Святая политика

Editor
10 мaртa 2017, 08:38

Святaя пoлитикa

Ужe нe рaз слышaл oт рoссийскиx xристиaн, чтo рaссуждeния o пoлитикe и зaнятиe кoнкрeтнoй пoзиции пo тoму или инoму вoпрoсу нeсeт тoлькo oгoрчeниe и дуxoвный упaдoк. Мнoгиe xристиaнe в сoциaльныx сeтяx прeдлaгaют нe тoлькo нe зaнимaться пoлитикoй (xoтя и тaк извeстнo чтo xристиaнe в цeлoм в пoлитику идти нe рeшaются), нo и сoвсeм нe рaссуждaть o нeй. Зaнимaться прoпoвeдью Eвaнгeлия, мoлиться зa нaчaльствующиx, и тaк дaлee. Xoтя, пoслeдниe зaкoны в Рoссии нaчaли oгрaничивaть прoпoвeдь Eвaнгeлия “внeшним”. Oстaeтся мoлитвa зa нaчaльствующиx, чтo тoжe нeплoxo, вeрoятнo.

Итaк, нaстрoeниe в рoссийскoм xристиaнскoм интeрнeтe имeeт трeнд к тoму, чтo xристиaнскaя жизнь – этo oтрeшeннoe oт рeaлий бытиe, сконцентрированное не таинственных духовных сферах. И попытки высказаться прямо за внешними границами этого мистического круга – сказать нечто о губернаторе, например, или о президенте – рассматриваются как отказ от истинного христианства.

Не так давно некий незнакомый мне христианин из российской глубинки обратился ко мне и задал недоуменный вопрос: “как вам удается совмещать христианскую жизнь с такой ненавистью к Путину” и “с занятием политикой и пропагандой”? “Как Христос и Евангелие говорит?” – задал он мне вопрос. Не углубляясь в дебри политики и богословия, я ответил ему просто: “К России у меня чувство, какое было у Иисуса к Иерусалиму. А к Путину у меня то чувство, которое было у Иисуса к царю Ироду. Если помните, Он назвал его лисицей”.

Данное наипростейшее объяснение (Иисус тоже не думал заниматься политикой) не удовлетворило моего оппонента. Хотя я заверил его что не занимаюсь политикой и христианам не советую. Что я лишь только “высказываю свое общее мнение о людях и порядках”, не более. Для него было аксиомой утверждение, что нельзя совмещать подобные мнения и духовный мир в душе.

Странное мировоззрение. У меня даже кроется впечатление, что данная установка о “невмешательстве” христиан в жизнь своих городов и сел и страны в целом – деликатно проталкиваемая концепция от спецслужб, которая действительно может помочь властям обуздать христиан. И не только обуздать, но и направить в нужном направлении. То есть получается, христианин не должен замечать как их губернатор ворует и лжет. Потому что это политика. Христианин не должен рассуждать о том что делает российская армия в Сирии, потому что это политика и потому что никто не знает по-настоящему всех обстоятельств. Путина нельзя упоминать в плохом контексте, потому что суда не было, и ни одно обвинение не доказано. А вдруг это лжесвидетельство на Путина? Неужели христианин может распространять ложь?

Итак, власть. Тысячелетиями люди почитали властителей если не богами, как в древнем Египте, то избранниками богов. Современность преподносит нам чиновников и политиков как обычных людей. По крайней мере в Европе и Америке. Не знаю, может на ближнем Востоке и кое-где еще чиновник или президент до сих пор понимается как “сын бога”, а сам институт власти – как золотая колесница Илии. Так почему христианин не может обличить губернатора или президента во лжи или в воровстве как и любого другого человека? Я думаю что долг христианина – говорить правду и обличать грехи. Если мне в ответ говорят, что для обвинения, например, Путина, нужны доказательства и судебное заседание – это повод сказать, что независимых судов в России нет. Все продается и покупается. А что не продается – то берется силой никому не подотчетных спецслужб. Христиане не видят, что занимаясь теологической и мистической чепухой и храня молчание о беззакониях вокруг, они превращаются в соль, которая теряет силу. И известно, что с такой солью делали – ей посыпали дорожки, чтобы по ним ходить. Вот что ожидает евангельское движение в России, если они не найдут в себе силу заговорить.

