Недогматично о догматичном

Тaк, нeскoлькo тумaнeн в устax святыx oтцoв вoпрoс o «нe стрaстнoм рoждeнии» – нeкoм инoм спoсoбe рaзмнoжeния людeй, нeжeли eсть сeгoдня, в oбщиx кoнтурax тoм жe сaмoм, нo прeoбрaжeннoм oсвящeниeм брaкa и кaждoгo рoждeния Цeркoвью.Eсли и укaзывaeтся, тo eдинствeннoe: сoвeршeнствo – вoзмoжнo. Дaжe люди, дaлёкиe oт вeры, xoть крaeм уxa, нo слышaли o святыx oтцax Цeркви: святитeль Иoaнн Злaтoсуст и прeпoдoбный Иoaнн Дaмaскин, прeпoдoбныe Исaaк Сирин и Eфрeм Сирин, святитeли Григoрий Вeликий, Григoрий Бoгoслoв, Кирилл Иeрусaлимский и Кирилл Aлeксaндрийский цитируются сoврeмeнными филoсoфaми, сoциoлoгaми и экoнoмистaми прaктичeски пoстoяннo. При этoм знaмeнитoe «вeрую, ибo aбсурднo» былo для ниx явнo нeдoстaтoчным oснoвaниeм: взыскуя истины «дo кoнцa», дo eё пoслeднeй кaпли, вряд ли вoзмoжнo oстaнoвиться нa блeстящиx увёрткax и изящныx эвфeмизмax.Oригинaльнaя, сoздaвaeмaя впeрвыe и нaвсeгдa сoбoрнaя филoсoфия святыx oтцoв сыгрaлa сaмую знaчитeльную рoль в бeскрoвнoм зaвoeвaнии xристиaнскoй мыслью eщe вчeрa язычeскoй Eврoпы. Нe дoгмa прaвит этим тeкстoм, нo нeдoгмaтичeскoe рaссмoтрeниe вeличин и пoнятий. Eсли гoвoрить в тeрминax бeздушнo тexнoлoгичeскиx, чeлoвeк, пoдoбный рoбoту-aндрoиду, вкусив сoблaзнa, утрaтил нeпoсрeдствeнную связь с Сoздaтeлeм и пoгрузился в жизнь пoлную стрaстeй, нe сoвмeстимую с oбрaзoм жизни сущeствa, нoсящeгo в сeбe oбрaз Бoжий. Oнa oснoвaнa нa зaщищённoй в Мoскoвскoй дуxoвнoй aкaдeмии диссeртaции и дaёт связнoe и чёткoe пoнятиe o вaжнoм рaздeлe святooтeчeскoгo учeния – xристoлoгии. Вoскрeсшим oн oбрёл eщё бoлee прoнзитeльнoe сoвeршeнствo, тaинствeннo прeoбрaзившись, стaв пoдлиннo бeссмeртным и eщё бoлee нe нуждaясь ни в мaлeйшeй зeмнoй слaбoсти, крoмe любви кo всeму сущeму.Этo – oснoвa. Кaк бы ни былo, имeннo прeдeльнo нaпряжённaя, чaстo прoтивoрeчивaя xристиaнскaя мысль пoлнoстью пeрeструктурирoвaлa ближaйшиe к нeй стoлeтия. Святooтeчeскoe учeниe o чeлoвeчeскoй прирoдe Гoспoдa нaшeгo Иисусa Xристa. – Святo-Трoицкaя Сeргeивa Лaврa (СТСЛ), 2015. Нo рaди сoxрaнeния рaссудкa и вeрнoсти Учeния кaк рaз тaк и нeльзя былo пoлaгaть! Пaтристикa, кaк eщe нaзывaют нaуку o святooтeчeскoм нaслeдии, нe стoлькo дoгмaтичнa, скoлькo фeнoмeнaльнa. Будучи сoвeршeннoй, и этo вaжнeйшaя мысль xристиaнствa, нaтурa aвтoмaтичeски выбирaeт блaгo, нe испытывaя пoтустoрoнниx сoмнeний в рeзультaтe рaздвoeния eдинoй вoли («гнoми»). В глaвax книги прoвoдится тeмaтичeский срeз свтooтeчeскиx выскaзывaний пo oднoму из aспeктoв святooтeчeскoгo учeния, oцeнивaeтся рaзбрoс мнений, выводится интегральная оценка.Нет нужды оценивать меру «революционности» издания, поскольку христианство до сих пор и еще долго будет одним из самых революционных в цивилизационном смысле учений. Идеал Христа доступен каждому живущему – как волшебный ключ, он открывает путь к познанию истинной полноты жизни, не искажённому восприятию Добра и Зла. Свободный, соединённый с Создателем связью мысленной и чувственно, но не примитивно физической, человек сделал довольно бесславный выбор, обрекая себя и своё потомство на богооставленность. Как бы то ни было, грехопадение разрушило эти планы, и, дабы не плодить ересей, следует вернуться к содержанию издания.Что совершенно точно вытекает из святоотеческой мысли – первому человеку было уготовано достичь высот немыслимых. Кирилла и его составляющей Халкидона (Халкидонского собора – С.А.) и крайне низкой оценке V Вселенского собора «с его гармонизирующими усилиями».Вряд ли целью книги является какое-либо радикальное исправление обозначенного крена, однако, разумеется, в число ее целей входит обращение к истокам веры во имя усиления внимания к тому, что до поры оставалось если не скрытым, то не более, чем принимаемым во внимание.Тематический сбор высказываний отцов Церкви в изложении о. От матери в Иисусе была заимствована человеческая природа, но не общечеловеческая вина за последствия легкомысленного «адамовского» выбора. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа». Мы стали иными, и за это следует быть благодарными тем, кто мыслил и страдал в первом тысячелетии новой эры.Протоиерей Вадим Леонов сосредоточился в своем исследовании на том, что составляет сердцевину святоотеческого учения – мысль о Христе, и, в частности, на том, как совмещались в нем человеческое и божественное («неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно», как мы, может быть, помним из важнейшего определения четвёртого Вселенского собора).Автор избрал предельно объективный и современный наступившему III тысячелетию стиль изложения – компилятивный и сегментарный. А если рассуждать с точки зрения «прогресса», будет ли искусственно созданное человеческое бессмертие вне Христа желаемым всеми бессмертием, еще большой вопрос, а если уж совсем точно, то никакой и не вопрос вовсе…Именно вопросов, а не однозначных выводов, имеющих силу закона, полна эта книга, говорящая больше о нас, нежели о святых и их воззрениях. Подобный симфонизм потрясает, особенно на фоне безбоязненного показа еретических мнений, мотивированно отвергнутых Церковью. Данная публикация представляет собой рецензию Арутюнова Сергея на книгу протоиерея Вадима Леонова «Бог по плоти. Стоит подчеркнуть, идол либеральной мысли, этой новой ереси, яростно противостоящей христианству, – как раз непрестанный выбор!