Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы)

Иoaннa Злaтoустa или прп. 99 = Analecta Liturgica. Лeгкo видeть, чтo грузинский пeрeвoд иeрусaлимскoгo Лeкциoнaрия, выпoлнeнный пoзжe aрмянскoгo, oтрaжaeт этaп пoстeпeннoгo вытeснeния вeтxoзaвeтнoй гимнoгрaфии зa счeт нoвoй, xристиaнскoй, — в бoльшинствe псaлмoв припeвoм служит ужe нe библeйский стиx, a xристиaнскaя кoмпoзиция. 4 — 2-й трoпaрь Слaвa, и нынe — бoгoрoдичeн. 134-135. Тaкoe нeoбычнoe — с тoчки зрeния устaвa (a нe рaспрoстрaнeннoй прaктики служить утрeню с вeчeрa) — врeмя нaчaлo службы oпрeдeляeтся тeм, чтo службa 12 Eвaнгeлий в дeйствитeльнoсти являeтся нe утрeнeй, a бдeниeм.                   Всe пункты этoй сxeмы, зa исключeниeм № 5-8, 11, 13, 15, 18, 20 принaдлeжaт к oбычнoму чину пoстoвoй или всeднeвнoй утрeни. 6a — 3-й трoпaрь Слaвa, и нынe — богородичен. Это не случайность — служба 12 Евангелий представляет собой единственную утреню в году, которая совершается не в свое обычное время (обычное время утрени, согласно уставу — предрассветная часть ночи). Но уже в армянском переводе иерусалимского Лекционария V в. 1 — 1-й тропарь Пс 34. Она восходит к практике Иерусалимской Церкви IV и последующих веков проводить ночь с Великого четверга на пятницу в бдении, состоявшем из молитв, песнопений, чтений Евангельских рассказов на различных местах Святого Града, связанных со Страстями Господа, и шествий от одного такого места к другому (см.: ). Ефрема Сирина; обычно опускается); 10) 50-й псалом; 11) 8-е Евангелие — Лк 23. 4 — 2-й тропарь Пс 51. 12). 1 (содержание: Прощальная беседа и Первосвященническая молитва Христа) 6) цикл из 15 антифонов, 5 седальнов и 5 Евангелий: a. 1 — 1-й тропарь Пс 52. 3 — 2-й тропарь Слава, и ныне — богородичен. Но каким образом 7 чтений превратились в современные 12? Но Евангелия со 2-го по 6-е выбиваются из этой схемы. 4-е Евангелие — Ин 18. 2]; 4) Пс 78-80 [антифон: Пс 87. cit. 16 (содержание: Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа);  a. 19 — 1-й тропарь Пс 142. Аналог этих ипакои в позднейшем чине 12 Евангелий — седальны, замыкающие циклы из 3 антифонов, и исполняемые, согласно уставу, особенным образом (с повторами, с каждением, с выслушиванием их обязательно стоя). 1 — 1-й тропарь Пс 98. Гроба); 21) Благо есть; 22) Трисвятое, по «Отче наш» — тропарь Великой Пятницы Искупил ны еси от клятвы законныя; 23) сугубая ектения; 24) отпуст: Иже заплевания, и биения, и заушения, и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос… 3-32 (содержание: самоубийство Иуды, Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа, Крестный путь);  a. 13-й антифон: Пс 142. 8 — 2-й тропарь Пс 21. 16-32 (содержание: поругание Господа, Крестный путь, Распятие); 7) блаженны; 8) прокимен «Разделиша ризы моя себе» (Пс 21. малая ектения; c. 18 — 3-й тропарь Слава, и ныне — богородичен. 8-й антифон: Пс 58. В эпоху их создания та великая византийская гимнография Страстной седмицы, которая ныне составляет одну из вершин богослужебного наследия Православной Церкви, еще только начинала развиваться, и бдение Великой пятницы все еще было заполнено, в первую очередь, гимнографией ветхозаветной — псалмами. 4-й антифон: Пс 15. 2-й антифон: Пс 35. Кроме того, в переводе упомянуты и другие псалмы с аналогичными «антифонами», исполняемые по прибытии на места тех или иных остановок. R., 1988. 43-47 (содержание: снятие с Креста и погребение тела Спасителя); 16) утреннее славословие (в повседневной редакции) и «Сподоби, Господи»; 17) просительная ектения и главопреклонная молитва; 18) 11-е Евангелие — Ин 19. 2 — 1-й тропарь Пс 58. Кроме того, в грузинском переводе Лекционария каждый из упомянутых псалмов завершается одним или двумя ипакои (тропарем), более пространным, чем припев псалма. Впрочем, в некоторых византийских и древнерусских рукописях сохранились указания, как должны соединяться стихи псалмов с антифонами службы 12 Евангелий в их современном (т. 6-е Евангелие — Мк 15. 3-е Евангелие — Мф 26. е. Служба 12 Евангелий должна начинаться с вечера; принятый в Русской Церкви Типикон определяет время ее начала как «2-й час ночи», то есть примерно 20.00. 9-й антифон: Пс 68. е. И как раз из этого последования дневного стояния Великой пятницы в службу 12 Евангелий и перешли еще 4 чтения, одно из которых разделилось на две части — это четыре рассказа евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна о Распятии и Крестной смерти Господа Иисуса Христа, соответствующие в службе 12 Евангелий чтениям №5+7, 6, 8 и 9. Подробный разбор богослужения и его истории представлен в статье доцента МДА священника Михаила Желтова. При этом, например, в современной греческой практике доныне сохраняется память о прибавочном характере 12-го Евангелия — оно читается не священником, как остальные 11, а диаконом. 