, vol.
Все эти люди могли разделять некоторые типично школе с утвержденной программой…
Но Буссе также замечает, что Ириней «не — и с такой определенностью — как это сделал Ириней»[34].
книг, которые составят позднее новозаветный канон), и православных) оппонентов. е. «душевных» (т.
Он, однако, мог могло само по себе привести Климента к этой идее оБожения.
преследуют христиане Запада, является обретение святости»…. Маубасбах (Maubasbach

 [43] Как резюмирует Руния (Runia. 1-32), … Beginnings… [Осборн] формулирует P. Philo of Alexandria… P. P. 5. 1965. Suppl. особенно на его статью "Идея истории философии" (Passmore J. осуществляется словесная и понятийная преемственность …
151). Это замечание, однако, упускает La Divinisation du chrétien d’après les Pères grecs: Contribution historique à la doctrine de la grace. играет… P.
(в процедурном отношении) обряд[14], те же
Р. 1996. Дидима Слепца» (Quispel G. Р. И опять-таки, можно 234. 327-52, 342). 50. Clement…  [50] Lilla.
(текстуально) повествования и то же
своем ответе на вопрос Cur Deus homo Климент не оригинален:
2.19.4 и Paed. (вчитывая Paed. 2.74.3 в Paed. 1.23.2: «тесная связь,
острым в критике со стороны Рунии является его замечание, что «предположение [Лиллы],

Иоанн Мейендорф, сказавшего (если можно верить известного патролога, как о.
«то, что Бог стал, на самом деле, человеком, служит [для Иринея] основанием, на

в том смысле, что какого-то рода оБожение происходит уже при крещении и
Р. International Conference on Patristic Studies held in Oxford 1991), ed. 373), признает, тем не менее, что «как и в других Livingstone.
сделали решающий шаг для устранения «стены, разделявшей новозаветное богословие
представляют «либо платоником, либо стоиком, либо даже аристотеликом, либо
Ответ в ретроспективе В.
подчеркнул неразрывную взаимосвязь "физических" и "моральных" аспектов

Doctrine de la déification dans l’Église grecque jusqu’au XIe siècle. 1 // Revue de l’histoire des religions Духом Святым, в лоне Христа-Логоса, с тройственным Светом» (Lot-Borodine M.
настаивают, что их интерпретация этих текстов не противоречит интерпретации их
J. Irenaeus. Р.  [3] Там же. 9; второй курсив E.
выступают соответственно: (1) обряд христианского крещения; (2) библейские повествования
прибл. Конечно, есть и различие —
Климент мыслит ее как жизнь, конечная цель (τέλoς) которой бесконечна. в крещении. Итак, тематически три главы монографии продолжают и дополняют
презрительно иронизирует над "mille annorum fabulam" (сказкой о тысячелетии) (O’Rourke Boyle M. Она высказывает догадку, что «усилия, Р. 36. Irenaeus Millenial Hope: A Polemical Weapon // Recherches de Théologie ancienne et médiévale. 5-16, 5, 6, прим. 10). 1969.
(и не сводимые друг к другу) составляющие значимого для него культурного
— на, соответственно, трех примерах — применяемого Климентом конструктивно-богословского
Это христианство есть Р. 411-412). Kyrios… власть…» (Bousset.
христианину по его жизни, но и возвести его на новые, превышающие то, что
причастие Крови Христовой, с грехами, а саму эту Кровь со Страстями Христовыми
котором осуществляется Божье домостроительство и достигается спасение. Но это

18-20). Р.  [31] Здесь конец цитаты согласно изданию Гераклита, осуществленному Мирославом Марковичем; Pour que l’homme devienne Dieu. 2nd rev. перенимая её в таком качестве у Лемарье, Франсуа Брюн (Brune F. 260, прим. [!] ed.
Leiden: Brill, 1986. Филона состоит в том, чтобы доискаться до скрытой истины Писания» (Runia D.  [14] Совпадает не только внешняя форма исполнения Philo of Alexandria and the Timaeus of Plato. Р.  [13] См. 54 и текст. 20).
ретроспективный (каково место этого в развитии [идей]?), проблемный (какую это
Ни в одной своей части мысль Климента не может, на самом деле, быть адекватно метода.
Byzantine Gospel: Maximus the Confessor in Modern Scholarship. 105), к примеру, подчеркивает у Gnostiker… Edinburgh: T&T Clark, 1993); о самой формуле см., напр., в кн.: Thunberg Lars. Р. восходим» (Николай Кавасила. 171-3. Crestwood, NY: St.Vladimir’s Seminary Press, 1985.  [28] Фёлькер (Völker.
Это лишь частное, хотя и 40.45). через Него делаешься богом» (Or.
возможного, превращение в бога не переставало быть идеалом, к которому
через узрение Божественной славы[36] при втором пришествии Христа[37]; но о том, каким образом произошло оБожение Его
Богом лишь постольку, поскольку Бог становится этим конкретным человеком[27]. Это не означает, что у Климента не отражены никакие
монографии показано, что именно так понимает Климент вовлеченность человека в
элемента [у Климента]» (по меньшей мере, один
влияние, которое было оказано на это христианство со стороны иудаизма и Ветхого
как приходится заключить из труда Фёлькера (возможно, вопреки намерению
составляющей этого контекста, которая представляет собой экзегезу книги (содержащей миф о Творении и историю

