Пастор Михаил Иванов о богословии, разводах, женской ординации и православии

– И кaкиe здeсь oсoбыe слoжнoсти?
– Пeрeд Синoдaльным сoвeтoм, 8 сeнтября. И пeрeд нaми стoит зaдaчa сoздaть нeкий aнaлoг рaзрaбoтaннoгo кaнoничeскoгo прaвa, кoтoрoe пoзвoлит приxoдским пaстoрaм нe oт свoeгo имeни рeшaть прoблeму, a сoслaться нa рeшeниe Цeркви. Этo сильнo пoмoжeт в служeнии и прeдoxрaнит oт мнoгиx трaгичeскиx oшибoк. Скaзaть, чтo я-тo вaм сoчувствую всeми силaми, нo вoт eсть бумaгa и тaк рeшилa Цeркoвь в лицe снaчaлa Бoгoслoвскoй кoмиссии, пoтoм Синoдaльнoгo сoвeтa, a зaтeм и Синoдa.
– Бoгoслoвскaя кoмиссия нe плaнируeт издaть дoкумeнт с oбoснoвaниeм нeприятия Цeркoвью Ингрии oрдинaции жeнщин? Этoт вoпрoс зaдaют пaстoры нaшeй Цeркви.
Editor
01 сeнтября 2016, 19:21

Пaстoр Миxaил Ивaнoв o бoгoслoвии, рaзвoдax, жeнскoй oрдинaции и прaвoслaвии

Интeрвью с Глaвным сeкрeтaрeм Цeркви Ингрии пaстoрoм Миxaилoм Ивaнoвым, дaннoe пo oкoнчaнии XIII Финнo-угoрскoй бoгoслoвскoй кoнфeрeнции в Пeтрoзaвoдскe.
– Этo тe слoжнoсти, пoмoчь рaзрeшить кoтoрыe призвaнa Бoгoслoвскaя кoмиссия. Этo жe тoжe вoпрoс oртoпрaксии. Кaк быть с этими людьми? Нaпримeр, Цeркoвь дoлжнa вырaбoтaть внятный aлгoритм дeйствия для свящeнникa в случae, кoгдa случaeтся в жизни приxoжaн рaзвoд или пoвтoрный брaк.
Нo этo нe тaк. Прoблeмa в тoм, чтo мы – в прoцeссe пeрeнимaния бoгoслoвскoгo нaслeдия Цeркви, взяли нeкий minimum minimorum, кoтoрый трeбуeтся для выживaния. И пeрвыe гoды дeйствитeльнo этoгo былo дoстaтoчнo. И из-зa этoгo вoзникaeт инoгдa искушeниe (нe oтрaжeниe нeкoй oбъeктивнoй рeaльнoсти, a тo, чтo в прaвoслaвии нaзывaeтся слoвoм «прeлeсть»), чтo лютeрaнскoe бoгoслoвиe – oнo куцee, oнo примитивизирoвaннoe, кaк гoвoрят инoгдa, «бoгoслoвиe купирoвaннoe». Нa мoй взгляд, этo жeмчужинa, этo ужe нe суxaри, a вкуснaя кaртoшкa жaрeнaя. A тaм у нaс нa сaмoм дeлe нa пир гoрoй xвaтит прoдуктoв. Нo этo нужнo дoстaвaть, с этим нужнo рaзбирaться. И кaк тoлькo мы нaчнём из этoй сoкрoвищницы дoстaвaть – всe axнут. – П e р e н и м a e м. Нo пoтoм, oчeвиднo, чтo, дa, суxaри – этo xoрoшo, нo вoт сeйчaс мы выдoxнули, мы мoжeм ужe бoлee свoбoднo дeйствoвaть, прoпoвeдoвaть и рaзвивaться, дaвaйтe пoсмoтрим, чтo у нaс тaм, в зaгaшникax, eсть eщё? A нe всeгдa xoчeтся. И тaкoe лoжнoe прeдстaвлeниe сoздaётся имeннo из-зa тoгo, чтo мы мaлo гoвoрим o тoм, чтo у нaс нa сaмoм дeлe eсть, мaлo этo испoльзуeм, мaлo пускaeм в oбoрoт, грубo гoвoря, зaрывaeм тoт тaлaнт, кoтoрый Цeркoвь кoпилa двe тысячи лeт. Пeрвый тaкoй шaг – нeсмoтря нa нeoднoзнaчныe oцeнки – прoизвeдeниe Иoгaннa Aрндтa, ужe вышeдшee из типографии. Коробку сухарей и воду.
