Лама Буда Бадмаев: мне бы хотелось, чтобы люди стали добрее

О моде на буддизм, справедливости, геополитической напряженности, о своем взгляде на патриотизм, будущее России и человечества в целом, а также о тибетской медицине и реставрации Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй в интервью РИА Новости рассказал его настоятель — ширээтэ лама Буда Бадмаев.© РИА Новости. Алексей Даничев

Буддийский Новый год (Красной огненной обезьяны) наступает 9 февраля. В преддверии праздника о моде на буддизм, о перерождениях, рае, аде и справедливости, о любопытных страницах из истории российского буддизма и своем взгляде на рост геополитической напряженности, действия запрещенного в России «Исламского государства» (ИГ), ситуацию на Украине, патриотизм, будущее России и человечества в целом, а также о тибетской медицине и реставрации 100-летнего единственного на северо-западе страны Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал его настоятель — ширээтэ лама Буда Бадмаев (Буддийская традиционная Сангха России). Беседовала Ольга Липич.

— Буда Бальжиевич, что такое мода на буддизм, о возрождении которой говорят сейчас? Как вы вообще относитесь к такому словосочетанию?

— Модерн — это современность. В этом смысле буддизм был всегда модным. И сегодня его философские идеи, буддийское понимание жизни также пользуются популярностью, находят место в сознании людей и оказываются полезны для общества.

Если взять философское мировоззрение буддизма: трактовка тех или иных явлений вокруг нас, в мире в целом, различные отношения в нем — все это является ясной областью знаний. Вот чем отличается буддизм.

— Почему областью знаний, а не веры – из-за того, что буддисты не верят в Бога-Творца?

— Если буддиста спросят, есть ли боги на свете, он скажет, конечно, есть. Потому что божественные явления присутствуют даже в обиходной жизни. И если мы стремимся к добродетели, к чистоте, это и есть божественные проявления нашего сознания. А если наше сознание стремится к распутству, злобе, алчности и другим отрицательным эмоциональным состояниям, это от неблагих существ.

Естественная борьба добра со злом и на сегодняшний день является так или иначе актуальной. Поэтому мода на буддизм будет всегда.

© РИА Новости. Алексей Даничев | Купить иллюстрациюПрихожанин в Санкт-Петербургском буддийском храме «Дацан Гунзэчойнэй»

— А есть все же рост интереса к буддизму в последние годы и чем он объясняется?

— Конечно, есть. Идея, что всем управляет Бог, достаточно популярна, но не каждому глубоко думающему человеку она до конца объясняет происходящее в мире. А буддизм — это ясность ума, в этой ясности заключается наша религиозная практика: мы делаем ум настолько ясным, что начинаем понимать происходящие вокруг явления. В этом отношении буддизм имеет научную природу.

— Но некоторые аспекты учения сложно назвать областью знаний с общепринятой точки зрения, например, теорию перерождений…

— Одна из важных отличительных тем буддизма — понимание перерождения. Мы видим, что есть ламы, которые перерождаются. Но людям нужны еще некоторые материальные воплощения перерождения… Понимание приходит именно с ясностью ума. Когда мы просто наблюдаем за детьми, то задаемся вопросом, откуда у детей, которые еще ничему не учились, такие способности, например, к творчеству, к музыке, рисованию? Естественный ответ: раз ребенок не успел еще научиться чему-то в этой жизни, эти уникальные способности, они заложены в его прошлой жизни. Такая логика.

И второе. Человек в течение очень длительного времени накапливает огромное количество знаний и мудрости, и почему-то считается, что со смертью это все исчезает. Это непонятно и несправедливо. Это противоречит законам природы, законам сохранения энергии и вещества. Поэтому мы, буддисты, говорим, что духовная природа существует и переходит в следующее рождение по закону сохранения энергии.

И если я делал плохо в этой жизни, то перерожусь в аду.

— А что есть ад?

— Ад — это совокупность ощущений. Буддизм так и говорит: ад существует, потому что существует страдание. Существование ада доказывается существованием страданий в нашей здешней жизни. Если представить, что меня там начнут обжигать огнем и мне будет очень больно, я понимаю, что да, это существует. Земное мгновение, что мы испытывали боль, тоже как ад, но оно коротко, оно прекратилось, а вот в аду…

© РИА Новости. Алексей Даничев | Купить иллюстрациюРитуальный костер очищения в канун буддистского нового года

— Разве в буддийском взгляде на мир, когда нет ничего постоянного и одно перетекает в другое, есть понятие вечных адских мук?