завершает свой рассказ о Клименте: «церковная традиция подверглась здесь
эпиграф, как слова Августина, некритически
Ульрих Шнайдер, напротив, прощения грехов посредством Христовой Крови»).
Haer. Asceticism… 74). причащении Св. Р. напр., Adv. Kyrios… Даров (см. 433), «Он с радостью полагается
Резюме Г.

"между небом и землей" ([Aut.] 2.24); там те, кто стремился к
очевидным образом
включительно, передавали и повторяли во всех автора), составляет высшую ценность для Климента» (там же, 26).
Франц Овербек уже высказывал мысль (основываясь, правда, лишь на литературной
богословских вопросах, в отношении учения об оБожении, обнаруживается очевидное
наиболее резко контрастируют с тем мнением о нем, которое мы встречаем у такого
à la déification de l’âme selon saint Augustine // Studia Patristica 27 (Papers presented at the Eleventh
как прецедент в пользу его тезиса, что группы, исповедовавшие учения, которые
Б. Ключевой вопрос

учения, и по характеру отношения к нему в Православном Предании, по крайней
«Он изображает Климента так, как будто того не заботит ничего, кроме личного
как Адольф Гарнак[20], который, в свою очередь, лишь слегка развивает влиятельное
освободил плоть и, избавив ее от порчи и от горького и смертоносного рабства,
спасения, вопреки ранним исследователям (главным образом из числа немецких
иронии: «Эти великие немецкие филологи, столь уверенные в себе, столь
понята без должного учета этих трех факторов[9]. Принимая этот результат в качестве отправной точки,
мистические вершины общения с Богом» (http://lib.eparhia-saratov.ru/books/12m/meendorf/theology1/9.html);
Обожение праведных, полагал он, впервые произойдёт соединения человеческой и божественной природ»[35].
богословского развития по линиям, прослеженным Буссе. Тем не
работы дает основание подозревать, что ее процитированное выше заключение было

контекста с необходимостью должно отправляться от его взглядов на греческую
до Христа теофаниии были откровениями иного Бога, чем Отец Христа, впервые открывшийся
сообщил ей (περιέθηκεν) нетление, [т. Буссе, однако, как уже сказано, справедливо

собой интерпретацию обряда; вторая — исследованием
Тот смысл, который что «этот термин используется весьма некритически.
Гностик поэтому интересен не Павла. «интеллектуала» XIV в. Иоанна и ап.
поставленным в эллинистическом академическом мире[45], но событием Христова пришествия в его двух

настолько Богословом: «Веруй, что Сын Божий…
84), почему 152, прим. спросить вместе с Рунией (Philo in Early Christian Literature… Р.

Для об окружении античного автора, установив источники используемых им идиом.
только интересен, как гносеологический тип, как высшая ступень ведения, но и
только римская гегемония постепенно положила конец первоначальному плюрализму
выводит меня к проблеме, с которой должен был столкнуться Климент, а именно:
не относится, например, к апологетам. Буссе справедливо пишет о том, «сколь
Эти «философские» вопросы оказываются, таким образом, у Климента частью его богословской повестки дня. И, что важнее, д. о вечности, возможность ее откровения во времени, происхождение мира и т.
D. Philo in Early Christian
который в своем предисловии к нему пишет: «Проблема с изданием Штелина состоит
которую язык обожения играет в восточно-христианской мысли, в сознание
много ни мало, как введение в христианство или, сказать точнее и в большем
ценнейшим собранием свидетельств» (Runia. 26).  [17] Runia, P.
P. Ladrange, 1846.  [16] Runia 248).
мое исследование ставит целью выяснить тот конкретный путь, которым Климент
[пять методов] изучения истории идей…: полемический (верно ли это?), культурный
2. Vol. Clement… Гарнак так S. 1). высочайшего и сокровеннейшего в христианстве» (Harnack A.

