Тема проникновения огня в железо и ее использование в контексте описания обожения человека в святоотеческой традиции

Чтo Бoгу причaстилися,

нeпoврeждeнными), — тaк и всякaя душa, oчищeннaя oгнeм Дуxa и стaвшaя [сaмa]
кaк в случae слияния (σύγχυσις) тeлa
прирoдe, и Святoй Дуx, истoчник святoсти, Кoтoрый, пoдoбнo тoму, кaк oгoнь
принимaeт имeни oгня: «…Тaк бывaeт с жeлeзoм, кoтoрoe, дoлгo oстaвaясь в oгнe,

испoльзуют пaрaдигму прoникнoвeния oгня в жeлeзo, нo, будучи в пeрвую oчeрeдь
у свт. Григoрия Нисскoгo и в мoнaшeскoй aскeтичeскoй литeрaтурe — у aвтoрa
пoстoянствo этoгo прoникнoвeния, принимaя, чтo, xoтя в oтнoшeнии aнгeльскиx сил

oсoзнaeт сeбя сoглaснo этим кaчeствaм, oднaкo нe лишaeтся и сoбствeннoй твaрнoй
взaимoпрoникнoвeниe двуx или бoлee тeл при сoxрaнeнии присущиx им кaчeств, кaк

Oxford Tradition.
Слoвe, всeгдa в Прeмудрoсти, всeгдa в Бoгe, и пoэтoму всe, чтo oнa дeлaeт, чтo
мягкиe, и пoкa бывaют в oгнe, пo силe oгнeннoй тeплoты, рaсплaвляются и
жeлeзo, ввeржeннoe в oгoнь, eсть oгoнь, и никтo нe мoжeт прикoснуться или
снeгу или вo льду, тo измeняeт кaчeствo сиe в другoe, кoтoрoe бeрeт нaд ним
Пeрeдaёт бeссмeртиe,

стoикoв: oн гoвoрит o «всeцeлoм смeшeнии» вoздуxa сo свeтoм, причeм, примeр

этo бывaeт с oгнeм и рaскaлeнным жeлeзoм, — тут oбa тeлa всeцeлo проникают друг

and London,
того, говоря о смешении воздуха со светом в смысле смешения-κρᾶσις, прп. Максим,
в огне, Ориген постулирует неизменяемость единения души Христа с Богом[10]. Можно
и можно говорить о свободе, однако они постоянно проникаются Святым Духом,
окачествование иллюстрируется образом раскаленного меча или воздуха,
Тех, в ком Он обретается.[30]
Божества и любви Духа, дей­ствительно уже отрешается тогда от всякой мирской

сложившейся при разрабатывании данного дискурса в рамках античной философии. В частности, прп. Максим использует техническую терминологию Максимом Исповедником.
Он несказанно льнёт ко мне,
М.А. В то время как материей, что же тогда назвать горючим?» (пер. Солоповой).

человеческая природа проникается Божеством и приобретает Его свойства:

Кроме железо[23].

бывает с железом в огне, когда пла­вильная печь отстраняет все бесполезное, то
верх, в собственные свои части принимая холод снега. Посему, как не по
акцентировать внимание на том, что железо и воздух хотя приобретают

проникновения огня в железа иллюстрирует, во-первых, что душа Христа всецело
Симеон также приводит примеры железа-огня и стекла-света, говоря о познается и желает знать себя по лучшей (т.е.
В контексте полемики с аномеями, которые Христа, — свт.
серебро, вложенные в огонь, теряют свойство жесткости, переменяясь в вещества
(Византийская философия, т. Бирюков, А.М. Roma, 1955. Г.И. Шуфрин. СПб., 2007. 2007: Шервуд П. The Earlier Ambigua of S. [Перевод с издания: Sherwood Р. Беневич, Д.С. С. (Studia Anselmiana, XXXVI).]
чувствует, что мыслит — есть Бог.[8] 
активно использовать ее вообще для описания обожения человека — когда
The Place of Macarius-Symeon in the Eastern Christian Macarian Legacy.

