Реформация спустя пятьсот лет: восточноевропейские измерения

Editor
19 апреля 2016, 16:58

Реформация спустя пятьсот лет: восточноевропейские измерения

Протестантизм, не смотря на свое влияние на раннем этапе, так и не смог закрепиться на территории Восточной Европы. На сегодняшний день представителями веры Лютера, Кальвина и Цвингли, являются евангельские христиане позднего протестантизма, церкви которых возникли в восточноевропейском пространстве в течении последних двух веков.

В постсоветских странах протестантизм – это вера меньшинства. Исторически сложилось, что протестантизм не был поддержан правящей верхушкой стран Восточной Европы, а в постсоветских странах он возник, как результат «реформации снизу», когда многие крестьяне конца ХІХ века  и рабочие начала ХХ века, определились со своими церковными предпочтениями в пользу евангельского христианства. Их выбор часто приводил к преследованиям со стороны власти, поэтому данная разновидность христианства до сих пор ощущает свою травмированность в социально-политических вопросах. Пасторы не видят смысла в обретении высшего светского образования и даже когда заходит речь об их протестантских корнях, они не готовы вести диалог. Так, на ІІ-й международной научно-практической конференции – «Реформация: восточноевропейские измерения», проходившей с 13 по 15 апреля, на территории Национального университета «Острожская Академия», среди выступавших докладчиков практически не было пасторов евангельских протестантских церквей. Церковные лидеры или заняты или не видят смысла в том, чтобы участвовать в таких мероприятиях.

Евангельское христианство в постсоветских странах, не смотря на влияние секулярных СМИ, которое воспринимает их как сектантов, пытаются жить вопреки, доказывая свою протестантскую идентичность. Так из 54 докладчиков конференции в Остроге, 27 являлись представителями евангельского христианства.

Данное мероприятие было инициировано Ресурсно-исследовательским центром Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциации и организовано в рамках программы празднования будущего пятисотлетия протестантской Реформации. Среди докладчиков были и представители Ассоциации «Духовное возрождение». Так вице-президент АДВ – Михаил Черенков зачитывал доклад на тему – «Евангельская реформация и будущее христианства: проект Владамира Марцинковского», а также вел третье пленарное заседание. Константин Тетерятников, представляющий «Школу без стен» в Украине и исследовательский проект «Re-vision» зачитал доклад в секции – «Реформация и развитие богословия» на тему, касающуюся протестантской трудовой этики, которая является базовой основой для международного движения «Миссия в профессии».

 

Работа конференции

Работу конференции отрыл первый проректор Национального университета “Острожская Академия”, доктор философских наук – Петр Кралюк, обративший внимание на влияние реформации в украинских землях XVI-XVII столетий. Интерес к реформации проявили не только евангельские протестанты, но и католики с православными. Реформация повлияла на всех и на это явление, необходимо реагировать. Реформация стала вызовом не только для христианства XVI века, но и для христиан сегодняшнего дня. Так, протоиерей Георгий Коваленко задал вопрос о том, возможна ли реформация в украинском Православии? Тем самым, показав, что даже самая консервативная ветвь украинского христианства, которым является УПЦ МП, нуждается в переменах.
Епископ Украинской Лютеранской церкви, Вячеслав Горпинчук, в своем выступлении процитировал слова отца реформации – Мартина Лютера, о том, что он по-прежнему себя считает – «нищим». Мы – нищие, и это общее определение состояния души христианина напоминает нам не только слова Фомы Аквинского о том, «что все, что я написал – кажется мне трухой», но и приближает нас к блаженному состоянию «нищих духом» из Евангелия от Матфея (Мф.5:3).

Многие христианские лидеры, склонны думать, что протестантская реформация уже не имеет своего влияния, ведь мир давно уже стал «постхристианским», а Северо-западная Европа отошла от своих протестантских измерений и уже не влияет на мир. Тем не менее, именно протестантская реформация оставила нам в наследие опыт изменения стран, который  актуален для постсоветских обществ, желающих таких социально-экономических преобразований, чтобы достичь европейского уровня жизни в своих странах.

