Реализация принципа выборности церковной власти в Кипрской Православной Церкви

Внутрeнняя жизнь кaждoй из Пoмeстныx Прaвoслaвныx Цeрквeй сoдeржит свoи тoнкoсти, зaчaстую знaкoмыe нeмнoгим. Aвтoр стaтьи рaсскaзывaeт o принципax выбoрнoсти, кoтoрыe и нынe сущeствуют в Кипрскoй Прaвoслaвнoй Цeркви.

Пeриoдичeски в цeркoвнoй публицистикe вoзникaeт тeмa выбoрнoсти цeркoвнoй влaсти нa рaзныx урoвняx – oт приxoдскoгo дуxoвeнствa дo прeдстoятeля. При этoм прaктичeски всe публицисты oгрaничивaются зaмeчaниями oбщeгo xaрaктeрa, в зaвисимoсти oт иx личнoгo oтнoшeния к этoму принципу[1]. Сaми вoзмoжныe мexaнизмы oсущeствлeния выбoрнoсти никaк нe рaскрывaются и нe oписывaются. Бoлee тoгo, всe рaссуждeния oбычнo oбрывaются нa вoпрoсe «ктo будeт выбирaть?», пoд кoтoрым пoдрaзумeвaeтся, чтo oбщиннaя жизнь нa приxoдax eщe нe нaстoлькo рaзвитa, чтoбы вoзлaгaть нa людeй прямую oтвeтствeннoсть. Изрeдкa мoжнo услышaть и критичeскиe зaмeчaния в aдрeс принципa выбoрнoсти дуxoвeнствa, вызвaнныe кaк рaз пoпыткoй мыслeннo скoнструирoвaть мexaнизмы eгo oсущeствлeния[2].

Нe стoит зaбывaть, oднaкo, чтo в рядe пoмeстныx цeрквeй принцип выбoрнoсти дуxoвeнствa зaкрeплeн в устaвe и успeшнo рeaлизуeтся. В дaннoй стaтьe, пoслe крaткoй истoричeскoй спрaвки и зaмeчaний oбщeгo xaрaктeрa, я oпишу, кaк этo прoисxoдит в Кипрскoй Прaвoслaвнoй Цeркви.

 

Крaткaя истoричeскaя спрaвкa

Принцип выбoрнoсти изнaчaльнo был присущ Цeркви. В пeрвoй глaвe книги Дeяний читaeм, кaк прoизoшлo избрaниe aпoстoлa Мaтфия: «И в тe дни Пeтр, стaв пoсрeди учeникoв, скaзaл (былo жe сoбрaниe чeлoвeк oкoлo стa двaдцaти): Мужи брaтия! <…> нaдoбнo, чтoбы oдин из тex, кoтoрыe нaxoдились с нaми вo всё врeмя, кoгдa прeбывaл и oбрaщaлся с нaми Гoспoдь Иисус <…>, был вмeстe с нaми свидeтeлeм вoскрeсeния Eгo. И пoстaвили двoиx: Иoсифa, нaзывaeмoгo Вaрсaвoю, кoтoрый прoзвaн Иустoм, и Мaтфия; и пoмoлились <…> и брoсили o ниx жрeбий, и выпaл жрeбий Мaтфию, и oн сoпричислeн к oдиннaдцaти Aпoстoлaм» (Дeян. 1:15-16,21-24,26). Здeсь вaжнo oтмeтить, что все собрание 120 учеников поставляет (то есть избирает из своей среды) двоих, о которых и бросают жребий. Свт. Иоанн Златоуст обращает на это внимание особенно: «Не сам Петр поставил их, но – все»[3]. В Деян. 6 описывается избрание диаконов. Как оно происходит? «Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: <…> Итак, братия, выберите из среды себя семь человек <…>, их поставим на эту службу <…>. И угодно было это предложение всему собранию <…>, их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:2-3, 5-6).

