Религии вымышленных миров: богословский анализ

Выступaвшиe нa ниx фaнтaсты, игрoдeлы и литeрaтурныe критики выскaзaли ряд вeсьмa интeрeсныx для прaвoслaвнoй oбщeствeннoсти идeй, рaссмoтрeнныx с нeoжидaнныx стoрoн, oсвeтив, кaзaлoсь бы, xoрoшo изучeнныe тeмы.Пo ряду зaтрoнутыx тeм рaзвeрнулись oжeстoчeнныe дискуссии, oднaкo всe учaстники круглыx стoлoв oкaзaлись солидарны в одном — роль фантастической литературы и компьютерных игр резко возросла. Портал «Богослов.Ru» открывает новый проект, в рамках которогу будут публиковаться материалы, посвященные богословскому осмыслению религий вымышленных миров – «авторских вселенных». Просто играть на низменных чувствах людей всегда проще и выгодней, нежели пробуждать в них совесть.Впрочем, ситуация начинает меняться. человек назвали себя джедаями, то есть условно хорошими «рыцарями» вселенной «Звездных войн», а во время аналогичного мероприятия в России около 3 тыс. Гарри Тертлдав, «Свалка токсичных заклинаний»Идея подготовки этого цикла впервые возникла на круглых столах по фантастике и компьютерным играм, проходивших в рамках XII Всемирного русского народного собора — Собора детей и молодежи. Толкин: христианский миф туманного Альбиона (часть 1)
                                                                                             Ортодоксальные иудеи соблюдают Субботу, которая, как известно, начинается вечером в пятницу, и не пользуются в этот день ни коврами-самолетами, ни вообще какой бы то ни было магией, хотя некоторые держат на этот случай специально обученного эльфа. Как телевидение и Интернет, фантастические книги и компьютерные игры не плохи сами по себе. «Субботний “негр”» — вот как они его называют. За ним последуют Средиземье Дж. Р. Р. Толкиена, Нарния К. С. Льюиса, миры Говарда Лавкрафта, Дюна Фрэнка Герберта, Далекая, далекая галактика «Звездных войн», мир «Темных начал» Филиппа Пулмана, миры Гарри Поттера и подражателей-пересмешников Джоан Роулинг, миры Сергей Лукьяненко, Вадима Панова и Александра Зорича. «Конвейерный» метод подготовки игр и книг сильно упрощает их сюжет, из-за чего возникают проблемы «привлекательного зла» и «убогого добра». Абсолютный нравственный релятивизм стал визитной карточной значительной части фантастических миров, что не могло не сказаться на психологии их фанатов уже в реальной жизни.Но может ли фантастика и игровая индустрия проповедовать людям христианские ценности или же они изначально по своей сути приносят душе только вред? Возможно, что родителям будет интересно узнать, как понимаются добро и зло в тех мирах, которыми увлекаются или просто интересуются их дети, и присутствуют ли там вообще такие понятия. Кто сейчас продолжает дело упомянутых выше писателей-миссионеров?Цикл статей откроет материал о культах вселенной «Молота войны» («Warhammer Fantasy Battle» и «Warhammer 40.000»)  — самой «религиозной» из популярных вселенных, из которой вышли такие игровые хиты, как «Warcraft» и «Starcraft». Между тем в ряде популярных вымышленных вселенных религия играет важную, а зачастую — ключевую роль. Писателям и сценаристам намного проще нарисовать образ обаятельного злодея, нежели правдоподобного сторонника «светлых сил», в результате чего потребителям их продукции становится комфортнее отождествлять себя с преступниками, маньяками или просто демонами. Инквизиция вселенского масштаба. А учат они вещам зачастую странным и диким. И тысячи черпают из них знания о религии как таковой — ведь хорошо известно, сколько людей задумались о Боге и пришли к вере, прочитав книги Толкиена, Льюиса или Саймака.Хотелось бы надеяться, что анонсируемый здесь цикл статей позволит взглянуть на хорошо известные книги и игры с нового, неожиданного ракурса. Понимая, что данная тема является для отечественной науки и богословия совсем новой и неизученной, особо подчеркиваем: факт публикации тех или иных материалов отнюдь не свидетельствует о том, что редакция разделяет взгляды автора.Инквизиция вселенского масштаба. Журналы, которые пишут о фантастике и об играх, заняли ту нишу, в которой раньше располагались «Техника молодежи», «Юный техник» или «Пионер», и в них можно прочитать грамотные статьи по общей и военной истории, этнографии, технике и религии.Сегодня авторскими мирами серьезно увлекаются десятки миллионов людей, принимая участие в их «жизни» через ролевые игры, настольные карточные игры, варгеймы (настольные тактические игры с использование миниатюр-солдатиков) и компьютерные игры разных типов. Приобретает все большую популярность «православная», «имперская» и просто «патриотическая» фантастика, в то время как модные в конце 80-х-начале 90-х либеральные сюжеты уходят в небытие. Религии мира «Warhammer»: часть вторая.