платоников о τέλoς’е человека как его «уподоблении Богу». Не предполагается, что интерпретации, которые Климент дает этим

В первой засвидетельствованной текстами.
фрагмента «Против ересей» (Adversus omnes haereses, Adv. H. Manuscript, Society and Belief in

первая часть которого знакомит со значимыми для Климента, по мнению Мортли,
Еd. Августина он едва просачивается» (Puchniak R. Augustine’s Conception of Deification, Revisited // Theōsis: Deification in Christian Theology. by
Clement… философию в целом и на отдельные философские системы в частности…. P. Philo in Early Christian
источников:

105.  [30] См., напр., Ареопагит, EH 1.3: «Произойти же [спасение] 5-43, 21). 1932.
суждение Овербека:
(гнозис, инициация) и нисходящего (теофания, Воплощение) действий События на

школы, который среди исследователей Климента разделял (хотя и в несколько
страниц…» (SC 152, 29).  [42] Именно это Эрик Осборн, адресуя свою критику, в частности, Лилле, называет

проницательно заметил Гарнак, «христианство, в отличие от ислама, никогда не
делает Рауль Мортли (Mortley Raoul. Connaissance religieuse et herméneutique chez Clément d’Alexandrie. Leiden: Brill, 1973; процитировано заглавие второй из двух частей этого исследования,
окончил, и оканчиваем там, где Он начал.., и хотя один и тот же предлежит путь,
же относится часть литературы, известной под названием неопифагорейства…[4]
процесс развития в целом мы должны рассматривать, тем не менее, в Завета…
замечает, что «важно не упускать из виду то, как в западной культуре
сопровождает комментарием: «видеть Бога значит пребывать в Боге. Как видеть

Haer. Incorruptibilité et divinisation de l’homme selon Irénée de Lyon. Paris: Études augustiniennes, 1986. 4.38.3 (цитируется ниже в Р.
2).  [2] Bousset Akademie, 1952.

этих традиций соответственно: (1) представления последователей Василида и Валентина
[1] В этом среднеплатонической интерпретацией этой цели как «уподобления Богу»).
усилия по устранению его погрешностей (см., напр., список исправлений в SC 278, 21-2) — работа, которую начал сам Штелин во втором
действительно был — в частном порядке – лжеучителем», и что «из его писаний
никакое «восприятие и возвышение» платонического идеала «уподобления Богу» не
Из-за них стало заблуждение и сделало неспособными [к богопознанию]…
формально к Аристотелю[54], но пришедшее ко Клименту в одной упаковке со
обосновывается»[19]. Но Руния, кажется, упускает из виду, что Лилла,
синтезе Климента, и тем самым не видит внутренней структуры этого синтеза,
создается впечатление, что богопознание в истинном смысле доступно только
По Аду), есть не кто иной, как Творец мира.
контексте культурного мира греко-римской империи… предтечи христианского гностицизма — и сюда

верна, то трудно предложить лицо, более пригодное на роль такого иудейского учителя,
как их церковный интерпретатор, делит с одной из трёх других традиций их
произойти с каждым из тех, кто носит Его имя; но «[мы] начинаем оттуда, где Он
как, исходя из его христианской перспективы, понимать богоявления (теофании), о
Религиозно-историческая школа и, в особенности, Вильгельм Буссе

Шуфрина, закончившего Свято-Владимирскую Семинарию (штат Нью-Йорк), а затем защитившего докторскую диссертацию в Принстонской Теологической Семинарии и в настоящее время работающего в Принстоне, написана в первую очередь в контексте тех споров о Клименте Александрийском и Александрийском гностицизме, которые велись и ведутся на Западе. Изучение истоков этой традиции представляет огромный интерес, а возникающая здесь проблематика, надеемся, вызовет живое обсуждение и станет одним из стимулов развития патрологии в России. Русскому читателю не просто войти в контекст этих споров. Максима, прп. Внимательное чтение книги А.М. Чрезвычайно интересно для русского читателя будет и сопоставление некоторых важных аспектов учения двух великих учителей Церкви — св. Шуфрина позволит читателю познакомиться не только с целым спектром представлений, имеющихся в современной науке относительно истории раннего христианства, но и прикоснуться к живой мысли, без обиняков ставящей вопросы о сути церковного Предания, о соотношении философии и мистического богопознания, не боящейся самых трудных проблем, возникающих в этом контексте. В самом деле, ведь и среди православных патрологов, связанных с традицией русского богословия, оценки наследия Климента Александрийского тоже весьма расходятся[1]. На Западе все еще ведутся споры вокруг личности этого Учителя Церкви. Хочется надеяться, что обсуждение вопросов, поднимаемых А.М. Григорием Паламой и другими исихастами. Неоднозначно оценивается Александрийский гностицизм и его значение для формирования идей великого христианского апологета и мистика, вошедших впоследствии в церковное Предание. Симеона Нового Богослова, венчается свт. Шуфрина о Клименте Александрийском (A. Вниманию читателей предлагаются главы русского перевода книги А.М. Фердинанд Каттенбуш[1] Шуфрина о Клименте Александрийском (A. Choufrine, Gnosis, Theophany, Theosis: Studies in Clement of Alexandria’s Appropriation of His Background (Patristic Studies 5; New York: Peter Lang, 2002).  Г.И. Предваряя эту публикацию, хотелось бы обратить внимание читателей на несколько важных моментов. Монография А.М. Отношение к наследию Климента Александрийского среди богословов неодинаково. В контексте этих споров портал "Богослов.Ru" начинает публикацию глав русского перевода книги А.М.

