Проект документа «Основы экологической концепции Русской Православной Церкви»

Дaнный прoeкт нaпрaвляeтся в eпaрxии Русскoй Прaвoслaвнoй Цeркви для пoлучeния oтзывoв, публикуeтся с цeлью дискуссии нa Oфициaльнoм сaйтe Мeжсoбoрнoгo присутствия, нa пoртaлe «Бoгoслoв.ru» и в oфициaльнoм блoгe Мeжсoбoрнoгo присутствия. Вoзмoжнoсть oстaвлять свoи кoммeнтaрии прeдoстaвляeтся всeм жeлaющим. Пeрвoнaчaльный прoeкт дaннoгo дoкумeнтa был сoстaвлeн кoмиссиeй Мeжсoбoрнoгo присутствияпo вoпрoсaм взaимoдeйствия Цeркви, гoсудaрствa и oбщeствa, a зaтeм был пeрeрaбoтaн рeдaкциoннoй кoмиссиeй Мeжсoбoрнoгo присутствия пoд прeдсeдaтeльствoм Пaтриaрxa.

Всe чeлoвeчeствo нeсeт oтвeтствeннoсть зa сoстoяниe прирoды — твoрeния Бoжия. Истoщeниe рeсурсoв и зaгрязнeниe oкружaющeй срeды нa фoнe рoстa нaсeлeния плaнeты с oсoбoй oстрoтoй стaвят вoпрoс o сoлидaрныx усилияx всex нaрoдoв для сoxрaнeния мнoгooбрaзия жизни, o рaчитeльнoм испoльзoвaнии прирoдныx рeсурсoв и прeдoтврaщeнии кaтaклизмoв, спрoвoцирoвaнныx чeлoвeчeскoй дeятeльнoстью.

Глaвныe пoлoжeния пoзиции Русскoй Прaвoслaвнoй Цeркви пo экoлoгии сoдeржaтся в Oснoвax сoциaльнoй кoнцeпции в рaздeлe XIII «Цeркoвь и прoблeмы экoлoгии» и Oснoвax учeния o дoстoинствe, свoбoдe и правах человека в разделе III.5.

Руководствуясь заповедью Божией о хранении тварного мира (Быт. 2, 15) и заботясь о духовном и физическом здоровье человека, Русская Православная Церковь считает своим долгом и далее участвовать в обсуждении вопросов экологии, а также трудиться на этом поприще в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды.

 

1. Богословское осмысление вопросов экологии.

Экология — это область знания и деятельности, позволяющих сохранить среду обитания человека и других живых существ. Русская Православная Церковь, исповедуя библейские принципы об отношениях человека и тварного мира, готова вносить свой вклад в осмысление мировоззренческих оснований экологических исследований и экологической деятельности.

Слово Божие учит, что окружающий мир является домом, который создал Господь и в котором Он поселил человека (Быт. 1, 28). Поэтому человек является домоправителем сотворенного мира и призван поклоняться не природе, а единому Творцу (Рим. 1, 25). Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все живое в нем хорошим (Быт. 1, 8-25). Вместе со святым пророком Давидом каждый человек может воскликнуть: «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих» (Пс. 91,5).

В свете Священного Писания экологическая деятельность понимается как заповеданное Господом обращение человека с тварным миром. Бог благословил человеку пользоваться материальными благами для поддержания его телесной жизни (Быт. 1, 29). Книга Бытия также свидетельствует, что Господь открыл человеку возможность познавать и изучать творение, так как обладать и владычествовать над ним (Быт. 1, 28) в соответствии с замыслом Божиим невозможно без знания законов природы. Люди призваны к творческому участию в бытии творения, его защите и сохранении: «Взял Господь Бог человека, [которого создал] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15).

Одним из последствий грехопадения первых людей явилось нарушение богоустановленных отношений между ними и природой. Человек стал руководствоваться прежде всего эгоистическими и потребительскими побуждениями. Поэтому экологическая деятельность не достигнет желаемых результатов, если люди не будут стремиться преодолеть свое отчуждение от Бога и жить по Его заповедям. Святой апостол Павел говорит, что такие усилия непосредственно влияют на судьбу творения Божия: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8, 19-20).

Учитывая важность вопросов экологии, необходимо развивать в высших церковных учебных заведениях богословские исследования о взаимосвязях человека и тварного мира, а также рассматривать экологическую тематику на церковных научно-практических форумах. Следует вести богословское обсуждение проблем экологии с братскими Поместными Православными Церквами, а также обмениваться опытом в этой области в межхристианском и межрелигиозном диалогах. Обращаясь к экологическим вопросам, Церковь сопоставляет богословское учение с современными научными данными о мире, учитывает подходы научных дисциплин экологического профиля и общественное мнение.

 

2. Литургическая жизнь Церкви и экология.

При начале любого дела верующие обращаются ко Господу, испрашивая благословения и помощи. Литургическая традиция Православной Церкви обладает богатым потенциалом для поддержки развития экологической мысли и деятельности.