— Вечность как раз и заключается в том, что она не вечна, и даже ад имеет не вечную природу — мы из ада можем переродиться обратно. Но там мы можем пребывать очень долго.

Все связано с относительностью времени. Когда мы испытываем сильнейшую боль и она не заканчивается, нам кажется, что она длится целую вечность. А на самом деле прошло совсем немного времени, может быть, всего несколько секунд. Может быть, мы всего один день были в аду, а нам покажется, что целую вечность.

— А что скажете о рае?

— Раев много. За благие деяния мы и получаем те или иные благие состояния сознания. Они тоже стабильны. Но там тоже не вечность, потому что мы оттуда можем опять выскочить и даже попасть в ад из рая, в зависимости от работы над своим сознанием.

— Как вы считаете, рай и ад это все-таки материальные области или состояния ума, метафора внутреннего мира человека? Рай и ад, они снаружи или внутри нас?

— Все является нашим сознанием. Но понимание этого происходит очень долго. Очень трудно представить, что вы — мое сознание, но на самом деле так и есть. Мало того, этот стол, стулья — тоже мое сознание. Если б не было меня, моего сознания, видел бы я этот стул?— Нет. Все понимание мира, все ощущение мира, галактик и так далее это все есть наше сознание. В буддизме человек только прокладывает путь для своего ума, чтобы понимать все, а тренироваться еще долго-долго.

— Современной молодежи, да и интеллектуалам советской эпохи сложно проникаться религиозной традицией, согласно которой в раю цветущие сады и золотые палаты, а в аду плохих людей жарят на сковородках. Такие представления о рае и аде встречаются и в буддийских текстах. Вам это не кажется сказкой?

— Это сказка, да. Но дело не в этом. Вы не думайте, что ад это где-то там. Сейчас, в этой жизни, вы адские муки тоже испытываете. И если представить, что боль не будет прекращаться, это будет абсолютно реальный ад. Некоторые люди за какие-то свои прошлые деяния в этой жизни получают болезни, страдают действительно очень сильно, физически.

© РИА Новости. Мария ШустроваТибетские монахи строят песочную мандалу Авалокитешвары в Москве

— В таких случаях вы и другие буддийские доктора, понимая механизм возникновения тяжелой болезни, можете как-то помочь человеку, сделать что-то, что не умеет обычный врач?

— Естественно, для облегчения страданий больного мы проводим одновременно и буддийские ритуалы, чтобы немного его сознание освободить. Пытаемся и физически, и ментально лечить.

— А как быть с хрестоматийным вопросом о «слезинке ребенка», о страданиях и смерти невинного, не успевшего ни пожить, ни нагрешить, ни даже осознать?

— То же самое: если бы в прошлой жизни человек дурного не делал, этого бы не было. У нас как говорится: если ты в прошлой жизни убивал, эта жизнь — она короткая. Все случайные, как нам кажется, смерти — они не случайны. Во всем причинно-следственные связи. Если попал под машину, значит, кого-то задавил в прошлой жизни. Вместе с тем, закон «не убивай» срабатывает и в этой жизни: если я возьму автомат и пойду на улицу всех подряд стрелять, меня ж очень быстро самого пристрелят. А не брал бы я автомат, жил бы и жил! Это справедливость духовного закона.

— Получается, справедливость все-таки существует?

— Если разложить карму одного живого существа, конечно, справедливость существует. Цели и задачи у каждого живого существа на тот или иной момент бывают разные, и часто все связано с неведением. Один считает, что у него вся жизнь это накопление богатства, другой – что-то еще. Каждый чего-то хочет, с кем-то входит в контакт, с кем-то в конфликт. Огромное количество обществ, сообществ, мировоззрений и желаний людей — оно определяет систему нашего мира, которая называется сансара (сопровождающийся страданием круговорот рождений, жизней и смертей существ в различных мирах — ред.).

— Если б у всех было одно, скажем, буддийское мировоззрение, не было бы конфликтов, войн и прочих зол?

— Если бы все стали именно правильными, практикующими буддистами, то тогда сансара исчезла бы. Об этом есть как раз трактат — как будет осуществляться процесс искоренения сансары.

