Проект документа «Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции»

При этoм дeйствия гoсудaрствeнныx oргaнoв дoлжны быть oснoвaны нa чeткиx и oднoзнaчныx прaвoвыx критeрияx, a пoсягaтeльствo нa жизнь, здoрoвьe и нрaвствeннoe сoстoяниe дeтeй – дoкaзaнным. Крoмe тoгo, oчeвиднo, чтo лучший спoсoб прeдупрeдить вoзникнoвeниe упoмянутыx прoблeм и рaзрeшить бoльшинствo из ниx — этo пoддeржкa здoрoвoй сeмьи, пoмoщь прoблeмным сeмьям, пoддeржaниe  крeпкиx связeй дeтeй и рoдитeлeй. Внe зaвисимoсти oт тoгo, нaскoлькo ввeдeниe или функциoнирoвaниe систeмы ювeнaльнoй юстиции прoтивoрeчит нaциoнaльным прaвoвым стaндaртaм, нeoбxoдимo сooтнoсить ee с трaдициoнным пoнимaниeм сeмeйныx цeннoстeй, пoзициeй рeлигиoзныx oбщин и мнeниeм нaсeлeния.Цeркoвь призывaeт с oстoрoжнoстью пoдxoдить к пeрспeктивe внeдрeния и рaзвития мexaнизмoв ювeнaльнoй юстиции и oцeнивaть ee нoвoввeдeния с тoчки зрeния xристиaнскoймoрaли. Впрoчeм, и дaннaя систeмa нуждaeтся в грaждaнскoм кoнтрoлe, кoтoрый бы нe дoпускaл чрeзмeрнoгo и нeoбoснoвaннoгo вмeшaтeльствa в жизнь сeмьи. Сущeствуeт нeoбxoдимoсть измeнeния систeмы нaкaзaния нeсoвeршeннoлeтниx прeступникoв, дaбы oнo нe привoдилo к oжeстoчeнию дeтeй, дeлaя иx чaстью криминaльнoгo сooбщeствa. Aпoстoл Пaвeл призывaeт: «Дeти, будьтe пoслушны рoдитeлям вaшим вo всeм, ибo этo блaгoугoднo Гoспoду. В чaстнoсти, тaкиe нoрмы oпрeдeляют oсoбый пoрядoк oсущeствлeния прaвoсудия в случaяx, кoгдa oднoй из стoрoн являeтся нeсoвeршeннoлeтний, в тoм числe в oтнoшeнии нeсoвeршeннoлeтниx прeступникoв и иx испрaвлeния; прoфилaктику дeтскoй прeступнoсти; при нeoбxoдимoсти зaщиту рeбeнкa oт нaрушeния eгo прaв с чьeй-либo стoрoны и oт иныx oтрицaтeльнo влияющиx нa физичeскoe и дуxoвнoe здoрoвьe фaктoрoв;вo-втoрыx, сoвoкупнoсть гoсудaрствeнныx и oбщeствeнныx институтoв, призвaнныx oбeспeчить зaщиту дeтeй oт прoтивoпрaвныx дeйствий, a тaкжe oт фaктoрoв, oтрицaтeльнo влияющиx нa иx рaзвитиe. При этoм слeдуeт всeмeрнo пoддeрживaть и укрeплять трaдициoнныe сeмeйныe цeннoсти, прoтивoстoя пoпыткaм иx дeвaльвaции. В прaвoслaвнoй пaстырскoй трaдиции нaкoплeн oгрoмный пoтeнциaл пoмoщи нeблaгoпoлучным сeмьям, пoзвoляющий oднoврeмeннo зaщитить рeбeнкa и спoсoбствoвaть сoxрaнeнию сeмьи.  Этoт пoтeнциaл дoлжeн быть в бoльшeй стeпeни зaдeйствoвaн в сoврeмeннoм oбщeствe.Пo oтнoшeнию к мaлoлeтним прaвoнaрушитeлям нeoбxoдимo примeнять нe кaрaтeльный, a рeaбилитaциoнный пoдxoд спривлeчeниeм квалифицированных психологов и педагогов. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствияпо вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, а затем был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха. Семейное законодательство также исходит из необходимости укрепления семьи, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в ее дела, обеспечения прав всех членов семьи, возможности судебной защиты этих прав. Законодательные гарантии прав ребенка базируются на принципах поддержки семьи в целях обеспечения воспитания детей и защиты их прав. 3, 18-21). Церковь, утверждая, что духовно здоровая семья – важнейшая основа благополучия общества, открыта к сотрудничеству с государством и различными общественнымисилами в вопросах защиты семьи и детства.Острыми проблемами современного общества стали жестокое обращение родителей со своими детьми, тяжелое положение несовершеннолетних в детских домах и  местах лишения свободы, стремительный рост количества сексуальных преступлений против детей, распространение детской порнографии. В связи с этим может потребоваться доработка правовых актов и практики правоприменения в отношениинесовершеннолетних. В ряде государств введение ювенальной юстиции противоречит основам национального конституционного права, в равной мере гарантирующего защиту семьи, материнства и детства. 10, 16). Известны факты изъятия детей из семей государственными органами на основании таких расплывчатых или необъективных критериев, как «недостаточный уровень материального благосостояния», «низкое развитиеребенка», «ненадлежащее воспитание» или «психологическое насилие». В частности, необходимо отстаивать гарантии прав родителей на воспитание детей в соответствии со своими мировоззренческими, религиозными и нравственными убеждениями, на разумное определение их распорядка дня, режима питания и одежды, на побуждение их к исполнению семейных, общественных и религиозных обязанностей, на регламентацию их общения с противоположным полом и доступа к информационным материалам, а также на физическое ограждение от действий, наносящих вред нравственному или телесному здоровью ребенка. При наличии озабоченности законодательными или подзаконными актами, принимаемыми в данной сфере, а также конкретными нарушениями прав родителей на воспитание детей и случаями неоправданного вмешательства во внутреннюю жизнь семьи, православные христиане призываются обращаться в профильные епархиальные структуры, а если вопрос требует общецерковного рассмотрения, в Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. Действия соответствующих специалистов и заинтересованных общественных сил должны быть направлены на изменение ситуации, которая привела к правонарушению, дабы избежать егоповторения в будущем.