О жизни приходской

Фaктoрaми, кoтoрыe мoгут спoсoбствoвaть вoсстaнoвлeнию приxoдa, являются: пoдрoбнaя кaтexизaция, внятнoe бoгoслужeниe, пooщрeниe чaстoгo причaщeния, вoсстaнoвлeниe смыслa тaинствa испoвeди, прoвeдeниe дуxoвныx бeсeд oтдeльнo oт Eвxaристии. «Xристoцeнтричнoсть» дoлжнa являться oснoвным свoйствoм пoдлиннoй прaвoслaвнoй oбщины. Свящeннoслужитeли нe мoгут и нe дoлжны прoдaвaть прaвo вxoждeния в Цeркoвь людям, мoтивaция кoтoрыx бoлee чeм сoмнитeльнa («русский – знaчит, прaвoслaвный», «пoкрeстимся, чтoбы нe бoлeть», «тaк мoя бaбушкa дeлaлa» и т.п.). Oбъeдинeниe мoжeт включaть в сeбя сoвмeстнoe бoгoслужeниe и приoбщeниe, сoвмeстныe прoсвeтитeльскиe мeрoприятия и сoциaльную рaбoту. Приглaшaeм всex зaинтeрeсoвaнныx к сoтрудничeству: присылaйтe свoи мысли, дeлитeсь oпытoм, спoрьтe и не соглашайтесь, сканируйте, распознавайте дореволюционные труды – одним словом, пусть этот проект станет хотя бы малым общим делом всех неравнодушных к здоровой церковной жизни! Если человек во время оглашения был приучен к христианскому образу мысли, он захочет понимать и участвовать в богослужении. Тема приходской жизни – одна из самых важных не только в богословии, но и в практике. Духовенство воспринимается как привилегированное сословие, что наиболее ярко выражается в разных нормах подготовки к Причастию для клириков и лаиков. Важно при этом помнить две вещи: общение должно происходить в реальном формате (не ЖЖ, не социальные сети) и не должно сводиться к обычным кухонным разговорам о том, «как спасти Россию» ( в данном случае – Русскую Церковь ). Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника — настоятеля».Итак, приход есть прежде всего община православных христиан. При желании их можно найти еще больше – по сути, каждое проявление церковной жизни требует переосмысления и обновления, что и было заповедано нам Спасителем. Дискуссия вокруг проектов Межсоборного присутствия на тему адаптации церковнославянских текстов хорошо показала, насколько эта тема является болезненной и табуированной для многих. Своими размышлениями о проблемах современной приходской жизни с читателями портала делятся протоиерей Павел Великанов и священник Федор Ртищев. Так постепенно небольшой круг расширяется. Таким образом, схема продвижения идей возрождения приходской жизни довольно проста: объединение клириков на личном уровне – объединение приходов – привлечение к сложившемуся союзу новых членов.Восстановление общины является сегодня архиважным направлением церковной жизни. Если добавить к этому еще и безоговорочную исполнительность – получается портрет идеального «винтика» системы мира сего.Однако по духу новозаветного благовестия, вертикаль иерархической власти должна постоянно превращаться в горизонталь всепроникающей любви, объединяющей всех прихожан. Ненормальной является ситуация, когда на службах с большим количеством прихожан (например, всенощные под праздники или под воскресенье ) исповедует только один, требный, священник, причем каждый раз роль этого требного священника исполняют разные клирики. Однако ничто не мешает в рамках организации приходской деятельности проводить общедоступные беседы, на которых не только объяснять чинопоследования, но и переводить и растолковывать основные песнопения, тропари и кондаки праздников, догматики и задостойники – то есть всё то, что регулярно поётся и читается в храме.Понятное богослужение подразумевает не только объяснение Литургии, но и внятное чтение Слова Божьего – центрального момента литургии слова. На приходах, как правило, выстроена четкая вертикаль власти: настоятель – клирики – алтарники – избранные миряне (клирос, староста, помощники, знакомые настоятеля, спонсоры, представители властей) – остальной народ. Это позволит каждый раз прорабатывать определенную тему с достаточной глубиной и делиться своим опытом решения различных проблем.Постепенно объединившиеся клирики и миряне выявляют единомышленников среди своих собратьев и подключают их к своим обсуждениям, находят сочувствующих. Знакомство прихожан и священников храма между собой во внебогослужебной обстановке, общее делание, общая трапеза становятся важными факторами внутреннего единства.Сегодня можно с печалью сказать, что общий дух разрушения и перемешивания не прошел мимо общинной жизни. За таким чтением должна следовать проповедь как пояснение прочитанного и наставление общины в жизни по Евангелию. В связи с этим представляется крайне важным воспитание нового поколения пастырей в духовных учебных заведениях, для которых богослужебная жизнь вне общинной была бы очевидной ненормальностью.Говоря о частных проявлениях общинной жизни, следует выделить несколько ключевых направлений, нуждающихся в особом внимании.Во — первых, предкрещальная катехизация. Во многих приходах нормальной является ситуация, когда настоятель и остальные священники наравне исповедуют всех приходящих. Для «устойчивого пребывания» и «успешного продвижения» в рамках такой системы требуются качества, понятные и обычные для мирского менеджмента, но диссонирующие с евангельской нравственностью: приспособленчество, умение угождать, ненавязчивое подхалимство, лицемерие, лживость и двуличие. В этом случае крепкие общины должны образовывать единый организм, объединяющий священников и мирян. Духовное руководство – важнейший объединительный фактор для общины. В поисках такой любви наши соотечественники приходят в Церковь. Однако это становится практически невыполнимым, когда реальный приход «размазывается» практически до бесконечности, и большая часть даже постоянных прихожан по сути своего участия в жизни общины – те же самые чужие «захожане».