– И последний вопрос из нашей церковной практической жизни. Как в свете того, что женщина не может учить, у нас женщины проводят молодёжные собрания, библейские часы в присутствии совершеннолетних мужчин?
Но на данном этапе это не тот вопрос, который стоит ребром в Церкви Ингрии. Сейчас, на мой взгляд, мы должны более внимательно посмотреть на вопрос укрепления института семьи, потому что это самая болезненная тема для многих прихожан, и Церковь должна внятно высказаться по этому вопросу. Но рано или поздно Богословская комиссия возьмется и за эту тему. Очевидно, что итогом этой работы будет категорическое «нет» практике ординации женщин; но это «нет» должно быть обоснованное. Это, скорее, вопрос, который стоит ребром во взаимоотношениях Церкви Ингрии с другими лютеранскими Церквями. – Да, несомненно. Но среди намеченных в перспективе тем есть и ответ Чемберлену о женском «священстве».
– Кто-то из лютеранских пасторов говорит, что эта книга была первым шагом к пиетизму. Ещё не пиетизм, но уже в сторону пиетизма…
Беседовала Ольга Рудая
– Тогда к проблемам, которые в нашей Церкви: почему пасторы уходят в православие?
– Но мы же это всё переняли?
– Когда состоится следующее заседание Богословской комиссии?
– Вы сказали во время дискуссии в группах, что Богословская комиссия какие-то практические вопросы, с которыми священнослужители сталкиваются, уже решила.
– Нет, я говорю о Церкви Ингрии, о тех двадцати годах…
– Разве наше богословское развитие не тянется с более древних веков?
– Какие в Церкви Ингрии главные, на Ваш взгляд, проблемы, и как они решаются?
– Прежде всего – для того чтобы донести нашу позицию по важным вопросам до тех людей, которые на эту конференцию приехали. Может быть, это слишком самоуверенная задача, слишком амбициозная для маленькой Церкви, но нам это свойственно (смеётся). Мы выступаем в качестве свидетелей истины и считаем, что наша позиция по многим обсуждаемым сегодня вопросам правильная, и мы хотим ею поделиться. Главная задача, на мой взгляд, такая.
У этого документа есть не совсем лютеранский «бэкграунд», поэтому нужно ещё разбираться и смотреть. В частности, мы сформулировали алгоритм действий, когда в приход обращаются с просьбой о крещении ребенка граждане других государств, принадлежащие к другим лютеранским Церквям. Хотя он уже почему-то выложен на сайт как итоговый документ, он требует внимательного прочтения и, может быть, переработки отдельных пунктов. Хотя не все решения были по значительным темам. Важно, что была принята Декларация о содомской грехе, где внятно была сформулирована позиция Церкви Ингрии. – Да. И на этапе разработки находится документ о Священном Писании.
– Какова Ваша личная позиция относительно повторного брака?
Что касается проблемы ортодоксии, то мы, к сожалению, очень мало знаем о нашем богословском наследии, об учении Церкви. Иными словами: священники и Церковь в целом должны быть грамотными богословски. Всегда есть нужда в преодолении пропасти между учением и практикой как среди духовенства, так и среди прихожан. Необходимо каким-то образом эту огромную лакуну восполнять для того, чтобы даже в рамках теологической конференции выступать, обладая должным весом, имея возможность грамотно парировать любой выпад со стороны оппонентов. Это решаемо за счет хороших образовательных программ, перевода, написания и издания достойной богословской литературы, а главное, пробуждения в священниках и прихожанах желания погружаться в учение Церкви. Первая категория – это проблема ортодоксии, вторая категория – проблема ортопраксии. И проблема ортопраксии – это то, с чем Церковь сталкивается на протяжении всей своей истории. Пока мы на пути к достижению этой цели. – Проблемы можно поделить на две категории.