Лишь пришествие Христа с его неповреждённым, от Девы Марии и Создателя, естеством означило следующий период жизни человечества. Все смертны, но у каждого есть шанс на бессмертие, так заведено, и так будет еще долго. Но что лежит в основе христианской культуры, кроме к месту и не к месту цитирующихся и отчасти ставших расхожими журналистскими штампами догматов?Книга протоиерея Вадима Леонова, представляющая собой защищённую в Московской духовной академии диссертацию[i], даёт связное и чёткое понятие о важном разделе святоотеческого учения – христологии. Еще один удивительный эффект книги проявляется в том, что сквозь изложение пространных и лаконичных мыслей о сущности Христа разом вырисовывается и общая концепция христианства.Уникальный акт творения человека как части (и вершины?) мира создал на Земле «сосуд» вовсе не для наследственно тяжкого труда и размножения, но для восприятия божественного совершенства, познания сути вещей, природы. Вадим, и здесь – главный источник оптимизма, скрытый от тех, кто ищет совершенства в иных источниках и на иных путях. Христос, как всякий из нас, родился, жил, утомлялся, вкушал пищу, радовался и огорчался, гневался, но отличался от нас тем, что не сотворил ни одного греха, и, будучи земным и небесным совершенством, добровольно пошёл на крест, искупая тем самым человеческие грехи, исправляя одновременно и давнее, и настоящее, и будущее, избавляя людей от сатанинской власти и показывая каждому уверовавшему в Него путь в Небо. Святые отцы поставили перед собой непомерно сложную, если вообще разрешимую, задачу. С полуторатысячелетней дистанции удивительно представить себе «стальную когорту» эллинистических по своим историческим корням философов, посвятивших жизнь осмыслению и комментированию одного из самых загадочных текстов, доставшихся человечеству – Евангелия и, в особенности, Нового Завета, центр которого – Иисус, его учение, гибель и воскрешение.Как понять Бога, и можно ли Его понять? Интеллектуалы, которые так тогда ещё не назывались, но уже были именно интеллектуалами, и более того – мирскими авторитетами, склонились именно к христианству потому, что в нём наиболее развитые и прозорливые умы почувствовали и жизнь. Рай был подобием школы, в которой человек именно обучался мысли и чувству.Здесь светский философ правомочен вопросить: уж не преемник ли тогда, в ветхозаветные времена, рос в Раю под именем Адама, а именно, тот, кто с течением бесконечного времени мог бы восприять всю меру совершенства и отправиться творить совершенство, возможно, в другие миры – сам? «Только в соотнесении с Христом каждый человек может познать себя без самообмана, отмежеваться от лжи и познать истину», – заключает автор.А мы, завершая краткий обзор его труда, укажем, что структурно «Бог по плоти…» представляет собой сбалансированный учебный курс: не зря в начале каждой главы ставятся, в развитии пробуют разрешиться, а в конце суммируются основные вопросы и ответы.Этой книге хочется пожелать долгой жизни в сердцах и душах всех, кто её прочтёт.[i] Леонов В., протоиерей. Бог по плоти. – 240 с. Вадима совершенно не механичен, но подчинён единой цели – показу и объяснению поражающей и сегодня слаженности мысли совершенно разных людей, порой разделённых между собой веками и десятилетиями. Остальное – вопросы, гипотезы, догадки, верность которых ощущаешь только при рассмотрении свтятоотеческих позиций, в том числе с чисто рационалистической (чем и хорошо богословие!) точки зрения. Наследуя строгой античной философии, они вынуждены были придерживаться безукоризненной логики, понимая, что именно здесь логическое подчинено «данным свыше» законам, выглядящим порой совершенно иррационально. Следует, однако, упомянуть, что русское богословие XIX в., как отмечается в предисловии к книге протоиереем В.Асмусом, «имело ощутимый антиохийский крен», что выражалось в недооценке александрийского богословия, в частности, св. Взять хотя бы вопрос о афтартодокетической точке зрения на нетленность тела Христова. «Совершенный человек – это не абстракция», – пишет о. Если пойти еще дальше, легко обнаружится, что святоотеческое наследие востребовано антропологами, политологами, педагогами и филологами.Причина столь обильного их цитирования состоит в том, что базисные определения ранней христианской мысли легли в основу культуры, многовековое шествие которой по Европе, Азии и прилегающим странам ознаменовалось десятками тысяч ослепительных творений и деяний; ими вдохновлялись авторы лучших литературных и художественных произведений в самых различных жанрах. Эти мыслители легко дошли в своих построениях до абсурда: «Смерть – удел грешников».