человек, «достигающий совершенства в общении с Богом» в понимании Климента есть
(что это говорит об окружении [автора]?), доксографический (что именно сказано?),
Тертуллиан пожалуй увидели бы в Клименте одного из своих гностических противников»
точку исследование Лиллы. Тот факт, что его подход к Клименту не является

выяснить, как Климент именно синтезирует различные
Для того, чтобы понять мысль автора, коллекционированию марок. — согласно резюме его обзорной работы (Osborn E. Cambridge: University Press, 1981. The Beginnings of Christian Philosophy.
же через тебя человек, насколько ты
Христос явился, чтобы сокрушить их необходимым явление Логоса на землю.
этих традиций, он нивелирует различия между ролями, которые они играют в
в процессе распространения текста из целой группы рукописей исчезли добрые пятнадцать
утверждения Овербека, выявив корни предпринятого Климентом синтеза, который,

Ср., однако, там же, синкретизма, см. I, прим. 197.
Другая задача — показать, почему Увидеть это отличие — если оно есть — одна из моих задач. (формально) понятие, что и они — хотя и, возможно, отличным от них образом.
Дейли совершенно причастниками Божеского естества (2.26)» (Daley B. 24). Cambridge: University Press, 1991. The Hope of the Early Church: A Handbook of Patristic Eschatology.
Читая Климента в контексте церковного
которую мы находим у Иринея), нет ничего специфически христианского.  [41] Марджори О’Рурк Бойл напоминает, что «более тонкие богословы, пришедшие на
42). [Его] §§37-39… Р. чем Филон. целиком 16 и прим. Действительно, как указывает Руния, ссылаясь на две статьи Д.
Иное дело веровать, что есть Бог, и иное — знать познали Бога, хотя и веруют.

прав, утверждая, что "если мы хотим хорошо понимать св. Климента и Оригена,
Этой его Климент называет «гнозисом»[22].
Иероним, в In Isaiam XVIII (PL 24, 627), упоминает труд Иринея и привиделось…
выражению Гарнака, «осуществившейся истории» (Harnack. ([1934]; Eng.  [47] Начиная с Вальтера Бауэра (Bauer W. History… trans.: [London: SCM, 1972]), Александрия рассматривалась
привязывает Климента к нескольким в корне различным традициям» и в силу этого
и с оттенком некоторого критицизма — обратившись к изучению «религии первоначального христианства… Буссе и в самом деле показал, что на становление
задумывается над вопросом об образе
определялась[17]. Соответственно, наиболее
критики» в адрес работы Лиллы со стороны Эрика Осборна Руния в своей первой
Барди имел основания написать [‘Divinisation’, в: DSp 3,1389]: «Тогда как для греков достижение богоподобия и даже, в меру и глубокое различие между греческими и латинскими отцами.
для нас образец» (F.  [15] Одно из примечаний Лиллы к вводной части его Extraits de Théodote. Paris: Cerf, 1948 [=SC 23]. P. 2, прим. ниже гл.
этой, если употребить выражение Осборна[43], «ретроспективной» перспективе слабость подхода
в радикальном смысле «осуществившейся» (тогда как эсхатология Иринея — футуристическая[40] и даже хилиастическая[41]), и во-вторых, в своем понимании первого пришествия Христа — как не
the second and third centuries // Centres
которую Осборн и Анневис ван ден Хук высказали в адрес методологии Лиллы:
пропитаны мистицизмом Меркавы» (Scholem G. Jewish Gnosticism, Merkabah Mysticism, and Talmudic Tradition. 10). The Ethics of Aristotle Illustrated with Essays and
вдруг оказались [в числе его «неоплатоники (жившие даже позднее Климента)…
как будет показано, удерживает эту интуицию, но расходится с Иринеем,
(oὐκέτι φωvῇ παραδιδόμεvov — Str. 7.2.3), но, как будет показано,
богословского синтеза, начавшееся, как он считал, с Павла, лишь до Иринея, в богословии
своей мысли, что Бог, который открылся на Иордане (а также, как я показываю, в
утверждение подобного рода не может вполне передать эту идею со всеми
Не только с гносеологической стороны, но и как нравственно-мистический образ.
Такой усваивает каждую из трех названных традиций[10].
Это фундаментальное различие ориентаций продолжает возможностей человека.
тем, что я воспринимаю Климента исходя из значимого для меня, как члена Церкви, культурного контекста, т.  
Salvadore. Oxford: University Press, 1971. Изложение точки зрения Антонии Влосок, согласно которой богословие просветления Климента представляет собой всего лишь
(в отличие от идеи оБожения,
 [33] Ср. смог решить лишь часть текстологических проблем. прим. 1): «Именно Воплощение сделало возможным Марру к этому месту (SC 158, 17, прим.

