НАСКОЛЬКО ПРАВОСЛАВНА ПРАВОСЛАВНАЯ РОССИЯ?

Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство с населением чуть менее 142 миллионов человек (на 2009 год). В религиозном плане эту страну традиционно считают Православной.

В феврале 2009 года одной из крупнейших российских исследовательских организаций («Аналитический Центр Юрия Левады») было проведено исследование под названием «Религия и религиозность в России». Результаты этого исследования, проведённого со всей научной строгостью, а также ряда других схожих исследований позволяют ответить на вопрос, какое значение имеет Православие для умов и сердец современных Россиян.

РОССИЙСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ И РЕЛИГИОЗНОСТЬ

В первую очередь, конечно, можно отметить, что почти три четверти россиян отождествляют себя с Православной верой. Это видно из следующей диаграммы, основанной на результатах исследования:

 

 

Эти 72,6% россиян составляют около 103 миллионов человек.

Какова же религиозность этой немалой группы людей? Сколько из них безоговорочно верят в Бога, и сколько из них ведут активную религиозную жизнь? Исследователи «Левада-центра» отвечают на эти вопросы:

 

 

Как видно, более половины тех, кто считает себя православным, к сожалению, не осознают всю серьёзность следующих слов, записанных в Библии:

· 
«Без веры угодить Богу невозможно, потому что приближающийся к Богу должен верить, что он есть» (Евреям 11:6)

Как показывают дальнейшие цифры из этого и другого исследований, ситуация с проявлением религиозной активности у православных россиян ещё менее утешительна:

 

 

 

Как видно, только 3% из тех, кто считает себя православными (т. е. всего около 3 миллионов человек) ведут активную религиозную жизнь.

Ввиду этого специалисты Центра делают вывод: люди не прониклись религиозностью, и в большинстве своем не знают даже основ вероучения. Социологи замечают: «Несмотря на знание и одобрение религиозных норм, таких как пост, молитва, исповедь, люди не собираются им следовать, даже считая себя православными».

(Однако существует интересный парадокс: по данным ещё одного исследования, 83% россиян в том же году так или иначе отмечали масленицу, несмотря на то, что этот праздник имеет исключительно языческие, то есть религиозные корни!)

 

Что же говорят об этой ситуации те, кто выполняет роль духовных пастырей Православия?

Игумен Филипп (Симонов)

·  Православный богослов

·  Доктор экономических наук

·  Заведующий кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ

Мнение о ситуации в Православии:

· «Люди приносят к нам в Церковь свои суеверия и пытаются сделать их частью церковной жизни» («НГ Религии»)

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

·  Наместник Сретенского монастыря (г. Москва)

Мнение о ситуации в Православии:

· «Люди, ничего не знающие о Боге или имеющие о Нём самые смутные, ложные представления, научаются купаться в проруби, креститься у икон, ставить свечи, и всё это – без Христа. На наших глазах создаётся суррогат религии, который выдаётся за Православие. И люди входят в эту странную религию, потому что не имеют реального представления о том, что такое Церковь на самом деле. Последствия этой псевдорелигиозной жизни… очевидны как для человеческой души, так и для национально-религиозного сообщества: это строительство дома на песке» («Русская линия»)

«КАК ЖИТЬ БУДЕМ ДАЛЬШЕ?»

Почему люди, не имеющие никакой или почти никакой религиозности и даже порой не верящие в Бога, говорят о себе, как о «православных»? Вот как отвечают на это специалисты-социологи, проводившие эти и другие похожие исследования:

Социолог Тарусин Михаил Аскольдович

·  Руководитель отдела социологических исследований Института общественного проектирования

·  Руководитель управления социально-политических исследований компании «РОМИР-мониторинг»

·  Член Научно-экспертного совета ВЦИОМ

Мнение о ситуации в Православии:

· «70–75% – это всего лишь доля респондентов, на вопрос: «Относите ли Вы себя к какой-либо религии?» – ответивших: «Да, я себя считаю православным». Эти цифры мало говорят о религиозности человека… [Большая часть из них] если и ходят в храм, то несколько раз в году, как в некую службу бытовых услуг – кулич освятить, крещенской воды взять… А часть из них даже и тогда не ходит, более того, многие могут и в Бога не верить, но при этом называют себя православными. […] Основание в данной самоидентификации лежит в национальной традиции, в семейных традициях, в культуре. Если эти данные и могут считаться показателем чего-либо, то только современной русской национальной идентичности. Но не реальной религиозной принадлежности» («Православие и мир»)

Социолог Зоркая Наталья Андреевна

·  Ведущий научный сотрудник Аналитического центра Юрия Левады

Мнение о ситуации в Православии:

· «Православие в современной России – этнический, а не религиозный признак. «Я русский, а значит, православный» – вот основная мысль» («НГ Религии»)

Социолог Гудков Лев Дмитриевич

·  Директор Аналитического центра Юрия Левады

·  Доктор философских наук, профессор

·  Главный редактор журнала «Вестник общественного мнения»

Мнение о ситуации в Православии:

· «Российский человек привык совершенно формально, поверхностно идентифицировать себя с какими-либо общностями и с тем же Православием. Такое отношение полностью исключает личную ответственность человека, никакой серьёзной внутренней работы не проводится, снимается сама проблематика этического выбора. […] Нынешняя приверженность Православию – явление временное. Можно утверждать, что она стала следствием нашего тоталитарного прошлого» («Коммерсант»)

 

Всё вышесказанное означает, что, хотя 72,6% россиян и называют себя православными, в эти слова часто вкладывается какой угодно, только не религиозный смысл. Следует признать, что «настоящих» православных – православных в религиозном смысле этого слова (т. е. по убеждениям и соответствующему убеждениям поведению) – в России значительно меньше, чем обычно принято считать.

 

В какую бы сторону ни менялась ситуация в Православии, всем нам нужно помнить, что мы живём в светском многоконфессиональном государстве, в котором все религии равны перед законом и ни одна из религий не является государственной. Это является ещё одним поводом к тому, чтобы относиться ко всем людям с уважением и веротерпимостью независимо от того, к какой религии они принадлежат.