КТО ЛИШИЛ АДАМА СОВЕРШЕНСТВА?

Создав Адама в земном раю, Бог сказал ему о дереве познания добра и зла: «В день, в который съешь с него, непременно умрёшь» (Бытие 2:17). Как известно, в день, когда Адам нарушил эту заповедь, он не умер буквально: в тот день он был осуждён Богом и умер в его глазах. Буквальная смерть постигла его позже, спустя столетия. Однако в день согрешения произошло ещё кое-что: Адам потерял своё совершенство.

В чём вопрос? Понятно, что потеря Адамом совершенства была его собственной виной, а не виной Бога. Так же понятно, что его старение и смерть были исполнением Божьего приговора. Однако в повествовании книги Бытие не сказано прямо следующее: внёс ли Бог в тот день какие-либо целенаправленные изменения в организм согрешившего Адама или же Адам лишился совершенства сам?

Важно ли это знать? «Какая разница?» – могут спросить некоторые. – «Разве не главное то, что это было наказанием от Бога?». Да, это главное. Однако понимание того, как именно Бог исполнил приговор, во-первых, влияет на наши представления о нём, а, во-вторых, может существенно влиять и на понимание (или на непонимание!) нами других библейских учений. Поэтому ответ на этот вопрос намного важнее, чем может показаться на первый взгляд.

Даже среди многих искренне верующих людей по этому поводу существуют и недопонимания, и даже явные заблуждения, из-за чего ответ на этот вопрос для некоторых может быть несколько неожиданным. Тем, не менее, получить его стоит.

 

СОДЕРЖАНИЕ

· 
Что такое совершенство и что такое грех >>

· 
Как гены Адама потеряли совершенство >>

· 
Физико-биологическая сторона вопроса >>

· 
Почему важно знать точный ответ на этот вопрос >>

· 
Комментарии >>

ЧТО ТАКОЕ СОВЕРШЕНСТВО И ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ

Давайте сначала разберёмся, что именно мы получили в наследство от Адама. Библия ясно учит, что в нас прописан грех. Об этом говорили пророки как Ветхого Завета, так и Нового:

· 
«Вот, в беззаконии я был рождён в муках, и в грехе зачала меня мать» (Псалом 51:5 [50:7])

· 
«Нет на земле праведного человека, который бы делал только добро и не грешил» (Экклезиаст 7:20)

· 
«Как иудеи, так и греки – все под грехом… Все согрешили и лишены славы Бога» (Римлянам 3:9, 23)

· 
«Если мы утверждаем: «Мы без греха», то вводим себя в заблуждение и истины нет в нас» (1 Иоанна 1:8)

Что такое грех и чем он отличается от совершенства?

Грех как понятие определяется следующим образом. «В еврейском и греческом языках слово, которое переведено в Библии словом «грех», буквально означает «непопадание в цель». Бог сам определяет цель, которой должны достичь его разумные создания. Непопадание в эту цель – это грех… Все качества, нормы и пути Бога, а также его воля святы, и все, что им противоречит, – это грех…» («Рассуждение с помощью Писаний», стр. 118).

Чаще всего слово «грех» применяют к плохим поступкам, однако из определения видно, что это понятие имеет более широкий смысл. «Нормы» и «воля» Бога касаются не только поступков, но и того, каким должен быть человек вообще, и если его поступки, качества и даже физическое устройство противоречат нормам Бога, это – грех. Поэтому, хотя новорожденный ребёнок ещё не может совершить никакого осознанного поступка, а, согласно Библии, он уже грешен, то можно сказать, что даже он не соответствует нормам Бога.

Совершенство в разных словарях определяется по-разному, например: «Идеал, … то, что свободно от всяких недостатков, всякого ущерба; воплощение этого идеала, образа в чьей-нибудь личности» (Толковый словарь русского языка Ушакова); «Человек, предмет, наделенный всеми достоинствами, свободный от недостатков» (Малый академический словарь); «Полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества» (Толковый словарь Ожегова). В целом его можно определить как отсутствие изъянов или полное соответствие идеалу (в отношении человека – тому, каким он должен был быть по замыслу Бога).

Таким образом, сравнивая эти два понятия, можно сказать, что грешный человек отличается от совершенного наличием изъянов, из-за которых он перестаёт соответствовать первоначальному замыслу Бога.