На протяжении истории Церкви поставление кандидата на место митрополита или епископа изначально подразумевало участие или как минимум одобрение народа Божьего и клира. Затем постепенно участие народа сходит на нет и замещается участием императора, за которым остается последнее слово в деле назначения епископов и который, будучи мирянином, воспринимается как представитель народа[4].

Аналогичные процессы происходили и на Руси. «Должности приходских священнослужителей занимались по результатам выборов, проводившихся прихожанами. Архиерею прихожане представляли специальный документ об итогах выборов, в котором указывалось имя кандидата и давалась характеристика его нравственного облика. После этого архиерей проводил краткое испытание кандидата, рукополагал его в священный сан и назначал на должность в соответствующем приходе. Право прихожан проводить такие выборы неоднократно подтверждалось в XVIII в. Оно ограничивалось тем, что прихожане обязаны были избирать не одного, а трех кандидатов, окончательный выбор между которыми совершался епархиальным архиереем»[5]. Но с XIX века церковные должности перестали быть выборными, приходское духовенство стало назначаться епископом, а епископы – Синодом[6]. Исправить сложившуюся ситуацию поставил своей целью Поместный собор 1917-1918 годов, но все благие начинания по вовлечению мирян в церковное управление и по введению выборности духовенства на всех уровнях были практически полностью аннулированы в советское время[7].

 

Общие замечания

Рассуждая на тему выборности духовенства, в первую очередь представляется важным выделить в вопросе избрания церковной власти четыре направления:

а) избрание предстоятеля,

б) избрание локальной церковной власти (глав митрополий, викарных епископов и благочинных),

в) избрание игуменов монастырей

г) избрание приходского духовенства,

д) избрание приходского совета.

Это поможет говорить не об абстрактной «выборности духовенства», а конкретно об избрании церковной власти на разных уровнях.

 

Практика Кипрской Православной Церкви

Норма избрания священноначалия прямо предписывается действующей редакцией устава Кипрской Православной Церкви[8]. Опишем, как выборы проходят на разных уровнях.

а) Избрание предстоятеля[9]. После кончины архиепископа старейший по хиротонии митрополит назначается местоблюстителем. Его обязанностью является организация выборного процесса. На предстоятельство могут претендовать все архиереи Кипрской Православной Церкви (всего их 17), а также те безбрачные клирики возрастом старше 35 лет, которые имеют богословское образование и прослужили в сане минимум 10 лет.

Процедура избрания проходит в два этапа. На первом этапе избираются три кандидата на место архиепископа. Происходит это следующим образом. На каждом приходе имеется утвержденный Священным Синодом приходской список[10] (в него может быть включен любой православный христиан старше 18 лет, проживший на Кипре более 1 года и принадлежащий к конкретному приходу по территориальному признаку). В назначенный день выборов каждый избиратель подает в приходскую избирательную комиссию (ее функции исполняют приходские советы) бюллетень с одним именем того священнослужителя, которого он считает достойным кандидатом на архиепископство. Важно отметить, что на выборах не предусмотрено единого списка кандидатов, как это происходит на выборах светской власти. Предполагается, что каждый прихожанин знаком с церковной жизнью и церковными реалиями как своей епархии, так и всей поместной церкви. Следовательно, каждый имеет возможность самостоятельно определить того кандидата, которого он видит достойным предстоятелем. Голосование является тайным. В конце дня подсчитывается количество голосов и определяются три священнослужителя, набравшие большее количество (тройка кандидатов обозначается термином «трипросопон»). Они переходят на второй этап.

В назначенный день все члены Священного Синода совершают божественную литургию, а затем удаляются в синодальную палату для тайного голосования. Выбирать они могут только из трех кандидатов, определившихся в первом туре. Победителем считается тот, кто набрал абсолютное большинство голосов. Если этого не произошло, проходит второй тур, в который выходят два кандидата, набравшие большее количество голосов. В случае, когда за обоих вновь подано равное количество, победитель определяется жребием.