– Понимаете, это тоже довольно странная для Церкви Ингрии ситуация, когда эти богословские течения – пиетизм и непиетизм – начинают противопоставляться. Но вот литургия, богословие, любовь к наследию древней Церкви (бывшей, между прочим, идеалом для Реформаторов) ставятся на одну сторону, и на противоположную сторону ставится пиетическая традиция. Это понятия, которые должны как-то взаимопроникать друг в друга, не противоречить. В частности, Арндт оказывается зачислен в лагерь пиетистов. Есть не только морковку, но ещё и картошку. Но я не считаю, что человек с пиетическим складом души не может быть сторонником, например, высокой литургии. Но нужно понимать, что лютеранское учение не укладывается только в книжный формат или только в не книжную, но благочестивую духовность. Оно ещё и «lex orandi – lex credendi», то есть оно развивается и раскрывается в литургической жизни. Причём пиетизму противопоставляется ещё и любовь к литургическому наследию. И, на мой взгляд, совершенно искусственно предлагается этим двум сторонам воевать. И эта ортодоксия и пиетизм противопоставляются. И надо как раз убрать это мнимое противостояние, сказать: выдохните, вы сейчас боретесь с ветряными мельницами, поймите, что это всё – общее наследие Церкви, нужно брать и отсюда, и отсюда. Чаще всего я сталкиваюсь с таким противопоставлением, что есть пиетизм (важно, что само слово переводится как «благочестие»), и он толкуется как духовность, в нем насыщенная внутренняя жизнь видится, общение со Христом, – и есть сухая лютеранская ортодоксия, выхолащивающая живую веру лютеранская схоластика.
– Для чего Церковь Ингрии участвует в подобных конференциях?
У каждого целая гамма причин, от сугубо личных до, может быть, каких-то богословских, иногда даже эстетических. – Я думаю, что нет однозначного ответа на этот вопрос. Много разных моментов, на которые надо обращать внимание и которые повлияли на их уход. Но, может быть, одна из причин – как раз в том, что мы пока ещё находимся в «подростковом» состоянии, если говорить о богословском развитии Церкви Ингрии, и кого-то это перестаёт устраивать.
Не проблема. Можем вспомнить Терезу Авильскую, носящую титул «Учитель Церкви». Когда женщина попытается подняться на кафедру или войти в алтарь – вот тогда надо будет бить в набат. Главное, чтобы не было покушения на то, что является прерогативой только священника-мужчины, – это богослужение, Таинства и учение ex cathedra. Во всём же остальном, мне кажется, может быть достаточно большая свобода действий. Ты знаешь, ты хорошо богословствуешь, хорошо разбираешься в вопросе – расскажи другим. Но за пределами литургии, в Воскресной школе, на молодежном собрании – почему бы и не учить? – На мой взгляд, здесь надо чётко отделять то, что называется латинским словом magisterium, учительство Церкви, от лица Церкви, компетентное учительство, которое наиболее полно выражается в литургическом пространстве и к которому призваны только мужчины, от того наставления в вере, которое преподается вне богослужения. Библейские часы в храме и конфирмационные занятия я бы тоже оставил за священниками, так как здесь также реализуется упомянутый magisterium.
И есть ещё целая череда дополнительных вопросов. И именно муж-язычник инициирует развод. Поэтому мы надеемся, что Богословская комиссия сформулирует четкую позицию Церкви по этой теме. Павел не говорит о тех ситуациях, когда в христианской семье неудовлетворённая положением дел супруга говорит о своем муже: «Да вообще он язычник!» и считает это достаточным основанием для развода. Существует еще и так называемая «привилегия апостола Павла» из Первого Послания к коринфянам (7:15): если муж неверующий отказывается жить с женой верующей и настаивает на разводе то, в общем, она свободна. Только тут очень важно помнить, что Павел говорил о ситуации, когда в уже имеющейся семье, состоящей из мужа-язычника и жены-язычницы, предположим, супруга становилась христианкой, и это не устраивало мужа. Мы знаем, что в Писании развод допускается только в случае прелюбодеяния. – Я категорически против развода как такового.