— Возможно его полное завершение?

— Возможно. Все достигнут знаний. Последний бодхисаттва вытолкнет из сансары последнее живое существо и сам закроет дверь — и тогда сансара иссякнет.

— Когда же это произойдет?

— Не скоро. Различные бывают прогнозы. Человечество не есть вершина сознания как такового, хотя на сегодняшний день является ею. Оно будет совершенствоваться и будет исчезать. Через периоды угасания и подъема…

— Еще будут взлеты?

— Взлетов и падений очень много еще будет, это понятно.

— Если вернуться к теме прижизненной справедливости: как объяснить то, что многие коррупционеры у нас живут вполне себе счастливо, наворовывают стартовые капиталы, их дети учатся за границей в элитных заведениях, а какая-нибудь бабушка-ветеран не может картошки себе вдоволь купить?

— Справедливость с позиции буддизма заключается в ясном понимании кармы и того, что каким бы благополучным внешне человек ни казался, он страдает. Богатство не является залогом счастья. На самом деле обычному человеку многого-то и не надо. По большому счету ему важно иметь внутреннюю духовную и какую-то материальную свободу. Миллиардеры такой же, по сути, жизнью живут: так же утром встают, ходят в туалет, умываются. Может, их жизнь украшена получше, по их мнению, допустим, золотые унитазы, но… Давайте поселим вас на необитаемый остров с золотыми унитазами, горами бриллиантов, ящиками долларов, парками новейших машин и разнообразными аттракционами, но при одном условии: вы будете там один. Тогда человек начинает понимать: а что он там будет делать-то?

— Кому показывать золотые унитазы?

— Да, некому! И по своей ценности они будут обычным булыжником, который валяется на мостовой.

Нужно воспитание такого мировоззрения, понимание таких вещей. Во- первых, оно успокоит людей, которые возмущаются несправедливостью. А во-вторых, умерит пыл тех, кто гоняется за золотыми унитазами. Люди начнут жить более духовной жизнью, наполненной внутренним смыслом.

© РИА Новости. Елена Гуткина Учения Далай-ламы для российских буддистов в индийском городе Дхарамсале

— В чем подлинный смысл жизни с точки зрения буддизма?

— Быть полезным людям.

— А творчества недостаточно для смысла жизни?

— Если рассматривать творчество как часть пользы для людей. Разнообразные сферы творчества и увлечений могут приносить пользу другим. Улицы подметать и то полезно.

— А правда ли, что своим распространением в Европе буддизм во много обязан России?

— Можно сказать, что родоначальниками буддизма в Европе были наши, российские, буддисты. Агван Доржиев (1853-1938) – бурятский лама, дипломат и ученый, участвовавший в обучении Далай-ламы XIII, сближавший Тибет и Российскую империю, один из первых буддийских священнослужителей, кто читал лекции по буддизму, строил мандалы и проводил ритуальные церемонии в Европе.

Сейчас Его Святейшество Далай-лама XIV много ездит в разные страны, в том числе европейские, делает мандалы, проводит ритуалы. Но познакомились европейцы с буддисткой культурой еще в начале XX века.

— О каких странах идет речь прежде всего?

— Франция, Италия, Испания. Даже картина есть, как Агван Доржиев преподает учение Будды в одном из музеев Парижа. А присутствовавший на этом действе Иннокентий Анненский написал стихотворение «Буддийская месса в Париже».

— Расскажите, пожалуйста, о ваших знаменитых однофамильцах — братьях Бадмаевых. Почему они имели такое большое влияние на Российский императорский дом?

— На первом этапе буддист стремится к собственной духовной чистоте, одновременно это связано с добротой к другим и соблюдением обетов. Не убивать, не брать чужое, не прелюбодействовать — этими действиями человек ограждает других от страданий.

На следующем этапе буддист говорит: я хочу служить другим. Тогда корми голодных, помогай обездоленным, лечи, учи! Это на ступень выше — жизнь на пользу всем. Для нас нет наций, нет религий: есть живые существа, и всем им надо приносить пользу. Это становится смыслом жизни на данном ее этапе. Как пример: человек видит Будду и развивает умение медитировать, концентрироваться, практикует затворничество, раскрывает свои благие качества — и все это для того, чтобы иметь больше возможностей помогать всем.