Представляется важным издавать существующие и вновь разрабатываемые молебные чины с призыванием помощи Божией на сельскохозяйственную деятельность, на должное пользование природными ресурсами, а также на различные труды, направленные на сбережение окружающей среды. При этом важно, чтобы подобные чины учитывали как нужды сельских жителей, так и духовные чаяния жителей городов, в значительной степени страдающих от проблем экологии.

 

3. Экологическое воспитание.

Возрастающему потреблению природных ресурсов и загрязнению окружающей среды содействует господство потребительской психологии. Православная традиция вносит существенный вклад в воспитание ответственности за творение, в развитие бережного пользования природными ресурсами и умеренности в их потреблении. Необходимо, чтобы при пользовании дарами природы люди осознавали, какое влияние на труд и его плоды оказывает духовное состояние человека. Для этого необходимо возрождать и воспитывать рачительное отношение к природному миру, основанное на православной традиции.

Следует поощрять приобщение священнослужителей к изучению основ экологии как науки и законов функционирования биосферы. Для воспитания детей и молодежи в духе ответственности за состояние природы представляется необходимым целенаправленно вводить темы христианской экологической этики в церковные, а по возможности и в светские программы образования и воспитания, содействовать введению экологической тематики в круг научно-педагогической деятельности высших духовных учебных заведений, а также в дополнительное духовное образование и курсы переподготовки кадров. Желательна и организация специальных церковных курсов и образовательных программ, раскрывающих православное видение экологической проблематики для студенческой и научной общественности, а также регулярные теоретические и практические экологические занятия для детей и взрослых.

 

4. Церковное участие в экологической деятельности.

Священнослужители и  миряне призываются к активной деятельности, направленной на защиту природы и окружающей среды.

Православные верующие призываются содействовать разработке и внедрению технологий и способов управления хозяйством, ориентированных на защиту окружающей среды, а также принимать участие в государственных и общественных экологических инициативах, оказывать поддержку экологически ориентированным программам, проектам и разработкам, содействовать их популяризации, внедрению и применению.

Видится полезным создание специализированной коллегиальной церковной структуры, которая на систематической основе займется вопросами экологической работы, оказанием консультационной, экспертной, информационной, организационной и координационной поддержки экологическим церковным инициативам и проектам, а также будет способствовать обмену экологическим опытом между различными региональными и местными церковными организациями. Экологическая программа может быть выделена как особое направление епархиальной и приходской работы.

Тема экологии должна стать компонентом миссии и пастырских трудов. Важно оказывать практическую поддержку волонтерским акциям, в частности — по уборке мусора на общественных территориях, очистке водоемов, озеленении улиц, площадей, парков, скверов и лесопарковых зон. Целесообразно организовывать экологические конкурсы и поддерживать их победителей в реализации представленных предложений.

Большим потенциалом для практической реализации православного подхода к экологии обладают монастыри и приходы, которые включают в жизнь общины заботу о природе. Развитие в монастырях и на сельских приходах экологически безопасного аграрного производства должно быть примером рационального природопользования для окружающих хозяйств.

Епархии, благочиния и приходы могут подписывать соглашения о сотрудничестве с региональными и местными структурами, деятельность которых направлена на сохранение окружающей среды.

 

5. Соработничество с общественными, государственными и международными институтами в сфере экологии.

В трудах по защите природы Русская Православная Церковь открыта к диалогу и соработничеству с общественными, государственными и международными институтами. При этом Церковь подчеркивает, что вопросами экологии нельзя манипулировать, используя эту тему как инструмент в конкурентной борьбе или как способ удовлетворения страстей и корыстных интересов отдельных лиц и общественных групп. Церковь также оставляет за собой право давать критическую оценку действиям государственных властей, общественных организаций и научных структур, которые могут иметь негативное воздействие на здоровье человека и природу.

Особую важность имеет диалог Церкви со специалистами и руководителями, от которых зависит принятие решений о стратегии городского, сельскохозяйственного, промышленного и добывающего развития, а также поддержка исследований в области экономии ресурсов, разработки и внедрения экологически чистых технологий, сохранения средообразующих функций природных систем.

В рамках соработничества с государством и обществом по вопросам экологии Церковь готова:

· обсуждать и осуществлять совместные меры по защите окружающей среды;

· участвовать в форумах, конференциях и встречах экологической направленности, знакомить все заинтересованные стороны со своим  пониманием экологических проблем и имеющимся опытом их разрешения;

· осуществлять совместные проекты с общественными, государственными и международными структурами;

· активно развивать церковное присутствие в общественной и научной экологической работе на международном, национальном и региональном уровнях.

 

В диалоге с представителями общества, государства, международных организаций Русская Православная Церковь считает долгом содействовать укреплению в людях, принадлежащих к разным социальным, этнокультурным, возрастным и профессиональным общностям, чувства солидарной ответственности за сохранность Божиего творения и поддерживать их труды в этом направлении.