сказать, что ту парадигму, которую Ориген прилагал к отношению Божества и души
Как железо, или свинец, или золото, или
воспринимает Божественные качества — так, что уже и познается по ним, и
железа не уничтожается, но остается тем же: так и в воскресение все члены будут
660.20. И. [8] Orig. 2.4.116, 171; Cyr. princ. [5] Bas. Plotinus. = SVF II 471; пер. Отметим, что против позиции Вольфсона свидетельствует хотя бы то, что, 384) к Alex. Солоповой). Н.Петрова. Вольфсон ошибочно связывает данную концепцию Оригена с влиянием аристотелизма. Вольфсон отсылает (см. un. Chr. hom. Jacob. [10] Г. М.А. [6] Hier. fr.128 [Lietzmann]; Bas. 8.45. Перцель, не принимая позицию Г. Eun. Lc. 31.1460; Thdt. D. 52. [7] Nemes. [4] Apoll. 4.8.10; ср. 16.38; Bas. 222.36 — 223.6).
[15] «Итак, 2). 16.38.84; пер. стремления к истинно благому» (Spir.

от Духа известную меру святыни. Сохраняют же достоинство свое пребыванием в …
возлюбив единого Господа, с великим сердечным исканием, в труде, в подвиге,
Симеон следующим образом описывает соединение В 30-м Гимне прп. Богослова.
I.XVII.4 двух или более жидких тел при сохранении их собственных качеств» (Stob.
очистит его от излишнего и ненужного для наслаждения будущей жизнью. Представим пример, потому что подобием с чем-нибудь известным лучше можно …
определенные качества другого, тем не менее, оставаясь самим собой, в то время
отличие от А. Максим не мог не знать о критике Каппадокийскими отцами специфики использования Максима в плане использования им темы огня и железа. Прп.
Тогда и обратился я,
рамках той же традиции, что и прп. На этом мы
Согласно стоикам, смешение (μΐξις, κρᾶσις [κρᾶσις δι᾽ ὃλων[2]]) тел происходит, когда одно тело может принимать доктрине[1].
по ТСО 44, 7:3). [16] «И каким образом игла, брошенная в огонь, переменяет цвет и [GNO], пер.
41, 2001. The Academiae Scientiarum Hungaricae. Plested 2004: Plested M.
и железа нужна для того, чтобы показать, что святой, всецело проникнутый
когда разожгут его огнем, то огонь очищает его, и пока оно в огне, подобно
Не ощутил, поверь тому,                
144), Кирилла Александрийского, Леонтия Византийского и др. Об этой теме у Кирилла святоотеческом наследи после Каппадокийцев. 2.
Нетленный, непогибельный,
58-67 Волшебная гора. 15, 2009. С.
Максиму тема огня являющихся твердыми[24].
[3] «Проникающее смешение (μΐξις) — это полное термина чаще использовалось именно понятие «всецелого смешения».
подобно огню, очищает человека от этих качеств[15]. Автор

Таким образом, Ориген посредством примера
в огонь, но не разрешится и не сделается огнем, так чтобы не стало уже прежнего
И стали соименными                                              
Симеона с специфику использования прп.
находит свое выражение, в частности, в его учении о том, что обоженный человек
31 1457 — 1461 (впрочем,
В
Обеими природами,
всецелым Божеством, претерпевая окачествование со стороны Божественного, целиком
постоянно раскалено в огне, не разрушаясь и не сгорая), так и в плане того, что
утрачивают свою идентичность, образуя новое соединение, а в случае составления (παράθεσις) они лишь соприкасаются
И созерцал лишь издали.[26]
[2] В качестве технического 218.1-3, 227.11-228.4. de mixt. [1] Alex.
последний, говоря об окачествовании святых Божественными качествами, с одной
весь [этот кусок железа] сделался огнем, потому что в нем не усматривается
the New Theologian and the Theology of the Divine Substance // Acta Antiqua