б) Избрание глав митрополий[11] происходит аналогичным образом, с той только разницей, что кандидатами на должность митрополита являются викарные епископы и безбрачные клирики возрастом старше 35 лет, которые имеют богословское образование и прослужили в сане минимум 10 лет (не обязательно находящиеся в клире вдовствующей митрополии). Избрание также проходит в три этапа: на первом этапе всеобщим тайным голосованием на приходах определяются три кандидата, из которых члены Синода избирают главу митрополии.

Избрание викарных архиереев[12] происходит членами Синода. Глава митрополии вправе представить нескольких кандидатов на должность своего викарного епископа (все они не могут иметь епископского сана, в остальном требования к кандидатами идентичны вышеописанным), из которых члены Синода избирают того, кто станет викарием.

в) Избрание игумена монастыря. Каждый монастырь имеет свой собственный устав, который регламентирует его внутреннюю жизнь[13]. Но несмотря на это существует единое общее правило, согласно которому игумен избирается из числа братии монастыря тайным голосованием всех членов монашеского братства (монахов и послушников). В исключительных случаях при согласии 75% братии игуменом может быть избран монах из другого монастыря. Если братия воздерживается от избрания себе игумена, то он назначается указом правящего архиерея[14].

г) Избрание приходского духовенства уставом не предусмотрено. Согласно статье 47.6(а) приходской клир назначается указом правящего архиерея без участия общины. Устав предписывает приходскому собранию избирать только приходской совет. Выборы членов приходского совета также проходят тайно, избирать могут только из членов прихода.

На основе вышеописанного можно выделить несколько основных принципов реализации выборности в Кипрской Православной Церкви:

1) процедура избрания довольно проста в своем применении,

2) основой практически для всех выборов является сформированный и утвержденный Синодом приходской список, при этом приходские списки формируются строго по территориальному принципу,

3) процедура избрания архиепископа и митрополитов является двухступенчатой, с обязательным участием всего церковного народа на первом этапе,

4) все голосования проходят тайно,

5) на первом этапе нет четко очерченного круга возможных кандидатов,

6) не существует процесса обратных назначений (перевод митрополита на место викарного епископа),

7) игумен избирается монахами и утверждается в должности правящим архиереем,

8) принцип выборности духовенства не реализуется на приходах.

 

Возможность реализации выборного принципа в Русской Православной Церкви

Принцип выборности в Русской Православной Церкви присутствует на уровне избрания предстоятеля и на уровне приходских советов, но отсутствует на уровне локальной церковной власти, приходского духовенства и монастырей.

Отметим в первую очередь, что своей успешной реализацией на Кипре принцип выборности обязан не в малой степени тому, что насущный вопрос «церковного электората» решается довольно просто. Однако не секрет, что принцип организации прихода как территориальной единицы в России был полностью разрушен еще при советской власти, и в современных условиях он не имеет шансов возродиться (по крайней мере в крупных городах с большим количеством храмов, когда человек может сам выбрать, в какой храм ему пойти). Вопрос членства в приходе у нас должен решаться иначе.

В Уставе Русской Православной Церкви говорится, что «прихожанами являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходом» (гл. 17. ст. 31). Возьмем это утверждение за основу и постараемся определить основные критерии «живой связи». У нас получится, что прихожанами того или иного храма являются те, кто соотносит себя с конкретным приходом через регулярные посещения богослужений на протяжении какого-то времени и причащение в этом приходе. На основании этих двух факторов (регулярное посещение и причастие) и могут быть сформированы приходские списки. Конечно, количество прихожан в них не будет огромным, наверняка это будет небольшой процент от обычного количества молящихся на воскресной службе.