Бадмаевы защитили от брюшного тифа Сибирь. В Азии, в Китае и других странах была страшная эпидемия. Эти ламы взялись за искоренение болезни с помощью тибетской медицины. Можно сказать, они были сродни санэпидслужбе. Когда Бадмаева спросили, что ему надо для борьбы с болезнью, он сказал: рота солдат. Он заходил в селение, и из него никого не выпускали и никого в него не впускали (карантин), а он вылечивал больных и шел дальше. Так была побеждена эпидемия.

— А правда, что один из братьев лечил Распутина и был особо близок к царской семье?

— Историческая правда. И плохой человек болеет, и хороший болеет. А для медика неважно, какой человек болеет, медик выполняет собственную задачу, глубоко нравственную, духовную.

— Но некоторые считают, что Бадмаевы специально стремились проникнуть в императорский ближний круг, в котором можно было обрести большое влияние на управление жизнью страны?

— Это все домыслы. Если взять их служение, то это, конечно, служение стране.

— Патриотическое?

— Когда человек живет духовной жизнью, он и есть патриот. Патриот добродетели. Это немного выше, чем патриот одного государства. Но если он живет в этой стране, он должен быть ее патриотом. Исходя из этого, если начнутся какие-то межпланетные войны, то землянин должен быть патриотом своей планеты Земля.

— И брать оружие в руки в случае войны для защиты родины?

— Это каждый решает сам, это собственная духовная задача. Но если человек решил, что сейчас именно так надо действовать, взял оружие и кого-то убил, это совершенно не значит, что карма его не настигнет.

— А как вы объясняете то, что Бадмаевы, согласно историческим свидетельствам, принимали православие?

— Служение пользе окружающих дало им понять, что надо сделать такой шаг — принять православие. Думаю, принятие ими православия говорит о том, что православие, несмотря на расхождения с буддизмом в философских концепциях, миропонимании, совершенно не противоречит духовно-нравственным канонам буддизма.

© РИА Новости. Ольга ЛипичБудни Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй

— В наши дни в Петербургском дацане ежедневно ведется медицинский прием, в очереди можно видеть десятки людей. Чем тибетская медицина отличается от классической?

— Во-первых, тибетской медицине очень-очень много лет, она имеет огромный опыт. Во-вторых, ламы, монахи, которые отдали себя делу излечения людей от болезней, сами были йогинами. То или иное вещество они опробовали на себе и, благодаря тонкости своего восприятия, очень точно определяли, какое воздействие оно оказывает на организм, какую пользу приносит. И сегодня составители лекарственных препаратов пользуются этим опытом.

В тибетской медицине считается, что в организме 404 видов сосудов, каждый вид делится еще на огромное количество. И нарушение циркуляции в сосудах вызывает те или иные нарушения. Мы нормализуем эту циркуляцию.

Вообще-то, каждый монах должен быть сведущ в медицине.

— Сколько пациентов приходит к вам в день?

— Около 50. И не все буддисты. Мы не смотрим на вероисповедание. У меня есть опыт лечения и православных батюшек, и имамов.

— Взаимопомощь духовенства разных конфессий не может не радовать. Всегда ли все гладко проходит в таких случаях?

— Встречаются, конечно, определенные сложности. Например, настоятельница одного монастыря говорит: мне нельзя сюда (в здание дацана — ред.) заходить. Я спускался к ней в машину, диагностировал и говорил, какие лекарства сейчас принесут.

— Есть ли, на ваш взгляд, у российской сангхи (буддийской общины) сегодня проблема с единством?

— У сангхи нет проблем: есть очень много организаций — что, может, и правильно —, которые не хотят быть руководимыми. Буддийская традиционная Сангха России – крупнейшая и динамично развивающаяся буддийская организация, которая объединяет большинство буддистов нашей страны. Мы не хотим никем руководить. Как у религиозной организации, у нас есть внутренний устав, которому мы следуем. Кто этот устав признает, тот к нам присоединяется.

Более того, мы стараемся помогать другим буддистам, другим организациям – у нас существуют горизонтальные связи. Приезжал Кармапа (глава буддийской линии Карма Кагью, отличающейся от традиции Гелугпа, которой придерживается Буддийская традиционная Сангха России — ред.), приходил пить чай, встречался с нашими прихожанами. Есть, допустим, тайские буддисты — они читают лекции у нас. Вьетнамцы у нас церемонии проводят. На нижнем этаже у нас есть дзензал. Поскольку мы единственный дацан здесь, мы не должны ни с кем ссориться.
Автокефальность (независимость- ред.) сангхи заключается в том, что мы не подвержены внешнему влиянию, ведем свою религиозную деятельность по собственному уставу. И если мы называемся сангха России, то должны быть полезны России.