 

Каждому человеку такой грех (изъяны) передают по наследству его родители, которые сами имеют эти изъяны. Однако современная наука выяснила, что практически всё, что мы получаем в наследство от своих родителей и затем передаём своим детям, передаётся через гены, содержащиеся в ДНК. (Существуют, правда, некоторые болезни, не связанные с генами, которые также могут передаваться по наследству, но это особые случаи.) Поэтому когда говорится, что мы унаследовали грех, главным образом подразумевается, что мы унаследовали изъяны в генах.

Надо понимать, что ДНК кодирует не только устройство нашего организма, но и все наши способности. Способность любить, думать, осознанно поклоняться Богу, принимать решения, быть справедливым и мудрым, даже темперамент человека – всё это прописано в генах. Разовьёт ли человек эти качества или будет развивать противоположные им – это другой вопрос, однако в генах прописана именно способность делать и то, и другое. Это можно сравнить с тем, как электрическая схема определяет не только устройство, но и возможности радиоприёмника, который будет по ней собран (скажем, на каких частотах он сможет принимать программы или с какой громкостью их можно будет слушать), но совершенно не определяет, будут ли пользоваться всеми этими его возможностями или нет. И если в эту схему внести ошибки, то пострадает не только устройство или внешний вид будущего радиоприёмника, но и его возможности.

Точно так же грех, или изъяны в генах, поражает не только физиологическое устройство организма, но и все способности и наклонности человека. Один журнал пишет: «Несовершенство, как всем нам известно, затрагивает каждую грань человеческой жизни, в том числе функции разума и организма» («Пробудитесь!», выпуск от 22.06.98, стр. 8). Итак, что же мы пожинаем благодаря изъянам, или греху, в наших генах?

· 
Болезни. Поскольку от несовершенства в генах страдает наше физиологическое устройство, в том числе и иммунная система, мы можем иметь болезни – как врождённые, так и приобретённые.

· 
Склонность к ошибкам. Такие стихи Библии, как Римлянам 7:13–25 или Иакова 3:2 показывают, что совершенный человек может не грешить совсем, а несовершенный (грешный) человек не может совсем не грешить, как бы он ни старался. Мы не можем «функционировать» до конца правильно не только физически, но и духовно, нравственно, умственно, эмоционально и так далее. Это означает, что мы будем ошибаться и поступать неправильно во всех сторонах нашей жизни, как бы мы ни хотели таких ошибок не совершать.

· 
Склонность делать зло. Упоминая об этом, один из писавших Библию сказал: «Когда хочу делать правильное, обнаруживается во мне злое» (Римлянам 7:21). Из-за изъянов в генах в человеке страдают прежде всего наиболее сложные и высокоорганизованные функции работы мозга, наши склонности становятся более примитивными. Вследствие этого в нас намного проще проявляются качества, приближенные к животным инстинктам, животная склонность к сиюминутному удовлетворению потребностей и желаний без размышления о последствиях и о вреде другим – то, что Бог, как правило, осуждает. Нам намного сложнее, чем совершенным людям, развивать и проявлять качества и соблюдать законы, требующие терпения, выдержки, самообладания, бескорыстной заботы о других – как раз того, что и ожидает Бог от совершенных людей. В итоге получается, что склоняясь к более примитивным инстинктам, мы отдаляемся от Божьих норм поведения и склоняемся ко злу.

Совершенный человек, созданный в полном соответствии с волей Бога, всех вышеперечисленных изъянов лишён.

КАК ГЕНЫ АДАМА ПОТЕРЯЛИ СОВЕРШЕНСТВО

Возвращаясь теперь к нашему главному вопросу, рассмотрим, как грех проник в гены Адама.

Нелепо полагать, что грех в гены занёс сам Адам. Человек не обладает никакой способностью программировать собственные гены, да и вообще в генетическом аппарате нет никаких естественных механизмов целенаправленной «зашифровки» информации в них (есть только механизмы чтения, копирования и «расшифровки»). Также нелепо полагать, что грех в гены Адама занёс Сатана: во-первых, он просто не обладает такой способностью; во-вторых, Адам стал бы грешным и в том случае, если бы Сатаны не было, а он согрешил бы по собственной инициативе.