На каком уровне можно было бы ввести выборы? На наш взгляд, это уместно было бы сделать на уровне локальной церковной власти (благочинных, игуменов, викарных епископов и глав митрополий). Выборность приходского духовенства, как верно отмечают многие публицисты, связана в первую очередь с состоянием общинной жизни на приходах, без развития и укрепления которой невозможно ставить вопрос об осознанном избрании приходского клира. Как могли бы эти выборы проходить? Здесь важно опереться на ту традицию, которая уже существует в Русской Церкви в деле избрания предстоятеля. Напомню, Архиерейский Собор определяет трех кандидатов, за одного из которых затем голосуют члены Поместного Собора.

Аналогичным способом можно было бы проводить выборы локальной церковной власти. Синод мог бы определять трех кандидатов на замещение вдовствующей кафедры, из которых епархиальное духовенство и представители приходов избирали бы главу своей митрополии. Избрание викарного архиерея могло бы производиться Синодом на основании кандидатур, предложенных правящим архиереем.

Наконец, избрание благочинных, которое должно оставаться внутренним делом епархии, могло бы проходить на епархиальных собраниях. Либо по аналогии с вышеописанным – из трех кандидатов, предложенных архиереем. Либо по иной схеме (приближенной к той практике, которую мы видели в Кипрской Церкви) – через тайное голосование всех клириков епархии определялись бы три кандидата на должность благочинного, из которых один избирался бы епархиальным советом или правящим архиереем.

 

Заключение

Введение принципа выборности церковной власти очень многим кажется утопичным, а подчас и вредным. Однако, как мы видели, принцип выборности с успехом реализуется в Кипрской Православной Церкви. Следовательно, он не несет в себе ничего разрушительного, но скорее наоборот – воспринимается как изначально присущий Православной Церкви.

Это помогает осознать, что избрание священноначалия не является чем-то несбыточным или утопичным. Для более полного знакомства со всеми плюсами и минусами принципа выборности можно было бы, в качестве практического эксперимента, ввести этот принцип на территории одной из многочисленных епархий, чтобы перейти от рассуждений к действиям и в реальности оценить эффективность этой системы.

[1] Некоторые примеры статей: Цыпин В., прот. Демократия в Церкви // Православный журнал «Фома», 8 апреля 2013. URL: https://foma.ru/demokratiya-v-czerkvi.html (дата обращения: 26.07.2018); Десницкий А.С. Вертикаль и соборность // Православие и мир, 8 августа 2013. URL: https://www.pravmir.ru/vertikal-i-sobornost/ (дата обращения: 26.07.2018); Он же. Выборность духовенства: идеал или утопия? // Православие и мир, 14 января 2016. URL: https://www.pravmir.ru/vyibornost-duhovenstva-ideal-ili-utopiya/ (дата обращения: 26.07.2018); Вигилянский В., прот. Выборность духовенства, или Есть ли в Церкви демократия? // Православие и мир, 14 января 2016. URL: https://www.pravmir.ru/est-v-tserkvi-demokratiya-1/ (дата обращения: 26.07.2018); Кокарев М., прот., Кочетков Г., свящ. Нужна ли выборность в церкви // Портал Свято-Филаретовского православно-христианского института, 3 апреля 2018. URL: https://sfi.ru/sfi-today/article/nuzhna-li-vybornost-v-tserkvi.html (дата обращения: 26.07.2018).

[2] Островский К., прот. Реорганизация прихода: личное членство, выборность духовенства и церковная десятина // Православие и мир, 21 января 2016. URL: https://www.pravmir.ru/reorganizatsiya-prihoda-lichnoe-chlenstvo-vyibornost-duhovenstva-i-tserkovnaya-desyatina/ (дата обращения: 26.07.2018).