— И нет конфликта с государственной властью из-за того, что Далай-лама — мировой духовный лидер тибетского буддизма школы Гелугпа, которой придерживается сангха, – не может получить разрешения на визит в Россию?

— Мы понимаем, что государство принимает те политические решения, которые ему сейчас полезны. Конечно, и другую сторону понимаем… Так или иначе это связано и с какими-то мировыми движениями.

На вопрос, когда Далай-лама приедет в Россию, я всегда отвечаю так же, как ответил Далай-лама на вопрос: когда вы вернетесь в Тибет? Он сказал: когда наступит время.

— Раз уж прозвучало слово «политика», не могу не затронуть одну из самых острых тем — Украина. В XXI веке война, гибнут люди в соседней братской стране, межгосударственные отношения хуже некуда. Как вы смотрите на эту ситуацию, когда и как она может нормализоваться?

— Я ездил много лет на Украину — у меня там есть ученики-буддисты — и видел, как идут эти процессы, плохие процессы, распространение антироссийских взглядов и многое другое. Это же не на пустом месте все произошло. Когда это все начиналось на Украине, я говорил, что надо вести работу не с теми мигрантами, которые из Таджикистана и Узбекистана, а с нашими соседями-украинцами, молдаванами, белорусами. А мы фактически не занимались укреплением этих связей.

Вместо дружелюбия и сострадания, наоборот, сеяние ненависти. Это первая причина того, что между двумя братскими, родственными народами сегодня происходят такие явления. Ненависть, озлобленность не приносят никакой пользы. Поэтому с ненавистью, даже если она справедлива, надо бороться, надо уметь прощать. Из-за ненависти, озлобленности каждая из двух сторон допускает, что тех или иных можно убивать. Попираются духовные законы. Там, где большинство людей нарушают обет не убивать, идет война.

Чтобы это прекратилось, надо менять сознание людей. Надо раскаяться, осознать пагубность ненависти и насилия, перебороть свой эгоизм, простить всех и полюбить друг друга снова. Когда-нибудь люди научатся этому и придут к убеждению, что хватит убивать, сеять между собой злобу, давайте жить мирно и друг друга любить! Тогда будет счастье на этой земле.

— Казалось бы, уже после Первой мировой войны человечество было научено горьким опытом, что это — преступление и ужас, который не должен повториться. Но через пару десятилетий началась Вторая мировая. А в наши дни, в связи с украинской ситуацией, антироссийскими санкциями и политикой США на Ближнем Востоке, заговорили об угрозе Третьей мировой. Что вы об этом думаете?

— Идет попрание духовных законов. Люди не умеют прощать, не умеют раскаиваться, во власти гордыни… Никто не должен считать, что он выше кого-то. Мир должен быть главной задачей цивилизации. Мы должны создавать условия для развития духовности в мире. Если этого не будет, тогда мир ждет угроза того или иного катаклизма. Эти катаклизмы и так происходят.

— Важное условие для развития духовности, как понимаю, существование соответствующих религиозных центров. Сколько лам, монахов живет сегодня у вас в дацане?

— 17 священнослужителей. Все россияне.

— Все этнические буддисты?

— Нет. Двое русские: Антон и Максим. Один — немец по национальности.

— Какова динамика численности общины в последние годы?

— Думаю, что идет увеличение. В большие праздники у нас не хватает места в большом зале (вмещающем 500 человек), а на Новый год люди не помещаются во дворе.

— Как сегодня обстоят дела у питерских буддистов с площадями и помещениями?

— Мы благодарны администрации Петербурга во главе с Георгием Сергеевичем Полтавченко за то, что очень многие давно назревшие вопросы решаются. Нам передали землю, исконно принадлежавшую дацану. У нас будет достаточно места для выполнения религиозных обрядов. Главное, чтобы начатый процесс продолжился.

© РИА Новости. Ольга ЛипичСанкт-Петербургский дацан Гунзэчойнэй после реставрации

— Как вы оцениваете празднование 100-летия дацана в 2015 году, чего удалось достичь?

