Курбан-байрам без запретов на жертвоприношения

Запрет ритуальных убийств животных на улицах Москвы действует уже три года. В 2011 году ряд общественных организаций пожаловались на жестокое обращение с животными, поэтому праздничное заклание теперь разрешено только в Подмосковье. В 2014 году власти выделили 12 площадок — скотобоен, где собираются мусульмане, желающие присутствовать на обряде жертвоприношения. «Газета.Ru» побывала на одной из таких площадок.

Главное


Генпрокурор РФ ответил на обвинения Навального

Песков прокомментировал заявление Каира о крушении А321

Следствие проводит обыски у сотрудников украинской библиотеки в Москве

Медведев уволил замглавы Минприроды

Прогноз погоды в Москве на третью неделю декабря

Читайте также

Эффективный бизнес иностранным инвесторам мы не продаем

5 отличных рецептов для самых смелых

Положить на депозит или купить квартиру и сдавать? Инфографика рассчитает доходность



Найти дом фермера Азама Давлятшина помог указатель «Курбан» на столбе и местные жители, которые на вопрос о том, где режут барашков, улыбались и указывали в противоположные стороны: в одном направлении располагалась некая «профессиональная скотобойня», в другой — дом Азама. Румянцево считается Москвой: всего 2 км от МКАД по Киевскому шоссе — и ты на месте.

К нашему удивлению, хозяйство Азама оказалось частным и весьма небольшим. Здесь работает десять человек, содержат около 350 баранов. Во время Курбан-байрама хозяин и его команда занимаются продажей годовалых барашков верующим мусульманам, в будние дни просто продают баранину всем желающим.

Хозяин фермы рассказал, что участвовал в селекторных совещаниях по выбору тех самых 12 площадок. На одном из них Азам махнул рукой и согласился, чтобы его ферму внесли в официальный список скотобоен, где можно совершать жертвоприношения в праздник.

Дом Азама ничем не отличается от других домов деревни. Назвать хозяйство специальной площадкой можно, однако на одно из 12 мест, которое должно обслужить заявленные 300 тыс. мусульман, оно не похоже — слишком компактное по размеру. Скорее, это просто внутренний двор с загоном, небольшой бойней, где висят тушки, и участком земли, где и происходит ритуал. Есть еще мусорный контейнер для останков барашка, которые не пойдут в дело.

«С 8 утра приходят люди за барашками. Сначала заходят в загон, выбирают: тут у кого какие вкусы, кто-то мне говорит: «бараны-мальчики воняют», кто-то, наоборот, про девочек так говорит. Кому белого цвета нравятся, кому черного. Я молчу и слушаю, берите, думаю, что хотите», — говорит Азам и окидывает взглядом стадо баранов.

«Баран должен быть не хромой, не слепой, со всеми ушами и возрастом в один год — то есть те бараны, которые в прошлом году на Курбан-байрам примерно родились. Кто-то сам хочет побегать за бараном — сам его ловит, сам режет, кто-то просто пальцем показывает и мясо забирает.

Был один, который живого барана домой увез. Вообще один барашек стоит около 7,5 тыс. рублей — то есть 200 руб. за килограмм. Это если целиком животное брать, а так 400 руб. за кило мяса. Был у нас баран весом как теленок — его за 15 тыс. продали», — рассказывает фермер.

По традиции мясо жертвенного животного не продается, а делится на три части: одну треть оставляют себе, еще треть идет на угощение гостей и желающих, а треть раздается нуждающимся.

«Часть мяса отдаем в мечети, часть в детские дома. А тем, кто покупает в Курбан-байрам барана для праздничного стола, мы привозим халяльное мясо с доставкой на дом тоже. Жалко ли мне барашков? Вообще, я лошадей люблю — их жалко. А баранов мы убиваем, чтобы люди покушали. Другой цели нет», — поясняет Азам.

«К барану подходят сзади, нож не показывают, можно закрыть глаза ушками, погладить его, успокоить, прочитать молитву — и все. Нож очень острый, у умелого человека с одного раза получается зарезать барашка, нож доходит до позвоночника.

За несколько секунд баран умирает. Нет такой задачи, чтобы баран страдал», — говорит владелец фермерского хозяйства.

Добро на проведение обряда в этих местах дал Московский муфтият. Однако накануне выяснилось, что не везде праздничные мероприятия были согласованы с местными властями.


В ожидании жертв

В Москве и Подмосковье готовятся к празднованию главного мусульманского праздника — Курбан-байрама. Около 200 тыс. мусульман примут участие в… →

Впрочем, после визита на скотобойню стало понятно, почему местные власти не знали о происходящем на их территории забое скота — назвать большинство мест для ритуального заклания баранов специально выделенными под ритуал площадками сложно.

Это обычные подмосковные хозяйства или скотобойни, где в будние дни забивают скот, только не в таких количествах. По какому принципе из десятков подмосковных хозяйств были выбраны именно эти 12, в том числе ферма Азама, — неизвестно. Суда по всему, случайным образом.

По данным МВД, всего на улицах города Курбан-байрам отпраздновало около 300 тыс. мусульман. В этом году охраняли порядок в столице около 5 тыс. сотрудников правоохранительных органов.

Курбан-байрам — исламский праздник, который отмечается в 10-й день месяца зуль-хиджа по исламскому календарю хиджра (лунный календарь). Одним из главных обрядов является жертвоприношение. Жертвой может быть баран, верблюд или корова. Жертве должно быть не менее полугода, она должна быть здорова и не иметь никаких недостатков. Если позволяют средства, то желательно принести в жертву одну овцу или козу за человека, или корову (верблюда) — не более чем от семи человек, но также можно принести в жертву одну овцу (козу) за всю семью. Обычай допускает принесение жертвы за усопших, если они завещали сделать это.

От одной семьи производится заклание одного барашка. Мусульмане верят, что животные, принесенные в жертву ради Аллаха и заботы о бедных, в судный день помогут людям переправиться по Сирату (тонкому мосту) через бездну ада.