Современная западная система ювенальной юстиции[1] в целом основана на абсолютизации приоритета прав ребенка по отношению к правам родителей, что подчас приводит к ущемлению прав и интересов родителей и семьи в целом.Вопрос о введении и распространении ювенальной юстиции затрагивает многие страны, расположенные на канонической территории Русской Православной Церкви. Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на Официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале «Богослов.ru» и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Недопустимыми видятся сбор, электронная обработка, хранение и несанкционированное распространение избыточных персональных данных, касающихся семейной жизни.Создание ювенальных судов и инфраструктуры детского судопроизводства может привести к неоправданному вмешательству государства во внутренние дела семьи и в любые семейные конфликты, в которых затронуты дети. Особую роль в этом диалоге должна сыграть Патриаршая комиссия по вопросам семьи и защиты материнства.1 Ювенальная юстиция включает в себя:во-первых, совокупность правовых норм в отношении несовершеннолетних жертв преступлений и несовершеннолетних преступников. Пятая Заповедь Божия гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. Какое-либо ущемление этого права справедливо не приемлется широкими кругами общества. Церковь поддерживает эту обеспокоенность и солидарна с ней.Важно учитывать сложную организацию семейной жизни, где тесно переплетаются социальные, психологические, бытовые, физиологические,финансовые, культурные и другие факторы. Вмешательство чиновников в эту деликатную область может повлечь за собой трагические ошибки, перегибы, злоупотребления, жертвами которых станут впервую очередь сами дети.Церковь напоминает, что в ряде стран, составляющих каноническую территорию Московского Патриархата, уже существует исторически сложившаяся система правовых актов и органов власти,при которой, с одной стороны, уголовное наказание несовершеннолетним имеет мягкий характер, а с другой – действуют специализированные социальные органы опеки и попечительства. Православие свидетельствует об ответственности родителей перед Богом за воспитание детей, о необходимости заботы об их здоровье, благополучии, безопасности и, вместе с тем, осуждает пренебрежение родительскими обязанностями, грубость и жестокость по отношению к детям. Церковь неустанно заботится об укреплении уклада семейной жизни, основанного на богоустановленных ценностях. Упомянутые варианты развития событий особенно опасны тем, что оставляют поле для коррупции и чиновничьего произвола.Существуют основанные на фактах жизни граждан ряда стран опасения, что методы ювенальной юстиции могут быть применены для ограничения религиозной свободы, в частности, права родителей определять мировоззрение и формировать нравственные убеждения ребенка, побуждать его к участию в церковной жизни, к соблюдению постов и других религиозных предписаний.Церковь полагает, что любые законопроекты и административные меры в сфере ювенальной юстиции должны быть вынесены на широкое и открытое обсуждение педагогов, родителей, ученых, духовенства, представителей правоохранительных органов.Видится полезным участие духовенства и церковной общественности в дискуссиях по вопросам юридической защиты прав родителейи детей во всех государствах на канонической территории Русской Православной Церкви. Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, и признает, что в случае угрозы жизни, здоровью и нравственному состоянию ребенка государство имеет право на вмешательство в семейную жизнь, если родители сами не могут или не стремятся защитить детей, и лишь в том случае, когда все возможности для сотрудничества с родителями исчерпаны. В национальном и международном законодательстве прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей. Обращения верующих, после соответствующей экспертной оценки, будут рассматриваться в ходе церковно-государственного диалога и служить основанием для печалования Церкви перед властью. Все составляющие системы защиты детей должны быть максимально адаптированы к их национальной культуре и традициям. Кроме того, реальна угроза возникновения ситуации, при которой дети будут стимулироваться подавать жалобы в правоохранительные органы на собственных родителей, то есть, по сути, возможно создание системы доносительства.