— Это огромное событие в российском буддийском мире: мы собрали в Санкт-Петербурге весь наш российский буддийский мир. Были верховные ламы Калмыкии, Тывы, Горного Алтая, Хакасии. Буддийская традиционная Сангха России во главе с Его Святейшеством XXIV Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым (из Иволгинского дацана в Бурятии — ред.) была представлена почти всеми настоятелями сангхи.

В рамках праздничных мероприятий мы обсуждали актуальные проблемы, текущие вопросы, взаимодействие между собой и с зарубежными буддийскими организациями, с нашей государственной властью.

— А насколько высок был уровень представителей госвласти, участвовавших в торжествах? Власть вообще интересуется буддийской жизнью?

— Губернатор нашего города Георгий Полтавченко принял участие, вице-губернатор Ленинградской области Сергей Перминов. Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин поздравил нас, и от всех структур власти мы получили поздравления.

— Какие мероприятия для широкого круга не буддистов, но интересующихся буддизмом вы бы выделили?

— В январе в Российском этнографическом музее продлена открывшаяся осенью выставка «Взгляд на Восток». Она посвящена 100-летию Санкт-Петербургского дацана. Это уникальная выставка: собраны экспонаты, которые хранятся в особой кладовой, фондах музея и редко демонстрируются в широком доступе. Экспозиция насчитывает более 2000 предметов, отражающих различные стороны буддизма народов России и Центральной Азии  — бурят, калмыков, тувинцев, тибетцев, монголов.

Прошли тематические выставки в Петропавловской крепости, в Эрмитаже. Там же мы строили и разбирали мандалы (схематические изображения дворцов божеств — ред.).

Дацан в юбилейный год также посетила группа ветеранов, жителей блокадного Ленинграда  — в рамках программы рабочей группы по межнациональным и конфессиональным вопросам Общественного совета при ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Буддийский храм тоже был задействован в Великой Отечественной войне: в облицованном гранитом здании с толстыми стенами и молельным залом без окон расположилась радиопередающая станция, обеспечивавшая вещание Ленинградского радио и связь блокадного города с Большой землей. За время войны на территорию дацана не упал ни один немецкий снаряд.

— Что предстоит дацану в новом веке своего существования – в наступившем 101 (2016) году?

— Работы прибавилось. Предстоит вторая очередь реставрации. Будем развивать буддийскую практику – будут приезжать учителя из разных регионов России и из зарубежья, тибетские учителя.

— Что включает вторая очередь реставрации?

— Самое важное — центральный зал наш, алтарное помещение. Кроме того, наша главная ценность – витражи Рериха. Реставраторы сказали: надо найти то стекло или сварить стекло по технологии того времени. Подбирать оттенки и так далее.

— Когда завершится второй этап реставрации?

— Хотелось бы как можно быстрее. Если взять первый этап – реставрацию фасадов, наружных объектов, осилили за год с лишним (планировали закончить в июле месяце, а закончили примерно в начале октября 2015 года, перед самыми юбилейными торжествами). Хорошо бы, чтобы второй этап уложился в те же сроки – около года.

© РИА Новости. Алексей Даничев | Купить иллюстрациюЛамы читают молебен Дугжууба

— А прихожан в новом столетии стало больше?

— Я бы так не сказал. Прихожане у нас были, и благодаря им получилось широко отметить юбилей дацана.

Конечно, так широко празднуя, мы обратили внимание жителей города и окрестностей на дацан. Думаю, что в связи с этим число интересующихся буддизмом увеличивается. Мы готовы к росту потока, проведению экскурсий.

До реставрации дацана, естественно, экскурсий было мало. Теперь можно с гордостью водить людей, и их поток стал намного больше, потому что дацан стал выглядеть гораздо лучше. Он стал одной из архитектурных жемчужин нашего города. Красота привлекает, и мы считаем, что интерес к дацану будет гораздо больше в будущем.

— Есть ли какие-то изменения в численности людей, обращающихся к вам за духовным советом и медицинской помощью?

— Мы постоянно занимаемся оздоровительными практиками. Прихожане спрашивают при этом консультации астролога: что мне предстоит в следующем году, плохого или хорошего. И так смотришь: люди сидят уже и в очереди к астрологу  — здесь же у нас, в дацане. И все наши монахи принимают, у них тоже очереди. Прихожане ритуалы заказывают. Жизнь кипит.