Остаётся два пути, как грех мог попасть в гены Адама: либо грех целенаправленно занёс туда Бог, либо грех сам возник в генах Адама вследствие неких естественных причин и закономерностей. Какой же путь имел место на практике?

Один популярный журнал, объясняющий Писание, говорит: «Адам и Ева их несовершенство и греховность получили не от Бога, их Создателя и небесного Отца» («Сторожевая башня», выпуск от 01.04.77, стр. 53, абз. 12). Почему? Тот же журнал цитирует стих Второзаконие 32:4: «Его [т. е. Бога] дела совершенны». Другими словами, Бог, все дела которого совершенны, не может быть источником несовершенства. Другой библейский журнал пишет: «Так как Адам согрешил, его организм утратил совершенство» («Пробудитесь!», выпуск от 08.12.00, стр. 19). Заметьте, «утратил», а не «был лишён».

Как видно из этих цитат, ответ на наш вопрос звучит следующим образом: Адама совершенства лишил не Бог – Адам потерял его сам. Это произошло вследствие сначала его собственного греха, а затем действия естественных причин.

 

Совершенство в духовном плане Адам потерял раньше, чем в физическом. Он утратил его при согрешении, когда его поведение перестало соответствовать нормам Бога. Согрешил он по собственной воле, а это очевидным образом означает, что духовного совершенства Адам лишил себя сам. Уже затем Бог вынес ему приговор, следствием которого стала потеря совершенства в физическом плане (грех проник в его гены), а из-за этого, как объяснялось выше, совершенство окончательно утратилось и во всех остальных отношениях. Таким образом, потеря Адамом духовного совершенства была первичной.

Но как Адам мог утратить физическое совершенство вследствие естественных причин?

Наш материальный мир устроен так, что в нём нет ничего вечного, даже если оно изначально создано совершенным. Для того, чтобы кто-то или что-то существовало вечно, за ним нужен постоянный уход. Всем известно, что любой автомобиль, даже собранный без единого изъяна из запчастей с идеальным качеством, рано или поздно выйдет из строя, если за ним не ухаживать. Также обстоит дело и с творениями Бога. Вот примеры:

· 
Бог обещал, что планета Земля будет существовать вечно, являясь при этом домом для людей. Однако давно доказано, что скорость вращения Земли вокруг своей оси уменьшается (вследствие трения при движении приливной волны), что рано или поздно привело бы к полной или почти полной остановке её вращения относительно Луны (Земля всё время была бы обращена к Луне одной стороной, как сейчас Луна к Земле). Это означало бы, что длительность земных суток стала бы равна лунному месяцу, и на Земле двухнедельные периоды жары чередовались бы с такими же периодами невыносимого мороза и темноты.

· 
Двигаясь вокруг Солнца или вокруг центра галактики, Земля имеет вероятность столкновения с астероидом или чёрной дырой. Как ни мала эта вероятность, она существует, а, значит, на протяжении вечности она обязательно воплотилась бы в реальность.

· 
Жизнь на Земле всецело зависит от Солнца. Однако горение солнца не может продолжаться бесконечно: как и любая звезда, израсходовав ресурс своего топлива, оно погасло бы, и вместе с ним умерла бы и вся жизнь на нашей планете.

Чтобы Земля могла быть вечным домом для людей, требуется вечно оберегать её от опасных космических объектов и поддерживать скорость её вращения. А для того, чтобы Солнце могло вечно быть источником энергии для Земли, в его ядре должны вечно происходить ядерные реакции, а для этого достаточно, например, время от времени обращать эти реакции вспять. Всё, что для этого нужно – это колоссальная энергия, которой у Бога, конечно же, предостаточно.

Это лишь некоторые примеры того, что в материальном мире нет ничего, что существовало бы вечно само по себе. Любой материальный объект (живой или неживой), даже если изначально он создан совершенным, т. е. лишённым изъянов, со временем эти изъяны обретает, а позже прекращает своё существование. Для того, чтобы этот объект мог вечно оставаться совершенным, он вечно будет нуждаться в совершенной заботе – заботе, также лишённой изъянов. Если изъяны будут в заботе о нём, то изъяны рано или поздно появятся и в нём самом.