христианством», но основывает его на событии Боговоплощения. Человек становится
Климент не просто «связывает» этот идеал с «Иисусом Христом и церковным
александрийские взгляды, как, например, тот, что тексты Священного Писания
Однако сходятся все линии предшествующего развития…
другие аспекты Христова дела, но только
объектам, с необходимостью должны быть такими же, как в названных традициях, но
мере до VIII в.,
выявления этих связей три выполненные мною исследования сосредоточены
вынужден мыслить в идиомах своего окружения (он «зависит» от него). Понять вопрос,
то искажение человеческой природы, от которого, согласно Клименту, исцеляет
аспектах: откровения Бога и оБожения человека. Этот центральный предмет его интереса,

232) утверждение, что Климент Literature… P. P. 153; имеется в виду высказанное Лиллой в заключении (Lilla. Clement…
именно такой отсыл вычитывает из Exc. 76.1 (ἵvα κατ¦ πάvτα ¢κoλoυθήσωμεv αÙτù): «в этом, как и во всем, Христос
Homo… Р.  [37] Хотя некоторые выражения Иринея можно понять благодати в этой жизни, не достигается иначе, чем посредством видения» (de Andia.
Предания, обнаруживаешь, что его мысль одушевляется не каким-то набором проблем,
валентиниане, согласно Климентовым «Извлечениям из Феодота» (Excerpta), крестили во имя Отца, Сына и

рассмотрении, таким образом, понимания Климентом, соответственно, восходящего
«стремился преобразовать свою религиозную веру в монументальную философскую
таким образом, рассматривается мной как результат пост-иринеевского
Мак-Кью (McCue J. веры и практики. Р. Подтверждение этому он находит
of Learning: Learning and Location in Pre-Modern Europe and the Near East. Они были, однако, не Еds. J.W.
из виду хилиастическую перспективу Иринея (см. Как отмечает Бер,

Три основные части предлагаемой книги, таким образом, суть исследования контекста.
в том, что издатель не был достаточно чувствителен к семантическим и
Нет центрального локуса, которым бы его мысль направлялась и христианству.
приводящий веские доказательства в пользу святости Климента и по содержанию его
В ответ на эту критику Руния (Runia. 66 и прим. 26) справедливо Р. Philo of Alexandria… использовал, пытаясь их решить».
новооткрытых проповедей), заключает, что «сравнительно с выдающейся ролью,
церковными чинами, а мирянами. Они были твердо

Клименту могло быть важно проинтерпретировать указанные три объекта. Если исходить из нее, Климент просто

408) — для изучения которого, мне кажется, лучше всего обратиться к же.
на самом деле предпосылкой его исследования: «Я думаю, что Э. Вашро совершенно

присутствие в «синтезе Климента» элементов христианского гностицизма, как это
дело спасения было [для Иринея] совершено Христом путем смирения, страдания и
вкладывает в него Лилла, ближе к "гнозису", чем к "гностицизму", если воспользоваться
произведения сделать из новоначального христианина христианина совершенного;
для этих традиций, к их развитию (в той или иной мере творческому) Климентом. В

Andia Y. Homo vivens:
Die christliche Platonaneignung in den Stromateis des Clemens von Alexandrien. Подзаголовок предлагаемой богословским и, будто бы синкретическим, религиозным). Berlin: De Gruyter, 1983).
к язычникам», то все предыдущие издания превзойдены изданием Марковича,
различными ее нюансами, идею, для которой он все время ищет новое и новое
развития как синкретических — взгляд, типичный для религиозно-исторической
монография, состояла в том, чтобы оценить богословскую справедливость
Местом этого преображения заговорившим о цели христианской жизни в терминах обожения.
Филону. Было бы
найденных у Климента, к их параллелям в других традициях[42], а от идей, характерных
Хосе Орос Рета последнее остается для него запретным, поскольку он не может допустить … взаимопроникновения природы божественной и природы человеческой».
прежде всего экзегетом; он видит свое уникальное призвание и задачу в

или страх, что читатели соблазнятся отвергнутым мнением, факт остается фактом:
12-13. Ш. добавлен мною — А.  [6] Overbeck  [5] Там же.

The Expansion of Christianity in the First позднее, в эпоху жесткого кальвинизма…)» (Harnack A.

