Шиваизм

В гeнeтичeскoм прeдшeствeнникe Шивы этoгo
пeриoдa, услoвнo нaзвaннoм прoтo-Шивoй, были зaлoжeны двe кoнтрaстныe
xaрaктeристики — эрoтизм и aскeтизм, кoтoрыe нa прoтяжeнии пoслeдующиx
дeсятилeтий были oтличитeльнoй чeртoй индуистского Шивы. Культ Рудры-Шивы в
ведах выявлен слабо, причём он засвидетельствован в наименее арианизированных
областях. Шиваизм распадается на несколько течений — сект. Он
празднуется шиваитами каждое новолуние, но особенно торжественно — в 13-ю ночь
тёмной половины месяца магха (январь — февраль). Для своих приверженцев Шива — великий единый бог, который объемлет собой всю
Вселенную, пребывая в ней и во всём сущем. Наиболее популярны среди них
лингаяты, капалики, пашупаты, натхи и некоторые другие. «Линга» (лингам)
используется как в обрядовой, так и в медитационной практике, составляя
существенный элемент йогической тренировки. Он
истолковывается как символ не только плодородия, но и творческой мощи бога,
воплощая в себе активное одухотворённое начало Вселенной. В первые века христианской эры почитание Шивы приобрело регулярный храмовый
характер. Женское начало стало самостоятельным элементом культа
и требовало своих обрядов, священных текстов, способов медитации. В качестве жертвоприношения Шиве подносят листья растения бильва, вид дикой
яблони. Существенной чертой культа шиваизма является и музыка. Чаще всего Шива почитается в виде фаллического символа — «линги». Шиваизм сложился как значительное самостоятельное направление в индуизме,
противопоставляющее себя вишнуизму. Шива как бог-разрушитель вошёл в триаду главных
индуистских богов вместе с Брахмой — творцом мира и Вишну — его хранителем. Подносят ему также «пять даров коровы»: молоко, масло, простоквашу, мочу
и навоз, а также пепел, который считается священным. Шиве, как и Вишну,
посвящены сотни больших и малых храмов. Он
входит в праздничные церемонии, домашние и храмовые обряды. Важной частью шиваитских богослужений является ритуальный танец, пляска. На юге Шива стал
отождествляться с богом — покровителем городского населения. Отличительный внешний признак шиваитов — горизонтальные полосы и трезубец,
которые они наносят на лоб и тело; иногда покрывают себя пастой из пепла. Шиваизм

шиваи́зм, принятое в индологии условное обозначение системы
ритуально-мифологических воззрений, культов, течений и сект, связанных с одним
из главных божеств индуизма — Шивой. В прошлом с танцами,
исполнявшимися в честь Шивы, был связан институт храмовых танцовщиц —
«дэвадаси». Самые знаменитые: храм танцующего
Шивы-Натараджи в Дамбараме (Тамилнад), Кедарнатха в Гималаях и др. до н. Вообще же культ Шивы и божеств его круга имеет много
практически необозримых исторических и локальных вариаций. Поклонение Шиве нередко сосуществует с древними местными верованиями, особенно в
глухих сельских уголках. Предписывается также пост и повторение
имени Шивы. Шиваизм
особенно широко распространён в штатах Тамилнад, Орисса, Ассам, среди индуистов
штата Джамму и Кашмир. Появились собственно шиваитские священные
тексты («пураны», «агамы»).