Поэтому было бы ошибкой думать, что совершенство само по себе подразумевает вечную жизнь. Во-первых, животные во дни Адама также были совершенными, однако они умирали. Во-вторых, в Эдемском саду находилось «дерево жизни». Само оно, конечно, не обладало жизнедающими свойствами, – оно было лишь символом, гарантией того, что Бог даст вечную жизнь каждому человеку, которому будет позволено есть плоды этого дерева (Бытие 2:9; 3:22, 24). Уже это показывает, что быть совершенным и иметь надежду на вечную жизнь – это разные вещи.

Также было бы ошибкой путать вечную жизнь и бессмертие. Бессмертие, согласно Библии, как раз и является состоянием, при котором тело не нуждается ни в какой поддержке и заботе; жизнь бессмертного создания, «по-видимому, ни от кого не зависит» («Сторожевая башня», выпуск от 15.02.09, стр. 25, абз. 6). Однако бессмертные создания существуют только в духовной сфере, вне нашего физического мира. А в физическом мире, в котором мы живём, «даже совершенное человеческое тело тленно» и не является бессмертным («Сторожевая башня», выпуск от 01.07.98, стр. 20, абз. 7). Чтобы оно могло существовать вечно, оно, как отмечалось выше, нуждается в постоянной заботе Бога и полностью от неё зависит.

Таким образом, тело и гены Адама потеряли совершенство в результате того, что после согрешения Бог просто перестал о нём заботиться и поддерживать его организм в порядке. Деградация тела Адама была лишь вопросом времени, простой природной закономерностью. Точно так же, как останавливается электровентилятор, если его выдернуть из розетки, или точно так же, как автомобиль, за которым совершенно прекратили ухаживать, рано или поздно выйдет из строя.

 

В отношении нас вышеупомянутый журнал пишет, что грех – «это моральный и духовный изъян, переданный нам прародителями и отразившийся на нашем физическом состоянии» («Сторожевая башня», выпуск от 15.08.05, стр. 5). Конечно, все виды несовершенства мы одновременно получаем от родителей через гены при нашем зачатии. Однако как потомки Адама мы отчуждены от Бога по моральным и духовным причинам, а не по физическим. А пока мы отчуждены от него духовно, он не поддерживает и наше физическое состояние, – наши тела предоставлены самим себе. В этом смысле наше духовное и нравственное несовершенство также первично, а физическое несовершенство является его следствием.

ФИЗИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА ВОПРОСА

Как же возможно, что в генах Адама и его потомков возникают изъяны, если их туда никто не вносит целенаправленно?

На сегодня наука зашла достаточно далеко, чтобы ответить на этот вопрос. Процессы самопроизвольного изменения генов (как следствие, и наследственных свойств клеток или организма) называются мутациями.

Мутации в клетках человека. Помимо мутаций, происходящих в половых клетках и передаваемых по наследству, они происходят также и в соматических клетках – клетках, из которых строится наш организм, информация из которых не передаётся по наследству, но передаётся новым клеткам нашего организма при их делении. Такие мутации влияют на болезни и продолжительность жизни конкретного человека, в организме которого они возникают. Согласно некоторым оценкам, в каждой клетке нашего организма каждый день происходит около 100 000 спонтанных разрушений структуры ДНК. Практически все они исправляются встроенными репаративными («ремонтными») системами клетки, однако мизерная их доля всё равно остаётся и превращается в мутации. Эта «мизерная доля», умножаемая на сто триллионов (1014) клеток нашего организма, ежедневно приводит к возникновению бессчётных миллионов новых мутаций в клетках нашего тела. Ввиду этого не удивительно, что генотип Адама потерял совершенство в тот же день, когда тот согрешил!

В организм Адама был заложен некий ресурс: он мог, даже будучи отлучённым от Бога, прожить определённое время, пока клетки его тела не накопили бы такое число мутаций, которое уже было бы несовместимо с жизнью. Когда этот ресурс был исчерпан, Адам умер. Как показывает современная наука, немаловажную роль в процессе старения и смерти человека играет именно накопление мутаций в клетках тела, о котором говорилось выше.

Мутации, передаваемые потомкам. Мутации, происходящие в соматических клетках, не передаются по наследству следующим поколениям. Однако мутации в половых клетках (гаметах), наоборот, влияют не на самого человека, а именно на его потомство. Частота возникновения мутаций в клетках человека известна: на сегодняшний день она равна 2*10–5 на ген на клетку за одно её деление. Другими словами, при каждом делении клетки в среднем 2 из 100 000 генов получают новые мутации. При прохождении ряда делений клеток от поколения к поколению (от гаметы до гаметы) возникает и накапливается целый ряд мутаций. Каждая новая гамета будет нести около 40 (по другим оценкам – более 60) новых мутантных генов, которые не были таковыми у предыдущего поколения.