Vol. 23). History… Harnack. Ранняя Церковь не знала принципа sola Scriptura (ср. 2, 33-35, 57-59). Williams and Norgate, 1904. Ее христианство было религией Боговоплощения или, по
 [46] В частности — то, как Климент использует Писание. Было бы большим преувеличением «Трансцендентность Бога».
Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1943), изображавший Климента стоиком; о других исследованиях, где его Klemens von Alexandreia und sein hellenisches Christentum. нескольким философским традициям [как делал, к примеру, Макс Поленц (Pohlenz Max.
как высшая ступень святости (курсив

the Council of Ephesus
понес на себе плоть. Но сострадательный Бог боги — люди»[31].
противоположном тому, в котором двигался Лилла: не от разнообразных идей,

решаемая мной в трех исследованиях, которые включает в себя предлагаемая
является привлечение им Филонова понимания ветхозаветных теофаний для проведения

Alexandrinus. Berlin:
Здесь следует отметить, что подобная оценка Климента как своего рода именно эту точку зрения, приписывая ее Клименту, Мейндорф считает ошибочной.
предательством по отношению к Филону отрывать его идеи от их экзегетического
немногим образованным и интеллингентным людям, что одним лишь им дано постичь
лишь то, что он интерпретирует тот же
было и так и не стало религией книги в строгом смысле слова (разве что гораздо
Лиллы не в том, что он, как утверждает Анневис ван ден Хук, «слишком жестко

ересей» которого он датирует, как и «К Автолику» [Ad Autolycum]
вмешательства в человеческую историю…. Лишь господство демонов ввело людей в
эллинистическо-христианского богословского синтеза повлиял целый ряд других
человеком, чтобы человек стал Богом» — снова приводит, и даже выносит в
крыльев устремляется к благодати visio beata
подробностях одну и ту же драматическую историю в трех[, относящихся, соответственно, к прошедшему, настоящему и будущему,]
Наиболее развернутым является утверждение: "для того Сын Божий разнообразны.
которого, как утверждает Буссе,
Климентом текстов Иринея, выведенной Робертсом из факта обнаружения в Египте
ответом на который стала мысль античного автора, входит в этом случае в герменевтическую
монахи, учимся в законе Господнем день и ночь [Пс. 1:2], но далеко не все

Не Христос, а христианин, вот что, задаче воспитания и взращивания индивида.
Они достигли этого — как признает Бультман, хотя и историю вероучения ранней церкви»[2].
Р. выражением из греческого рождественского песнопения, которое приводит Лемарье [Lemarié. Manifestation… 149]) — формулу «Бог сделался
Franz. Über die Anfänge der

О высказанной Биргером оппонентов, но лишь добавляет к ней еще один пласт смысла.
монографии замечает: «Осборн не раз попадает в точку, но книга [Лиллы] остается
«лишь либерализованный иудаизм диаспоры» (Там
характеристике, не лишенной справедливости, недостает, однако, точности определения
Августина встречается и сотериологическая формула Иринея: «Сын Божий стал сыном
Пантена, «испытавшего прямое влияние гностических идей»), справедливо[49], но утверждать в связи с этим, что Клименту этот
Структура, метод и цели A.
  задаваемой этими ролями.
(Oroz Reta José. De l’illumination
написаны Иринеем и были исключены из-за отчетливо выраженных в них
соответственно на трех репрезентативных объектах, каждый из которых Климент,
меня убедили доводы Марковича в пользу того, что последующее принадлежит
 [1] Kattenbusch Беневич)» (http://www.mystudies.narod.ru/library/k/kern/patr1/kern18.htm#4). наш – Г. И.
богосыновства, умерщвленного грехом, возрождаемого благодатью и воссоединяемого

стремились философы, латиняне, в большей мере реалисты, удовлетворялись
Kyrios Christos: A Wilhelm.
Именно в силу
Р. 145), с другой стороны, не выдерживает критики хотя бы потому, Афанасия, св. La Manifestation du Seigneur: La liturgie de Noël et de l’Épiphanie. Иринея и св. Stephen Finlan and Vladimir Kharlamov.
Участие в самой жизни Бога, которое начинается по свет — значит… пребывать в нем…
Asceticism and Anthropology John.
В качестве репрезентативных объектов на аристотелевском понятии τέλoς[13].
Мое исследование будет, поэтому, двигаться в направлении синтеза, формировавшего восточно-православную богословскую традицию.
F. Leipzig: 2. Vol.
цитирует ("Dominus noster I.C., fratres charissimi…"; PL 39, 1997), среди suppositions (подложных); не относит его к числу подлинных
Климента роль смерти Христа как замещения нашей смерти («божественный Спаситель
Literature: A Survey (Assen, Netherlands: Van Gorcum, 1993). Относительно «острой P.
Что касается «Увещевания цит.
О’Рурк Бойл в своем введении к изданию «Против ересей» в SC: «Было ли это заботой о том, чтобы не повредить репутации Иринея как православного,
Divine… P. 500, прим. 6).  [27] По слову одного из трех «вселенских учителей», Григория, прозваннаго выражение» (Patterson.
контекста, которая представляет собой понятие человеческой конечной цели (τέλoς’а) (понятие, восходящее
исцеление, освобождение, примирение [с Богом] человека больного, пребывающего в
[блаженного видения], ибо только оно может даровать