Богословы постоянно поднимают проблему необходимости реформации, хотя как может показаться, церквам это не интересно, ведь уже давно богословские конференции перекочевали из церковных залов в университетские аудитории. Хотя спрос на такого рода мероприятия по-прежнему велик, но аудитория таких встреч действительно поменялась.

Тема реформации актуальна не только тех, кто считает ее наследником, но и тех, кто признает ее историческое влияние на мир. Возможна ли реформация 2.0? Как быть с реформацией в восточно-славянском православном контексте? Все эти вопросы мимо воли появлялись среди участников международной конференции, которых, по данным организаторов мероприятия, собралось около сотни в историческом Остроге, которого по праву можно назвать колыбелью украинской реформации XVI- XVII столетия.
Сетовать по поводу того, что мероприятие прошло мимо пасторов евангельских церквей не стоит из-за того, что данный разрыв между церковью и академией уже стал повсеместным явлением. Богословие, выйдя за рамки церкви, идет дальше семинарии и находит свое место в университете. Хотя в Украине богословие еще на стадии признания, как научной дисциплины, но без теологического осмысления действительности, по мнению Антуана Аржаковского, уже невозможно воспринять реальность человеческой жизни в мире.

Кажется, что с такой же проблемой сталкивалось и богословие во времена раннехристианской церкви, а сам апостол Павел со своими взглядами был ближе к гностикам, чем к ортодоксам. Во всяком случае, именно так описывает богословские взгляды Апостола Павла Джеймс Данн в своей книге – «Единство и многообразие в Новом Завете. Исследование природы первоначального христианства».

 

Выявленные проблемы и способы решений

Протестантская реформация интересна больше католикам и православным в славянском контексте, нежели самим протестантам, а доклад о современном положении дел в украинской протестантской теологии зачитал православный доктор философских наук Юрий Черноморец. Конечно, умение абстрагироваться и выдавать качественную аналитику религиоведческого характера – является сильной чертой Черноморца, но все понимают, что протестантизм не является его родным движением, поэтому его взгляд на теологию протестантов уже имеет определенные недостатки, потому что он рассматривает проблему не изнутри, а снаружи. А как известно, что главное всегда скрыто.

Следующая проблема касается будущего христианства, о чем говорил протестантский философ и богослов Михаил Черенков. Указывая на проект Владимира Марцинковского относительно неденоменационности христианства, докладчик показал разрыв между традиционным евангельским протестантизмом со своим сильным акцентом на деноменационность, и идеями Марцинковского, которые возможно воплотить только вне институциализированной общины.

Научно-практическая конференция выявила спрос на постконсервативное богословие, олицетворением которого стал проект «Возникающей церкви» Романа Соловия, который показал несостоятельность фундаменталистского звена протестантской теологии перед вызовом постмодернизма. Другими словами, богословие по-прежнему пишется.

Прошедшая конференция рассматривала наследие реформации в трех измерениях. Во-первых, это «Исторические пути реформации в Восточной Европе». И здесь нужно отметить, что проект реформации в этой части Европы по-прежнему не завершен. Во-вторых, это «Реформация и развитие богословия», где рассматривается современный не классический подход в богословии и философии, благодаря современному постсекулярному времени. И в третьих, это «Социокультурное измерение реформационных процессов», где в центре оказался вопрос взаимодействия со СМИ, где не последнюю роль играет вопрос религиозных медиа проектов, которые интересны церкви только тогда, когда пишут или говорят о ней только хорошее. По мнению экспертов в сфере СМИ, — «свобода слова и религиозные СМИ – это то, что является несовместимым…».

Конференция в Остроге стала возможной благодаря проекту празднования 500 лет реформации, собрав философов и богословов, преподавателей и студентов, лидеров различных проектов, инициатив и организаций, которые оказались не равнодушными, тому что возникло пол тысячелетия тому назад в Западной Европе и стало позитивным достоянием для всего мира.

 

Константин Тетерятников,

Исследовательский проект
Ассоциации «Духовное возрождение»