Продолжая разговор со своим оппонентом, я с удивлением услышал в свой адрес обвинение во лжи. Этот брат во Христе утверждал, что мои обвинения власти РФ в том, что российские бомбардировки в Сирии убили и продолжают убивать невинных детей – ложь. Я пользуюсь совершенно разными источниками информации: от Твиттера до официальных заявлений организаций наподобие Human Rights Watch. Много месяцев подряд я вижу сообщения из совершенно не связанных друг с другом источников разных стран о гибели детей в Сирии после ковровых бомбежек. Я собственно привел в свое оправдание официальное заявление HRW. И в ответ данный брат по вере, во-первых, опять начал утверждать что доказательств данному нет и, во-вторых, потребовал чтобы я размещал фото военных преступлений НАТО. Разумеется, памятую военные преступления США во Вьетнаме 50 лет назад, я начал искать примеры военных преступлений в наши дни. Напомню, что военные преступления – это убийства, истязания и увод в рабство военнопленных, а также гражданских лиц, оказавшихся в зоне боевых действий захват и убийства заложников, неоправданное уничтожение гражданской инфраструктуры, разрушение жилищ и населённых пунктов без военной необходимости и так далее. Я знаю о нескольких ошибочных точечных бомбардировках ВВС США. Но ошибки бывают у всех. В общем я не нашел подобных преступлений НАТО, сравнимых с использованием ВВС России кассетных бомб в городах Сирии. И поэтому попросил своего оппонента самому указать хоть одно подобное военное преступление США в наше время.

Диалог с моим оппонентом из далекой российской церкви закончился внезапно. Он либо не захотел оставаться в рамках терминологии (определение “военного преступления”) либо не захотел приводить известные ему факты. Он изрек фразу “Мне вас жаль”, назвал меня “лисицей” и после этого мы разфрендились в более или менее относительном мире. После этого я задумался о повторяющемся рисунке диалогов с христианами из России. Большинство российских христиан не хотят “пачкаться в политике”, однако мыслят в рамках государственной идеологии, даже если утверждают что не смотрят “киселевых и соловьевых” и знают английский язык. Я удивляюсь, как получается что христиане в России так ревностно защищают государственные интересы? Невозможно помыслить чтобы они задали вопрос офицеру или солдату, вернувшемуся из Сирии “сколько детей ты убил?”. Именно этот вопрос задавали рядовые американцы, вернувшимся солдатам из Вьетнама. Именно социальный протест помог прекратить ту войну во Вьетнаме, а не слепое повиновение властям. Как ни удивительно, российские власти получили в лице протестантов (“протестантов”, точнее) вполне лояльную поддержку. Как так получилось? Мое объяснение можно отнести к разряду материалистических.

Социальная селекция, проводившаяся еще в советское время, приносит свои плоды. В России остаются жить и служить христиане с ограниченным мировоззрением. Именно такие чувствуют себя комфортно в условиях российской действительности. Мы не говорим о тех христианах, кто живет в России и чувствует себя некомфортно, потому что таких меньшинство. Тоталитаризм поломал ростки свободной мысли во многих поколениях. Приход к вере в Иисуса Христа делает людей лучше, однако не сразу, медленно. Даже благодать Христа, смешанная с государственной политикой лжи и принуждения в церквях и общинах, не может изменить общество. Перспективы для меня видятся мрачными. В то время как внутри храмов и церквей будут произноситься молитвы, снаружи будет властвовать зло. Хотя постойте-ка: российские христиане приветствуют страдания, особенно от государства. Им не привыкать. Значит, чем хуже политика властей, тем больше “освящаются” христиане.

Главное — не рассуждать о политике. Вот такая политика.

Василий Крапивницкий