Икона человеческой свободы

Eсли мы нe в сoстoянии слушaть другиx, eсли мы, кaк Oнa, нe oблaдaeм xoть в кaкoй-тo мeрe этoй спoсoбнoстью к твoрчeскoму внутрeннeму мoлчaнию, мы лишeны нaстoящeй свoбoды. Имeннo свoбoдa выбoрa бoлee чeм чтo-либo eщё являeт oбрaз Бoжий в нaс. Этo Eё пoслeдниe слoвa вo всex чeтырёx Eвaнгeлияx, Eё дуxoвный зaвeт Цeркви: «Слушaйтe, принимaйтe, oткликaйтeсь». Инквизитoр упрeкaeт Xристa зa тo, чтo Oн oсвoбoдил чeлoвeчeствo, причинив тeм сaмым людям тaкую бoль, кoтoрую oни нe в силax вынeсти. 2:35). Лишь тoт, ктo умeeт мoлчaть, умeeт слушaть другиx, спoсoбeн принимaть рeшeния нa oснoвe пoдлиннoй свoбoды выбoрa.Нo у свoбoды eсть и трeтья сторона, и её подчёркивает Лука, когда приводит слова Симеона, обращённые к Марии, когда Та приносит своего Первенца в Храм: «И Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Лк. Лет мне от роду сорок два, сроку вы мне отсыпали двадцать пять, на каторге я уже был, в номерах ходил, и в наручниках, и с собаками, и в бригаде усиленного режима – чем ещё можете вы мне угрозить? Такого рода молчание предполагает не отрицание, не просто какое-то отсутствие звуков или паузы между словами – нет, оно утверждающее и живое, оно – один из глубинных источников нашего бытия, важнейшая часть строения нашей человеческой индивидуальности. Принуждение не свойственно Божественной природе, и Бог, прежде чем воплотиться, хочет получить добровольное согласие Той, Которую Он избрал Своей Матерью. Бог, наш Создатель и Первообраз, – не просто одна личность, самодостаточная и любящая лишь самое себя, Он – koinonia , или общность трёх Лиц, обитающих друг в друге посредством вечного движения взаимной любви. Как утверждает Инквизитор, он со своими сподвижниками, видя мучения людей, отняли у них этот жестокий дар свободы. Необходимо общение, открытость другим людям, незащищённость. Без молчания мы не можем быть людьми в полном смысле этого слова, без молчания мы не можем быть по-настоящему свободны. В Евангелии от Луки есть место, где женщина из толпы благословляет Мать Христа, а Он отвечает: «Блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его» (Лк. Подлинная личность проявляется только во взаимном общении по крайней мере двух личностей, и подлинная свобода существует лишь тогда, когда по крайней мере двое соучаствуют в свободе друг друга.И это первое, что мы узнаём про свободу на примере Марии. Как писал Сёрен Кьеркегор в своих «Дневниках», «Самый поразительный дар Бога людям – это выбор, свобода». Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли; мы же Матерь Деву». Видеть в Марии, как утверждает Барт в «Церковной догматике», «человеческое существо, сотрудничающее на правах служителя в собственном спасении под действием предваряющей благодати» – это ересь, которая «должна быть безжалостно отвергнута». Здесь я хотел бы привести окончание цитаты из Кьеркегора, которую упомянул вначале. Добровольный выбор Марии во время Благовещения приносит ей не только радость, но и горе. Эта тяжесть, жертвенность свободы ясно выражена и в «Притче о Великом Инквизиторе» из романа Достоевского «Братья Карамазовы». Но свобода – не только дар, но и испытание, и труд – и это мы видим на примере Богоматери. Без свободного выбора нет подлинной человеческой индивидуальности. Ибо каждое из творений, тобою созданных, благодарность тебе приносит: Ангелы – песнь, Небеса – звезду, Волхвы – дары, Пастухи – удивление, Земля – пещеру, Пустыня – ясли, Мы же – Матерь-Деву[1].Будучи величайшим приношением Богу, Богородица является образцом – вторым после самого Христа и по благодати Божьей – того, что значит быть человеком. Так, он замечает, что после того, как к новорождённому Христу пришли пастухи, «Мария сохраняла все слова сии, слагая их в сердце Своём» (Лк. И, как пример личности, как одна из нас, главное, что она выражает – это человеческая свобода.«Разве я не свободен?», вопрошает апостол. Поразительно (и об этом можно размышлять бесконечно), что в то время как сотворение мира было исключительно осуществлением Божьей воли, восстановление мира потребовало сотрудничества молодой деревенской женщины, помолвленной с плотником. Соучастие, молчание, страданиеЕсли Богородица в момент Благовещения являет Собой икону подлинной человеческой свободы и освобождения, то Её слова и поступки, последовавшие непосредственно за этим событием, как они описаны в Евангелии от Луки, раскрывают три главных последствия свободы. – У меня ничего нет, вы понимаете – нет ничего! Иванова[1] «Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли яко человек нас ради? Ну, кто-нибудь вроде маршала Геринга?Абакумов приходит в раздражение:- Так вы что? Вот что пишет византийский богослов XIV века св. «Да будет мне по слову твоему», – отвечает Мария во время Благовещения. Почитание Богородицы должно основываться не просто на факте Её физического материнства, а на том, что Она внутренне, всей Своей волей, всей полнотой и цельностью Своей личной свободы слушала слово Бога и хранила его, и следовала ему.Итак, молчание – это второе качество, в котором Богородица проявляет Себя как икона человеческой свободы. – и сильные глаза Бобынина сверкнули открытой ненавистью. И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя». Отвернуться, отказаться от соучастия значит отвергнуть свободу.Здесь наше понимание свободы тесно соприкасается с христианской доктриной Бога. Яркую иллюстрацию этому можно найти у русского православного писателя Александра Солженицына в романе «В круге первом».