Для созидания крепких межличностных связей необходимо устраивать совместные приходские проекты – от паломнических поездок (для всех, а не только для избранных из ближнего круга) до крупных социальных акций. Оптимальный вариант – выбор темы и краткий доклад по примеру учебных семинаров в университете. Отрадно, если там они встречают то, чего были лишены – уважение, внимание, понимание, готовность выслушать и помочь. На многих приходах она до сих пор остается в неразвитом состоянии. К счастью, все больше священников сегодня радеют о становлении правильной приходской жизни.Главным двигателем возрождения сегодня призваны стать обычные приходские священники, так как именно они имеют непосредственное отношение к устройству общины. Прежняя культура общинной жизни давно была утрачена, новая же только начинает зарождаться. Например, два — три — четыре человека собираются и делятся своими мнениями по вопросам церковной жизн . Экономические соображения, которые обычно приводят как контраргумент, не выдерживают никакой критики. Священник, сам того не замечая, может подменять собой Христа и становиться для своих прихожан единственным «светом в окошке». Но ведь причащение само по себе не является «завершением» литургии как «общего делания»: более того, именно соединение членов общины со Христом и во Христе и является своего рода «трамплином» для преодоления греховного отчуждения и перехода в «общее делание» за пределами храмовых стен. Этот очевидный факт необходимо особо подчеркнуть, потому что зачастую при устройстве общины Христос может отходить на второй план, и тогда ее центром становится священник, обряд (устав), «эксклюзивность» или же единый центр вообще может исчезнуть, и каждый начинает воспринимать церковь как «контору», в которой обязаны оказывать «духовные услуги» «по требованию».Первая в мире христианская община – община апостолов – была собрана Спасителем и вокруг Спасителя. В нынешнем понимании исповедь — это и беседа со священником, и откровение помыслов, и исповедание тяжких грехов, препятствующих причащению, и, наоборот, каждодневная вечерняя покаянная молитва из молитвослова, приносимая на бумажке к аналою. С другой стороны, редко когда люди готовы объединиться вокруг ничем не выдающегося священника.Еще одна существенная проблема – это разобщенность духовенства и мирян. Не «бить духовные баклуши» призван христианин после причастия, а с новым вдохновением делать дело Божие, где бы и в каком бы статусе он ни находился.Другой вопрос, который в нашей практике неразрывно связан с причащением, это тема исповеди. Нужно разделить вышеперечисленное и не называть все это исповедью, и тем более не требовать категорично этого как абсолютного условия перед причащением. И именно с «богословия общины» должно начинаться возрождение церковной жизни. Оно невозможно без искоренения существенных системных недостатков, таких как клерикализм, отсутствие любви, смещение центра общины с Христа на что бы то ни было иное. Сегодня есть довольно много клириков и мирян, которые убеждены в необходимости глубинного церковного возрождения и готовы для этого что-то предпринять. Очень часто бывает, что такая «христоцентричность» формально декларируется, но на деле не выполняется. Иерархичная система устройства, которая была положена в основу миротворения Самим Создателем, с грехопадением подверглась тлетворному изменению. Но основную роль в знакомстве настоятеля с прихожанами играет, как ни банально это прозвучит, совместная трапеза, которая есть продолжение Литургии. Где есть только распоряжения (скрывающиеся под видом «благословения») – там и будет только система. Характерным для общины являются родственные, неотчужденные отношения ее членов. Отношения христианской любви должны пропитывать все христианское сообщество и в частности приход. Крепкие приходы, где христианское отношение к ближнему, где сам Христос поставлен во главу угла, смогут стать лечебницами, способными исцелить наш народ от его многочисленных и давних ран.Чтобы этот разговор не оказался безрезультатным, портал «Богослов.Ru» открывает специальный проект, посвященный обсуждению вопросов жизнедеятельности приходских общин. В сентябре этого года Святейший Патриарх обратился с посланием к «архипастырям , приходским настоятелям и клирикам, церковным старостам, членам приходских собраний и советов , штатным и добровольным сотрудникам приходов» – то есть ко всем тем, кто трудится сегодня на ниве развития общины.Очевидно, что община – самая малая клетка церковного организма – неизбежно связана с состоянием всего организма и не может быть каким — то механическим образом изолирована, в том числе и от системных недостатков, которые мешают развиваться приходу.Согласно Уставу Русской Православной Церкви, «приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Общинный строй предшествует государственному устройству и по сей день является своего рода архетипом для человеческого общества. Первым шагом к изменению существующей системы может стать объединение духовенства на личном уровне. Положение усугубляется еще и тем, что за редким исключением проповедь строится в основном вокруг толкования Евангелия,  а на Апостол просто не хватает ни сил, ни времени.Кульминацией Литургии является причащение. Об этом написано уже множество книг и статей, поэтому мы не будем вновь приводить всю аргументацию «за» и «против». Такие «покаянные семьи», из которых и складывается приход, также должны тесно общаться между собой. Продвижение идей возрождения приходской жизни возможно как на официальном уровне, «сверху», так и на уровне личного полуофициального общения священства и мирян через организацию кружков и межприходских связей.В заключение стоит сказать, что наше общество сильно страдает от оскудения любви и даже элементарного уважения.