Мутации, переданные потомку через половые клетки, попадут в каждую клетку его организма, сокращая этим его потенциальную продолжительность жизни и ухудшая здоровье. Другими словами, потомок рождается изначально ещё дальше от совершенства, чем был рождён его предок. При этом он позже передаст эти мутации и своим детям, добавив к уже существующему набору ещё около 40 новых. Таким образом, люди с каждым поколением всё больше и больше удаляются от совершенства.

«Грех Адама оказал влияние на его телесное совершенство в такой незначительной степени, что он прожил вне рая… ещё девятьсот тридцать лет и стал ещё отцом многих сыновей и дочерей» («Сторожевая башня», выпуск от 01.04.71, стр. 54, абз. 18). Однако то, насколько сегодня ниже средняя продолжительность жизни человека, или то, как в наши дни распространены врождённые заболевания, уже указывает, насколько дальше мы находимся от совершенства, чем Адам после его согрешения.

Происходили ли мутации в раю? У нас нет никаких оснований предполагать, что в раю генотип человека не претерпевал спонтанных изменений. Это видно из устройства самой ДНК, точнее, из заложенной в неё информации. Так, выше упоминалось, что в ДНК существуют специальные репаративные системы, предназначенные для ликвидации таких изменений. Имеется несколько видов этих сложнейших систем, исправляющих сбои различных типов на разных стадиях. Зачем были бы нужны эти системы, если бы таких изменений не происходило?

Другой ступенью защиты генома является наличие сложного гена, который по научному называется «p53» (зачастую его также называют «хранитель генома»). Суть его функции состоит в оценке уровня накопленных повреждений ДНК и блокировке делений клетки, когда этот уровень начинает представлять опасность, а при ещё более высоком уровне повреждений белок «p53» производит запуск программы самоуничтожения клетки (апоптоза). Таким образом, этот ген удаляет из числа делящихся клеток потенциально опасные, которые могут стать онкогенными (опухолевыми). Наличие этого гена показывает, что некоторые спонтанные повреждения ДНК изначально по замыслу Бога могли закрепляться и превращаться в мутации, из-за чего становится необходимым защищать каждую клетку от превращения в опухолевую.

Говоря о причинах возникновения мутаций, надо отметить, что мутации не всегда возникают под действием каких-либо внешних факторов. Существуют так называемые спонтанные мутации, возникающие сами собой. Частота мутаций может существенно увеличиваться под действием различных внешних факторов (физических, химических или биологических), например, ультрафиолетового излучения, неестественной для человека температуры, некоторых вирусов, и др. В райских условиях, в которых жил Адам, действие одних из этих факторов практически не менялось по сравнению с сегодняшним (например, ультрафиолетовое излучение всё равно присутствовало), других – исключалось, а третьих – сказывалось значительно слабее. Можно предположить, что темп возникновения повреждений в ДНК в те времена был ниже. Тем не менее, повреждения в генах Адама всё равно возникали, как спонтанные, так и под действием извне.

Неужели можно сказать, что раз генетический аппарат не имеет абсолютной защиты от ошибок, то он изначально несовершенен?! Отнюдь нет. Дело, по-видимому, в том, что стремление к увеличению точности копирования и хранения генов в конце концов оказывается уравновешенным всё возрастающей ценой этой точности. Очевидно, что для достижения абсолютной точности клетке понадобились бы бесконечные энергетические затраты на работу систем, которые такую точность обеспечивали бы. Имеющаяся точность копирования ДНК – одна ошибка на десятки миллиардов знаков – очень высока. Сложные и разнообразные механизмы сохранения и копирования генетической информации находятся в ряду главных достижений мудрости Творца, но их функционирование является и главной статьёй энергетических затрат клетки. Достижение ещё большей точности требует ещё больших затрат энергии, которая, между прочим, даром клетке не даётся – для её получения организму нужно потреблять пищу. Кто из нас захотел бы жить, питаясь непрерывно день и ночь, лишь бы прожить подольше и передать своим детям поменьше мутаций?