[3] В контексте эта цитата выглядит так: «Но смотри, как Петр все делает с общего согласия и не распоряжается ничем самовольно и как начальник. И он не сказал просто так: «на место Иуды мы избираем такого-то»; но, чтобы успокоить учеников относительно совершившегося, посмотри, как начинает свою речь. <…> «Мужи, – говорит он, – братия». Если Господь назвал их братиями, то тем приличнее было такое обращение Петру, потому-то он и восклицает так в присутствии всех. Вот достоинство церкви и ангельское ее состояние! Никто тогда не был отделен от других, ни мужчина, ни женщина. И мне желательно, чтобы таковы были церкви и теперь. <…> Зачем он советуется с ними? Чтобы это дело не сделалось предметом спора, чтобы между ними не вышло распри. <…> Он предоставляет это дело на суд большинства, а чрез то и избираемых выставляет достопочтенными, и от себя отклоняет вражду со стороны других, так как подобные дела всегда порождают большое зло. И вот, что надобно так поступить, (избрать), этому в свидетели он приводит пророка; а из каких лиц надобно (сделать выбор), это он объясняет сам, говоря: «один из тех, которые находились с нами во всё время». <…> Что же? Разве самому Петру нельзя было избрать? Очень можно. Но он этого не делает, чтобы не показаться пристрастным; а с другой стороны, – он не получил еще и Святого Духа. <…> Не сам Петр поставил их, но – все; а мнение подал он, показав, впрочем, что и оно принадлежит не ему, а издревле уже (возвещено) в пророчестве, так что он был лишь толкователь, а не наставник» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Деяния Апостольские, 3).

[4] «Участие клириков и мирян в разные эпохи истории и в разных поместных Церквах было фактором преходящим и изменчивым, но во все времена решающее значение имела воля епископов. Так, в древней Церкви избрание производилось общим голосованием клира и народа, но окончательный выбор совершался епископом или собором епископов. Впосл. в Византии при избрании епископов мирян стал представлять император. Избрание ставленников в пресвитеры и диаконы производилось в древней Церкви по усмотрению епископа, хотя и с участием клириков и народа. Феофил, еп. Александрийский, в 7-м прав. так описывает порядок избрания: «Весь собор священнослужителей да согласится и да изберет, и тогда епископ да испытает избраннаго, и с согласием священства да совершит рукоположение среди церкви, в присутствии народа, и при возглашении епископа, аще может и народ свидетельствовати о нем». На Руси в древности священнослужители избирались приходской общиной. Избранного представляли архиерею для испытания и посвящения. В XVIII в. в России выборное начало при замещении священнических мест постепенно сошло на нет» (Цыпин В., прот. Духовенство // Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/180638.html (дата обращения: 27.07.2018).

[5] Бондач А.Г. Должности церковные // Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/178774.html (дата обращения: 27.07.2018).

[6] Там же.

[7] «Кардинальные преобразования системы церковных должностей в Русской Церкви были проведены Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Высшим органом церковной власти стал Поместный Собор (его членами могли быть как архиереи, так и клирики и миряне). <…> Наряду с Синодом предусматривалось создание Высшего Церковного Совета. Членами Синода могли быть только архиереи, тогда как в ВЦС входили епископы, клирики и миряне. На епархиальном уровне консистории заменены епархиальными советами и епархиальными судами, которые в свою очередь являлись постоянно действующими выборными органами епархиального собрания. Занимать должности членов этих епархиальных органов могли и клирики и миряне. Должность благочинного стала выборной, и при ней появились благочиннические собрания и благочиннические советы. Аналогичные изменения произошли и на уровне прихода, где предусматривался созыв приходского собрания и избрание им приходского совета и старосты; прихожане могли также представлять архиерею своего кандидата на должность приходского священника» (Там же).

[8] Καταστατικός χάρτης της Αγιωτάτης Εκκλησίας της Κύπρου. Λευκωσία, 2010. Текст доступен по ссылке churchofcyprus.org.cy/katastatikos_xartis_tis_ekklisias.

[9] Άρθρα 19-24.

[10] Этим термином мы передаем греческое выражение «εκλογικός κατάλογος» (дословно – «избирательный список»).

[11] Άρθρα 25-28.

[12] Άρθρον 30.

[13] Άρθρον 65.3, 7.

[14] Άρθρον 67.1-3.