открывалось ему в формах инициации, вершины, воздвигнутые Церковью за свою
Это были, на самом деле, харизматические διδάσκαλoι, а не держатели академических кафедр в какой-то что вдохновлял апостолов.
Климента почти полностью сводится к ее составляющим, по большей части заимствованным
97 и ниже.  [23] Harnack. History… Преподобный Силуан Афонский. Vol. III, текст у прим. Kyrios… С.  [24] Ср. Бога» (Архимандрит Софроний (Сахаров). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. Относительно недавней оценки возможности использования P. 325.  [25] Ещё Буссе заметил: «На вопрос Cur deus homo Ириней дает ответ небывалой прежде ясности….
хочет не только воспроизвести в этом произведении то, что уже было знакомо

задачу историка.  

(погружение), но и общее богословское содержание обряда (например,
существующая для Климента между φθoρά [гибелью] и ἁμαρτία [грехом], неявно выражает идею

для него александрийского интеллектуального контекста, которая представляет

Роберт Пучняк, человеческим, чтобы сделать сынов человеческих сынами Божиими».

трех моментов, составляющих, на мой взгляд, как раз тот «центральный локус» мысли
Христе (теозис, оБожение), которая для Климента начинается, за счет того же События,
Theologie als christliche Philosophie: Zur Bedeutung der biblischen Botschaft im Denken des Clemens von Alexandria. Berlin: de Gruyter, 1999. 82). «чудо спасения состоит… Шнайдер справедливо указывает на одностороннесть подхода Фёлькера:

внешний характер носит у них доказательство необходимости сверхъестественного
хилиастических взглядов» (там же. The Phantom Heresy: Did 10]; ср. Норманом Коном, будто хилиазм был соборно осужден («в 431 г. 11). Р. 6, 7, прим.

(Oroz Reta. De l’illumination à la deification. Р. Этот вывод не противоречит тому, что у

P. 209. in Irenaeus and Clement. Карлфрид Фрёлих даже высказывает предположение, что «Ириней и Oxford: University Press, 2000.
аллегорической интерпретации… Существовала непрерывная, не прерывавшаяся
что уже собратья Лемарье, бенедиктинцы, поместили Слово 128, которое он
Таким образом, то, что их «христианский — и их последователями[47].
признавая все то
высказывая это «предположение», явным образом опирается на такого крупнейшего авторитета,
В-третьих, найти ее во вполне отчетливой форме в ответе Иринея на вопрос Cur Deus homo (Зачем Богочеловек?)[25], а именно: «Бог стал человеком для того, чтобы человек мог стать богом»[26].
е. форме), что только с явлением Климента Александрийского патристическая (т. Задача,
(греческая) философия религии…, [есть средство] достижения и изложения систему». е.
толковании Библии» (Von Campenhausen H. 67). 5.65.2), ни через устную традицию S. Bonn: Rheinische Friedrich-Wilhelms-Universität, 1968. S. 3rd ed. Παράδoσις und γραφή bei Clemens von Alexandria. Griechische Kirchenväter. Stuttgart, n.d.
vii): «Ценность философии», «Этика», «Pistis» (вера), «Gnosis» (знание), «Происхождение мира», «Логос», Brill, 1988.  [45] Cр. Р. 18. оглавление книги Лиллы (Lilla. P. Clement…
гностицизм[48] следует рассматривать как источник христианского
Если эта реконструкция выше прим. ниже гл. источников]». Р. Original doctrine… ниже гл. 28. Эти александрийские раввины…  [52] См. Ср. 1, прим.154. 342).
протестантов), которые критиковали Иринея за "физическое" понимание спасения,
Богу и соблюдал Его заповеди, вновь обретут первоначальную гармонию тварной
уже больше сводить «эллинистическое христианство» Климента к одной или
Во-первых, Климента, который Руния не нашел у Лиллы.
The Christian ‘School’ of Alexandria in R.
рассмотревший недавно все подобные высказывания Августина (с учетом его

интерпретации, принадлежащих его александрийскому окружению. Показательны для

проповедью вполне человеческой морали, осуществимой за счет естественных
презирающие бедного аббата Миня…» [SC 70, 93-4,
выяснить, в чем мог состоять этот вопрос для Климента, я возьму за отправную
главе я пытаюсь это преемство проследить. Это

(Froehlich K.  [8] Lilla 1-29, 16). Philadelphia: Fortress Press, 1984. Introduction // Biblical Interpretation in the Early Church, Trans. and ed. K.
конспекту его лекций: «Введение в святоотеческое богословие»), что «Климент
Климент, человеческой природы при первом пришествии, Ириней едва ли есть, что сказать[38].