Там происходит беседа между заключённым Бобыниным и сталинским министром госбезопасности Абакумовым (глава 18):«[Бобынин] вошёл… и сел, не поздоровавшись. Павел VI в своём важном Апостольском послании Marialis Cultus (2 февраля 1974 г.) указывает, что Мария «допущена к диалогу с Богом», что Она «деятельно и добровольно даёт Своё согласие», что Она вовсе не была «пассивно подчиняющейся женщиной», но скорее Той, Которая сделала «отважный выбор» (§37). Или между нами?– голос Бобынина гудел как растревоженный чугун. Как выразил это св. Она подразумевает общение, не только «я», но и «ты». Божественная свобода безусловна, в то время как наша человеческая свобода в грешном и падшем мире подвергается разнообразным ограничениям. Невозможно быть свободным без риска, без полного опасностей приключения разделённой любви.Поскольку свобода предполагает соучастие, общение, она предполагает и молчание, слушанье. Бог, научив и убедив Ее таким образом, делает Ее Своей Матерью. Современный русский философ Николай Бердяев – «пленник свободы», как его называли, и это прозвище было ему особенно по душе – с отчётливой ясностью осознавал эту цену свободы. Но даже будучи ограниченной, она никогда не уничтожается совсем; в некотором смысле она несократима и неотъемлема. Инквизитор прав: свобода – поистине тяжёлое бремя, и Мария испытала это в полной мере, когда стояла у подножия Креста. В этом ответе Иисуса не содержится неуважения к Той, Которая родила Его – это указание на то, в чём заключается Её подлинная слава. Освобождение в подлинном смысле – это не вызывающая самоизоляция или агрессивное самоутверждение, но сотрудничество и солидарность. Родители мои – уже умерли. Николай Кавасила:«Так что воплощение Слова было делом не только Отца, Его Силы и Духа – благоволения Отца, нашествия Духа и осенения Силы, но также и [делом] воли и веры Девы. Здесь мы видим не пассивность, а ответственность, не подчинение, а сотоварищество, не слепое повиновение, а взаимоотношение.Всё это сведено воедино в ответе Марии ангелу: «Се, Раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк. Из этого следует, что Божественный образ внутри нас, нетварный образ нашей свободы – это «реляционный» образ, проявляющийся через общение, взаимопроникновение. Избери…» (Втор. Ибо как без участия Трех Божественных Ипостасей решение о воплощении [Слова] не могло быть принято, так и без согласия Пренепорочной и содействия Ее веры [Предвечный] Совет не мог бы быть осуществлен. Свободу вы у меня давно отняли, а вернуть её не в ваших силах, ибо её нет у вас самих. Почти так же кончается рассказ о двенадцатилетнем Иисусе в Храме: «И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк 2:51). Лука неоднократно подчёркивает эту характерную черту Богородицы – способность к слушанию. Быть свободным значит делиться своей индивидуальностью с другими людьми, видеть их глазами, чувствовать их чувствами: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. Не видите между нами разницы?- Между вами? И в то же время без свободы нет ни подлинной индивидуальности, ни взаимной любви. Имущества у меня всего на земле – носовой платок, а вот комбинезон и вот бельё под ним без пуговиц (он обнажил грудь и показал) – казённое. И Мария – особенно ярко это видно в сцене Благовещения – показывает нам, что стоит за этой свободой.Свобода, способность осознанно принимать нравственные решения с пониманием своей безусловной ответственности перед Богом – это то, что отличает человеческое существо от прочих животных. Обращаясь к Израилю со словами: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Апостол Павел указывает (1 Кор. 9:1 Бог убеждает, а не принуждает, ибо принуждение не свойственно Богу.              Послание к Диогнету VII, 4  Что принесём мы в дар? Свобода не индивидуалистична, а социальна. Бог стучится, а не взламывает дверь – да, Он избирает Марию, но и Мария также совершает выбор. Чего ещё лишить?»Затем Бобынин продолжает: «Вообще, поймите и передайте там кому надо выше, что вы сильны лишь постольку, поскольку отбираете у людей не всё. Афанасий Великий («О постановлениях Никейского собора», XI, 1-2), творцы по образу и подобию Бога-Творца – «суб-творцы», если воспользоваться выражением Толкиена, – и отвергая эту творческую свободу, мы отказываемся от своей человечности. Сказать «я свободен, поскольку я сотворён по образу Бога» – то же самое, что сказать «я нуждаюсь в тебе, чтобы быть самим собой». Необходимость слушания подчёркивается и в сцене свадьбы в Кане, когда Мария велит служителям: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин 2:5). 2:19). Богородица свободна, потому что Она слушает. Свобода предполагает страдание. «Бог убеждает, а не принуждает» – эта фраза из «Послания кДиогнету» как нельзя лучше подходит к событию Благовещения. «Мы исправили подвиг твой», – говорит он Христу. 2).Восточное христианство говорит об этом совершенно по-другому. Мало просто принять свободу – её необходимо обнаружить, познать, использовать, защищать – и, в конце концов, принести в жертву. –  Между нами отлично вижу: я вам нужен, а вы мне – нет!«Слушайте, заключённый [сказал Абакумов], если я с вами мягко, так вы не забывайтесь…»- А если бы вы со мной грубо – я б с вами и разговаривать не стал… Кричите на своих полковников да генералов, у них слишком много в жизни есть, им слишком жалко этого всего».- Сколько нужно – и вас заставим.«Ошибаетесь!.. Она принимает решение. Этот ответ не был предрешён: у Марии была возможность отказаться. Мы, как утверждает св. Это – соучастие, молчание и страдание.Свобода предполагает соучастие с другими людьми. 1., гл.