Поэтому в том, как организован генетический аппарат, видно проявление двух вещей. Первое – это признание того факта, что, как уже говорилось выше, в физическом мире ничто не вечно само по себе без совершенной заботы. А второе – это уравновешенность Творца, который «поручил» клеткам «заботиться» о сохранности собственного генотипа лишь до определённой степени, оправданной с энергетической точки зрения, а остальную заботу – заботу об абсолютной целостности генома – возложил на себя. После согрешения Адама Творец просто-напросто снял с себя эту заботу.

Замечание. В этой статье не утверждается, что совершенство означает не иметь ни одной мутации в генах. Совершенство означает не иметь того, что Бог считал бы изъяном. Если Бог считает возникновение каких-то отклонений в генах как допустимое, то такие отклонения не будут считаться проявлением несовершенства. Однако очевидно, что существуют такие отклонения, которые однозначно являются изъянами.

Также здесь не утверждается, что несовершенство связано исключительно с аномальными изменениями в генах. Возможно, что существуют и другие «переносчики» несовершенства, также имеющие естественную природу. Здесь показан принцип, что потерю совершенства можно объяснить научным языком.

ПОЧЕМУ ВАЖНО ЗНАТЬ ТОЧНЫЙ ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС

Знать точный ответ на вопрос «кто лишил Адама совершенства» важно знать, по крайней мере, по двум причинам:

1. 
Наши представления о Боге. Если мы ошибочно думаем, что Адама лишил совершенства Бог, то мы, возможно, недооцениваем качества Бога, о которых говорится в следующих библейских стихах:

· 
«Он – Скала, его дела совершенны, и все его пути справедливы. Он – Бог верности, у которого нет несправедливости, он праведен и честен» (Второзаконие 32:4)

· 
«Он… никого не испытывает злом» (Иакова 1:13)

· 
«Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8)

От Бога не исходит никакого несовершенства, и это не он сделал Адама и его ни в чём не повинных потомков такими, что они должны были бы жить, всю жизнь мучаясь от болезней и прочих причин. Более того, Бог не мог специально сделать Адама склонным к греху, потому что таким образом на Боге лежала бы и часть ответственности за грехи, совершаемые людьми (ведь если мы не можем не грешить по своей природе, не был бы косвенно виноват в наших грехах тот, кто прописал такие склонности в наши гены?). Понимая, что не Бог лишил Адама совершенства, мы осознаём, что у нас на самом деле нет никаких причин каким бы то ни было образом обвинять Бога в человеческих страданиях.

2. 
Понимание других библейских учений. Одним из важнейших библейских учений, связанных с вопросом «кто лишил Адама совершенства», являются спорные вопросы о владычестве Бога и независимости людей от него.

· 
Согласно 3-й главе книги Бытие, ещё во времена Эдемского сада Сатана поднял ряд важных спорных вопросов. Своими утверждениями в адрес Бога он поставил под сомнение право Бога быть Верховным Правителем над людьми и, по сути, заявил, что людям будет лучше, если они станут абсолютно независимыми от своего Создателя. Адам и Ева встали на сторону Сатаны и отвернулись от Бога. Чтобы доказать или опровергнуть эти утверждения Сатаны, требовалось время, в течение которого люди могли бы жить независимо от Бога и ощутить на себе последствия такой независимости. Это время продолжается уже около 6 000 лет, в течение которого человечество создало свою собственную систему ценностей, перепробовав всевозможные формы правления и нормы поведения. Предоставленное Богом время показало, что Сатана был не прав, поставив под вопрос правомерность владычества Бога, поскольку правление людей над себе подобными по сей день не может разрешить даже основные проблемы. Таким образом, стало ясно, что только Бог имеет право быть правителем над своим творением, а его образ правления – самый лучший. (Подробнее об этом вопросе можно узнать здесь или здесь.)

Следует понимать, что этот важный спорный вопрос – вопрос о владычестве Бога – был поднят в тот момент, когда Адам и Ева ещё были совершенными. Смогут ли люди, какими они были на тот момент, оставаться счастливыми, если их предоставить самим себе, чтобы жить независимо от Бога и самим решать, что добро, а что зло? Поэтому начать решаться спорный вопрос должен был на людях в том же физическом и умственном состоянии, в каком они были на момент поднятия этого вопроса. Если бы Бог намеренно лишил их совершенства (пусть даже и в качестве справедливого наказания), ограничив их способности и придав им грешные наклонности, спорный вопрос попросту не решался бы.