— С какими проблемами и пожеланиями дацан входит в свое новое столетие?

— Проблем особо-то нет. Буддизм, как религия, говорит: наша жизнь и есть проблема, потому что мы каждый раз решаем очень много насущных, сиюминутных вопросов, хотим наполнить смыслом свою жизнь. Наше учение как раз и отвечает на эти вопросы: как жить дальше, что делать? И в этом плане мне бы хотелось, чтобы люди стали добрее, стали более открытыми и умели быть счастливыми. Нам еще работать и работать, чтобы изменить окружающий мир в добрую, лучшую сторону.

— А не меняется ли мир в последнее время в худшую сторону, если взять уже упомянутую ситуацию на Украине, агрессию так называемого «Исламского государства» на Ближнем Востоке, вооруженные конфликты и рост напряженности в других точках планеты?

— Мы, конечно, видим, что мир меняется, он становится более сжатым, агрессивным. Поэтому нам работы хватает.

— Как вы прокомментируете действия экстремистских подразделений «Исламского государства» и направленные против них военные действия России в Сирии и вообще роль нашей страны в мире сегодня?

— России придется вести себя как буддийский бодхисаттва (устремленное к просветлению существо — ред.) – набраться терпения и медленно, спокойно и ясно разъяснять окружающим свою позицию. И тогда постепенно переборем ситуацию. Но это не будет быстро.
Мы должны набраться внутреннего бескорыстия, чтобы помогать всем, кто страдает в тех местах, которые вы упомянули. Набраться терпения и неустанно усердствовать в этом направлении. Тогда нас окружающие поймут, и постепенно мир проснется от оголтелой безнравственности. И речь не только о безнравственности и бесчинствах националистов на Украине или об «Исламском государстве» — горячих точек много.

— Вы полагаете, что все эти конфликты, возникшие в разных регионах и по разным поводам, одного порядка?

— Называются по-разному, но суть одна. А нам, россиянам, повторю, надо быть как бодхисаттвы – набраться терпения и спокойно разъяснять всем свою позицию. Мы будем поняты, обязательно.

— Вы верите, что понимание будет достигнуто? И звучащие опасения губительной для человечества мировой войны с применением ядерного оружия не оправданы – все разрешится в положительную сторону?

— Конечно! Здравый смысл всегда преобладал, возобладает и в этот раз. Если посмотреть на нашу советскую историю, каким бы плохим ни был коммунистический строй, мы представляли собой огромную силу именно в духовном плане. Надежды, что мы после падения Советского Союза станем жить дружно и радоваться всему происходящему, оказались лишь радужной картинкой. Обманы бывают, и в большой политике это понятно. Теперь пришло осмысление — надо тот духовный позитив, который был, сохранить.

Мы разбрасывали камни, а теперь пришло время их собирать, основываясь на очень твердых духовных принципах, практикуя их, доказывая, что именно так мы и действуем, в соответствии с этими принципами. Тогда мы соберем тот мир, то духовное пространство, в котором все хотели бы жить. Духовное пространство спокойствия, уверенности в завтрашнем дне, надежности, умения противостоять внешним вызовам.

— Но потребительский эгоизм все еще на пике общественного развития, в сознании людей он снизится?

— Конечно, снизится. Люди сейчас начинают понимать, что все-таки не жвачкой человек живет, а более высокими духовными ценностями.

— А в чем заключается духовная ценность?

— Если ты дисциплинирован, если ты усерден… Надо заглянуть внутрь себя, в свою духовность и сказать: если ты хочешь – давай, делай, создавай, твори, строй этот мир! После чего окружающие скажут: ты молодец, я тоже так хочу, и, таким образом, все соберутся вокруг тебя. А если мы будем только сетовать на происходящее, бездельничать и стремиться где-то прокатиться на халяву, то будет разруха. В мире всегда любили сильных во всех отношениях. И мы должны быть сильными и духовно.

— Что бы вы пожелали буддистам России и не буддистам в новом году?

— Наш дацан называется Гунзэчойнэй — Источник святого учения Будды, сострадающего всем живым существам. Мы эту функцию и выполняем. Мы хотим, чтобы все жители нашей необъятной России были счастливы, не страдали. И внутренне были устремлены к возрождению высоких духовных нравственных ценностей.