Гольдшмидт: в Пурим надо пировать, угощать друзей и делиться с бедными

О наступающем празднике Пурим как благодарности Богу за спасение евреев от геноцида, старинном свадебном обычае форшпиль, особенностях проповеди иудаизма и желании встретиться с исламскими лидерами Саудовской Аравии рассказал в интервью РИА Новости президент Совета раввинов Европы, главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт© Фото: фото предоставлено Конференцией раввинов Европы

О наступающем празднике Пурим как благодарности Богу за спасение евреев от геноцида, старинном свадебном обычае форшпиль, особенностях проповеди иудаизма и желании встретиться с исламскими лидерами Саудовской Аравии рассказал в интервью РИА Новости президент Совета раввинов Европы, главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт. Беседовал Виктор Хруль.

— Поздравляем вас и вашу общину с наступающим праздником Пурим. Каков смысл этого праздника и какие заповеди надо исполнить?

— Праздник Пурим — это благодарность Всевышнему за то, что он спас евреев от первой попытки геноцида, физического уничтожения еврейского народа. Основной посыл праздника Пурим в том, что любой человек или общество, оказавшись в тяжелой и, на первый взгляд, безвыходной ситуации не должен впадать в отчаяние и терять надежду. Сегодня, празднуя Пурим, мы вспоминаем о событиях, которые произошли с евреями 2,5 тысячи лет тому назад. Тогда евреи, находившиеся в крайне тяжелом положении, не имея ресурсов и будучи обреченными на гибель, смогли изменить ситуацию и защитить себя в день, который мог оказаться траурным для еврейского народа.
Можно выделить четыре основные заповеди Пурима.

Во-первых, праздник является единственным днем в еврейском календаре, когда положено пировать, проводить большие трапезы и напиваться допьяна. Это считается заповедью и связано с тем, что именно во время пира, где пили много вина, царица Эстер сумела убедить своего мужа Ахашвероша отменить повеление об уничтожении евреев и позволить им встать на свою защиту.

© РИА Новости. Руслан Кривобок | Перейти в фотобанкТоржества, посвященные еврейскому празднику Пурим, прошли в Московском еврейском общинном центре

Вторая важная заповедь Пурима — чтение Свитка Эстер, которое проходит в синагогах и общинах. Свиток Эстер — это часть Танаха, которая описывает все чудо Пурима и события, которые мы вспоминаем в эти дни.

Кроме того, есть еще две заповеди, призванные укреплять национальное единство евреев. Их происхождение связано с тем, что когда Аман призывал царя уничтожать евреев, он указывал на то, что еврейский народ разъединен, не дружен и не может договориться между собой. Одна мицва называется «Мишлоах манот» — это посылка угощений друг другу, а вторая «Матанот ле-эвйоним» — подарки бедным. Мы выполняем эти заповеди, чтобы укреплять единство еврейского народа.

— В России продолжается возрождение древних еврейских обычаев. В частности, в эти дни в Москве говорят, что дочь главного раввина столицы выходит замуж с соблюдением еврейского обряда форшпиль. Что это за обряд и как он совершается?

— В Талмуде сказано о том, что невозможно вступить в брак и сыграть свадьбу сразу же после знакомства — это говорит о несерьезности брака. Поэтому еврейская свадьба включает в себя несколько предсвадебных традиций, и форшпиль — одна из них. Само слово «форшпиль» с идиш переводится как «прелюдия, подготовка». То есть невозможно сразу же прийти к радости и совершенству брака, нужно пройти еще несколько ступеней на пути к нему. У нас также есть и послесвадебные традиции, например Шева Брахот — на протяжении шести дней после свадьбы принято устраивать для новобрачных трапезы.

Юрий Каннер, который возглавляет Российский еврейский конгресс и является потомком основателя хасидского движения раввина Исраэль Баал-Шем-Това, решил провести форшпиль в честь бракосочетания моей дочери Рахель. Форшпиль собрал в себе множество традиций. Обычно проходит большая трапеза, устраиваются танцы, хатан (жених. — ред.) произносит Двар Тора (Слово Торы. — ред.), его забрасывают конфетами, все гости поздравляют невесту и жениха и дарят подарки.

— Чем вообще отличается обыденная жизнь нерелигиозных евреев от жизни традиционных иудеев? Что особенно заметно?