2) — 2-й тропарь Пс 2. Они обрамлены совершенно уникальными песнопениями, аналогов которым нет ни в одном другом богослужебном последовании церковного года — антифонами Великой пятницы. антифоны 4-6; b. малая ектения; c. 3 — 1-й тропарь Пс 51. антифоны 7-9; b. В грузинском переводе иерусалимского Лекционария о 15 псалмах в начале бдения уже не говорится, но псалом со «стихом» (т. 15 — 3-й тропарь Слава, и ныне — богородичен. малая ектения; c. 2-е Евангелие — Ин 18. Если сравнить выбор чтений в армянском и грузинском переводах иерусалимского Лекционария[i], то можно заметить, что в современном чине 7 древним чтениям соответствуют только первые 4. 2. Примечательно, что богослужебные книги не называют эту службу «утреней», хотя ее современный порядок и основывается на чине утрени. Образовавшаяся в какой-то момент система из 9 чтений (вероятно, это произошло уже вне традиции Иерусалима — например, в Константинополе, — когда ночное иерусалимское бдение получило распространение вне Святого Града и Палестины) была дополнена еще двумя, повествующими о Погребении Спасителя (№10 и 11), и в таком виде уже широко представлена в византийских рукописях. 11 — 5-й тропарь Пс 34. 2]; Пс 40 [стих: Пс 40. 2 — 1-й тропарь Пс 21. говорится о 7 остановках и соответствующих им 7 евангельских чтениях. 6 и 78. 3-й антифон: Пс 34. 2 — 1-й тропарь Пс 7. Согласно традиционному чину, служба 12 Евангелий имеет следующий порядок: 1) двупсалмие; 2) шестопсалмие; 3) мирная ектения; 4) пение постового утреннего аллилуиария, а затем — тропаря Великого четверга Егда славнии ученицы, 5) малая ектения и 1-е Евангелие — Ин 13. 2 — 1-й тропарь Пс 87. седален; d. 3 — 2-й тропарь Слава, и ныне — богородичен. (SA. 10 — 3-й тропарь Слава, и ныне — богородичен. [ii] Эти тропари содержатся в чине часов Великой пятницы — по 3 на каждом из часов, — причем даже их современный текст в целом совпадает с текстом древних иерусалимских памятников. 8 — 4-й тропарь Пс 34. малая ектения; c. 3]). 2 — 2-й тропарь Слава, и ныне — богородичен. 3a — 2-й тропарь Слава, и ныне — богородичен. 6-й антифон: Пс 51. малая ектения; c. [iii] Подробнее см.: Janeras. Служба 12 Евангелий представляет собой особое богослужение Страстной седмицы, которое включает 12 отрывков из Евангелия, повествующих о страданиях Иисуса Христа и Его Крестной жертве. 3 — 2-й тропарь Слава, и ныне — богородичен. Окончательным этапом развития стало превращение цикла из 11 Евангелий в цикл из 12 — очевидно, ради ровного счета. 1b) и 7-е Евангелие — Мф 27. Петра);  a. 11-й антифон: Пс 87.   Евангелия утрени Великой пятницы Эгерия, западная паломница IV в., перу которой принадлежит самое древнее свидетельство о иерусалимском бдении в ночь на Великую пятницу, упоминает только 5 остановок в чине этого бдения. Петра);  a. 2 — 1-й тропарь Пс 68. 4 — 2-й тропарь Пс 53. седален; d. 12 — 6-й тропарь Слава, и ныне — богородичен. Эти указания могут несколько различаться[iii], но все же в целом они довольно стабильны. позднейшем виде). Op. 9]; Пс 40 [с небиблейским стихом]; Пс 108 [с небиблейским стихом]; Пс 58. Армянский перевод иерусалимского Лекционария упоминает пение в начале бдения 15 псалмов; псалмы пелись с припевом — «антифоном» — который представлял собой не какое-либо христианское сочинение, а просто один из стихов тех же псалмов (эти 15 псалмов сгруппированы в 5 циклов по 3 псалма и одному антифону: 1) Пс 2-4 [антифон: Пс 2. 32-49 (содержание: покаяние благоразумного разбойника и Крестная смерть Христа); 12) трипеснец прп. Можно также отметить, что начинается чин с тропаря еще четверга, а заканчивается уже тропарем пятницы — это вновь подтверждает сказанное выше о том, что служба 12 Евангелий является не утреней в строгом смысле слова, а бдением с вечера до утра. седален; d. 38-42 (содержание: снятие с Креста и погребение тела Спасителя); 19) стихиры на стиховне; 20) 12-е Евангелие — Мф 27. 19 — 3-й тропарь Слава, и ныне — богородичен. 4 — 2-й тропарь Слава, и ныне — богородичен. 28-19. Таким образом, с точки зрения схемы чинопоследования, служба 12 Евангелий отличается от обычной утрени наличием в ней, во-первых, самих Евангелий во-вторых — 5-кратного цикла из 3 антифонов и седальна, а также блаженн. 7-й антифон: Пс 7.   Антифоны и седальны утрени Великой пятницы Многие из Евангелий утрени Великой пятницы просто включены в общий порядок утрени в тот или иной момент обычного последования этой службы. 12-й антифон: Пс 53. [i] В конкретных рукописях он может немного варьироваться; подробнее см.: Janeras S.