то вполне справедливое положение, что автор, чтобы быть понятым, должен

открывающего [Его посредника], а именно — Иисуса…». Это
о вторжении Бога во Христе в историю (the Christ-event)[11]; (2) библейская экзегеза Филона[12]; (3) эллинистическая этическая теория, основанная
человеческого образа жизни в божественный будет Рай, "промежуточное" место
усвоения им одной специфически иудейской

Как давно уже через Свет, просвещающий ум, безмолвно сосредоточенный в молитве.
будто целью Климента было построение "философской системы", нигде не
Der wahre Gnostiker nach Clemens S. 7; сочувственно процитировано Вальтером Фёлькером (Völker W. 102-34, 106, прим. C. J.
62 и прим.  [40] Связывая оБожение с посмертным состоянием, Ириней не отличается в этом от 91). P. греха» (Behr.

240 [ad Fr. Heraclitus: Greek Text with a Short Commentary (editio maior). Клименту (комментарий в кн.: Marcovich M. Хотя издатели SC обычно следуют этому последнему, в них предприняты Р. Merida, Venezuela: The Los Andes University Press, 1967. 47]).
Vol. l’école d’Alexandrie. Paris:
1-2; 1, прим. 1, Р. 2, прим. Р. платоником в метафизике и богословии, и стоиком в этике», см. Clement…
принципа: все события евангельского повествования о Христе прообразуют то, что должно
P. В третьей главе настоящей London: Longmans, 1866. 2nd rev. ed. Notes. Vol.1.
самым будет показано наличие у Климента радикально нового шага в развитии
ему "свет славы". Он ощущает и сознает себя призванным к блаженству — а не к обожению;
Откровения); третья — исследованием усвоения им одной специфически школьно-платонической составляющей этого

исправленном издании первого тома (о чем Анри-Ирене Марру замечает не без
отмечает, что «никто не ставил в центр провозглашение обожения человека до того
1947) является то, что он Man and the Incarnation. смерти…
книги, «Studies in Clement of Alexandria’s Appropriaton of His Background», можно было перевести как: «исследования путей
природы (2.17), и получат новые, беспрецедентные дары, которые позволят им стать
оБожение.
о творении изначального Света и обращении Аврама; (3) понятие средних

смену [Иринею], подвергли суровой критике то, что ему в таких подробностях
считались еретическими с точки зрения восторжествовавшей в III веке ортодоксии, в ранней Церкви преобладали, и что
фон Кампенхаузеном, что «Климент… как богослов является утверждать вместе с Х.
Иордане, в последней главе монографии будет рассмотрено понимание им жизни во
Ибо моя цель — модифицированном виде) Сальваторе Лилла[8] — должно быть отвергнуто.
хотя бы в том, что в Феофиловой идее оБожения, очерченной в цитате из Дейли
Целью, которую выказывать себя в ходе завоевания христианством средиземноморского мира.
Цель Климента — ни
 [18] «Наше исследование значимого для Климента культурного Philo in Early Christian Literature…
 [49] См. 14. одобрительное резюме статьи Рулофа ван ден Брука (Van den Broek хорошо известным различением, введенным на конференции 1967 г. Philo in Early Christian Literature. ниже в гл. Р.
2003. 105-112). 24. Р. (431) Condemn Chiliasm? Аделен Руссо склонен, тем не менее, принять объяснение
стал Сыном Человеческим, чтобы человек, будучи воспринят Словом и получив
Он хочет посредством, так сказать, литературного соответствии с духом его работы, посвящение в…
для Него последним, когда Он сходил, то становится для нас первым, когда мы
подход подразумевает деконструкцию идеи «зависимости». В основе этой идеи лежит
актах: историю человека, рожденного в блаженстве-бессмертии

решает проблему?)».  [44] Van

убеждены в своей причастности не только апостольской традиции, но и тому же Духу,
необходимо вникнуть в проблемы, которые его занимали, и в доводы, которые он
интерпретации, общих для Климента и указанных традиций, в моих исследованиях
Итак, в

элемент был нужен, «чтобы найти удовлетворительное решение неоплатонических
Мое преимущественное к ним внимание обусловлено лишь Воплощение и оБожение[28].
на Иордане. Это был основной пункт, по которому возражал этим предшественникам
интеллектуала-элитиста у Мейендорфа, стилизовавшего Климента едва ли не под
усыновление, смог стать Сыном Божиим" (AH III.19.1). Но ни одно развернутое
оБожения. Тем
проблем»[50], значит приписывать ему иерахию мотивов, обратную
средней части своей монографии (гл. 2) — подразумевает касание таких тем, как представление
наболее радикальное, выражение более общего и, как мне представляется, фундаментального

претерпел смерть за нас») и умилостивления за наши грехи; он склонен отождествлять
проистекающее из его, якобы, недооценки подлинно катастрофических масштабов
Именно теперь уже полуторавековую историю[21].
Существо, непостижим, и получить о нем какое-то знание можно лишь через