Почему это так? Представьте, что у меня есть автомобиль, и мы с Вами заключаем пари, смогу ли я на нём проехать из одного города в другой без единой поломки. Я уже сажусь за руль, но прямо перед выездом Вы прокалываете мне колесо. Я, тем не менее, отправляюсь в путь. Через несколько километров из-за спущенного колеса у меня ломается подвеска, и автомобиль встаёт. Проиграл ли я пари? Очевидно, нет. Пари заключалось об исправном автомобиле, а не об автомобиле с проколотым колесом. То, что машина с проколотым колесом не доехала до места назначения, совершенно не доказывает, что это не смогла бы сделать исправная машина. Однако совсем другое дело, если колёса моего автомобиля со временем спускаются сами. В этом случае тот факт, что мои колёса спустились в дороге и вследствие этого машина сломалась, не доехав до обозначенного места, показывал бы, что она действительно не в состоянии это сделать, и я проиграл бы пари.

То же можно сказать и о спорном вопросе о владычестве Бога. На сегодня стало ясно, что люди не могут успешно управлять собой без Бога. Однако если бы правление людей оказалось безуспешным лишь вследствие того, что Бог преднамеренно лишил их совершенства или как-то иначе урезал наши способности и возможности, тогда Сатана мог бы заявить: спорный вопрос не решён, поскольку поднимался он в тот момент, когда способности людей не были урезаны искусственно; тот факт, что люди, которых преднамеренно лишили совершенства в каком-либо отношении, не смогли успешно править собой, не доказывает, что этого не могли бы сделать люди, которых совершенства не лишали.

Другое дело, если человек сам становится несовершенным вследствие того, что живёт без Бога. Тогда, как только человек отошёл от Бога и лишился его заботы, он сам по себе стал подверженным болезням, смерти и грешным наклонностям, из-за чего человеческая жизнь полна страданий, а выхода из этого положения нет. В этом случае спорный вопрос будет однозначно решён: человек нуждается в заботе, которую ему может предоставить только Бог.

Итак, как видите, знать точный ответ на вопрос «кто лишил Адама совершенства» важнее, чем может показаться на первый взгляд.

 

Кстати, существует расхожее заблуждение, что человеческий мозг работает на 10% (другие говорят – на 0,01%) от своих потенциальных возможностей, а у совершенного человека он якобы работал и будет работать на 100%. Миф про «10%» вызван досадной «уткой», публикацией одного из не очень квалифицированных ученых прошлого, и давно опровергнут. Данные магнитно-резонансных исследований мозга наглядно демонстрируют, что большая часть коры головного мозга активно задействована в жизни человека. Кроме того, во время сна мозг потребляет 9% от всей энергии тела, днём – до 25%. Если его производительность увеличить хотя бы в 10 раз, человек просто умрёт от энергетического истощения.

Этот миф привлекателен для многих тем, что заставляет надеяться, что в будущем, когда люди снова станут совершенными, мы будем в 10 раз умнее. К сожалению, это иллюзия. Если бы Бог урезал наши способности в 10 раз, спорный вопрос о владычестве Бога просто не решался бы. Совершенство или несовершенство связаны не с тем, умнее мы или глупее, а с тем, насколько мы соответствуем нормам Бога.

Стоит, однако, заметить, что на 0,01% человек за нынешнюю жизнь использует ресурсы своей памяти. Т. е. запомнить он может в тысячи раз больше, чем запоминает за свою короткую жизнь – больше просто не успевает. Может быть, некоторые просто путают эти два понятия: возможности запоминания нашего мозга и производительность его работы. (Для иллюстрации: сколько молока может вместить бутылка и с какой скоростью в неё можно его наливать – это разные вещи: первое зависит от объёма бутылки, а второе – от ширины её горлышка.)

 

Надеюсь, эта статья помогла Вам несколько упорядочить понимание вопроса об унаследованном грехе, а также лучше увидеть грани некоторых качеств Бога, о которых сказано во Второзаконии 32:4: «Он – Скала, его дела совершенны, и все его пути справедливы. Он – Бог верности, у которого нет несправедливости, он праведен и честен».