— Самое главное различие между светским евреем и религиозным в том, что последний должен постоянно задавать себе вопрос: «Чего от меня ожидает Всевышний? Как я должен поступить?» И это касается всех сфер жизни религиозного человека, будь то бизнес, семья, взаимоотношения с другими людьми. Я не могу сказать, что так ведут себя все религиозные люди, но так должно быть.

Что же касается образа жизни, то, безусловно, наличие 613 заповедей, данных еврею, и стремление к их выполнению накладывает свои особенности на повседневную жизнь религиозного человека. Соблюдение шаббата (субботы. — ред.), кашрута (заповедей, связанных с едой. — ред.), молитвы несколько раз в день — все это влияет на образ жизни и обязывает человека выстраивать его в соответствии с заповедями Всевышнего и еврейской традицией.

— Говорят, что иудеи принципиально не занимаются миссионерством, то есть не пытаются обратить в свою веру неевреев. Почему? Неужели не хочется, чтобы весь мир стал иудейским и жил по заповедям, которые вы считаете правильными?

— Если нас спросят, хотим ли мы, чтобы с приходом Мессии наше вероисповедание было принято как истина, мы, конечно, ответим: да.
Но при этом в отличии от мусульманского мира, где для обращения в ислам ведутся войны, и в отличии от христиан, делавших попытки обратить в свою религию весь мир, мы не ведем никакой агитационной, пропагандистской деятельности и тем более не ведем войн для обращения в иудаизм.

Мы считаем, что единственное, что мы можем делать, это показывать личный пример. Это должен делать как каждый отдельный иудей, так и еврейская община, и еврейское государство, основываясь на законах Торы, правах человека и справедливом обществе. Показывая миру нашу религию и ее принципы, мы можем быть уверены, что в будущем люди сами захотят прийти к иудаизму.

Стоит отметить, что несколько месяцев назад Ватикан выпустил документ, в котором сказано, что католичество отказывается от миссионерской деятельности и попыток обратить евреев в свое вероисповедание. Это говорит о том, что наша позиция и правила игры, которых мы придерживаемся, принимаются другими религиями.

— Как вам удалось отстоять посольство Израиля в Минске? Нежели Совет раввинов Европы имеет такой вес, что может оказывать влияние на решения правительства Израиля?

— Самое главное, что мы, как Совет раввинов Европы, который включает в себя около 700 ведущих раввинов из разных стран, официально обратились к правительству, указав на то, что в Белоруссии очень большая еврейская община, огромное еврейское наследие и прошлое, и что важно, мы обратили внимание на возможные последствия такого решения.

Мы были услышаны, и наша рекомендация была принята. И я очень рад, что посольство Израиля в Минске продолжит работу.

— Какова позиция КЕРООР по поводу репатриации евреев в Израиль? Если все уедут, с кем вы останетесь?

— Позиция КЕРООР, как и любого отдельно взятого раввина, заключается в том, что задача общины любого города, будь то Москва, Нью-Йорк или Париж, — обеспечить живущим там евреям все условия для полноценной еврейской жизни и соблюдения традиций.

© РИА Новости. Виталий Белоусов | Перейти в фотобанкЗарубежные страны. Израиль

— А можно эмигрировать в Израиль нееврею, если очень захочется? Что для этого надо сделать?

— Любой еврей и члены его семьи имеет право репатриироваться в Израиль по «Закону о возвращении» — это принцип еврейского государства. Также нееврей может пройти обряд гиюр, принять иудаизм и, соответственно, получить право на репатриацию.

Но если человек хочет прийти в еврейство только ради израильского гражданства и корзины абсорбции, это очень печально. Поэтому свод иудейских законов — Алаха — требует от раввината Израиля очень внимательно смотреть на причины решения о принятии иудаизма каждым соискателем гиюра.

Так или иначе, несмотря на то, что Израиль очень маленькая страна, он открыт не только для евреев. Множество людей, проживающих в Израиле, не имеют отношения к еврейству. Как и большинство стран, Израиль позволяет получать рабочие визы и вид на жительство. Это не самая легкая процедура, как и везде, но это возможно.

— С кем из религиозных лидеров мира вы хотели бы встретиться? Какие вопросы обсудить?

— Я был бы рад встретиться с главными суннитскими и шиитскими религиозными лидерами Саудовской Аравии. Я считаю, что именно они определяют политику и правила в исламском мире, отвечают за то, что в нем происходит, и только они могут менять курс.