просвечиваемого светом… но цель этих иллюстраций, обычных в христологии, —
до н.э. // Философия науки в историческом 2003: Федорова О.Б.
смешения воздуха со светом, так же как в случае стоиков[22],
Ведь и железо чёрное
полностью (ибо стоики полагают, что тело проникают сквозь тело). Далее, слитным

проникает в железо, освящает ангельские силы, допускает их причаствовать своей
сделалось огнем. Если огонь никогда не отделяется от этого железа, и оно не
для какой-нибудь более тонкой работы, тогда глыба тщательно очищается огнем и
изм. Г.И. [22] Ср.:
телесные привычки с неочищенным железом, в котором содержится изгарь; смерть,
излишним в едином небесном Женихе.[17]

акцент на претерпевательном характере способа бытия обоживаемых людей, что

Симеоном содержит затруднительно). С другой стороны, тема железа и огня прп.
Подобно этому обстоит дело и с нашими душами: они проникают наши тела друга.
Глыба железа полезна для кузнечного искусства, служа в объяснить нашу мысль.
это не относится к первой материи, но относится ко всякому конкретному

его возрождением в превосходнейшее состояние украсится душа, когда смерть
1; Smaragdos Philocalias). Barnes 1998: Barnes M. Шуфрин 2007: Шуфрин А.М. (Византийская философия, т. Eunomius of Cizicus and Gregory of Nyssa: Two traditions of Transcendental СПб., 2007. С. Шуфрин. Схолии // Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом / Сост. Беневич, Д.С.
любви, освобождается от всякого вреда страстей, все отметает от себя,
Отметим, что свт. Григорий Нисский в контексте арианской полемики, отрицая, что

сохраняя в смешении (mixiV) с ним свою
переменяет природное свое обладание и греховную свою жес­ткость, и все почитает
Описывая

огнем и духом, может быть вместе с чистым телом Христовым.[18]
Но им тотчас передаёт

44-м гимне прп. Симеон снова обращается к теме проникновения огня в железо, для
[GNO], Hall p. 26.63; см. Bas. также
«…Очевидным свидетельством, подтверждающим это, они [стоики] считают душу: существуя
Симеона приводятся в пер. А.Ю. Голубца и Д.А. ниже «Гимны» прп. [28] О

Исаия[19]
описывает это причащение так:
Aphrod. В самом деле, если не железо будет для огня горючей его — см.: Alex. 223.
Литература
своей души с Богом: 
Солопова 2002: Солопова М.А. Федорова
света, так же душа Христа является источником Божественного жара для прочих
электронной версии восстановлено выпавшее при верстке примечание]
отрицали божественность Святого Духа, так же как и Сына, свт. Василий в этом

Бессмертный, сущий навсегда

употребляется им наравне и для тех же целей, что и пример проникновения огня в
стороны, использует примеры железа-огня и воздуха-света, а с другой — делает
Да, обе эти сущности[27],
аскетическими писателями, не употребляют технической философской терминологии,
Со Богом так моим слились,
по ТСО 41). Hall p.

самостоятельно (как и принимающее ее тело), она всецело пронизывает тело,
ничего иного, кроме огня, как это мы часто наблюдаем [своими] глазами в печах, —
Такое Оригеном этой темы. предваряется тем, что святые окачествываются Божественными idiomata. Максим, однозначно, был с нею знаком. [25] Ср.
А также незакатный свет,
обертоны, близкие к тому, что имеет место в случае прп. То есть, как минимум, прп. Симеон в данном отношении находился в
приблизиться к нему, не боясь быть уничтоженным или истребленным (только огонь
Христос является Богом по причастию, утверждал, что раскаленное железо не
во-вторых, что как раскаленное огнем железо само становится источником тепла и
Со чернотой железных руд,
В печатном виде текст представлен в изд.: человека в святоотеческой традиции.

стоическая концепция смешения предполагает сохранение идентичности обоих
началах»:

познается и воспринимает себя согласно лучшей, Божественной природе. Далее данная тема появляется у прп. Симеона Нового
согласно Александру, материал как материя, которую оформляет огонь, сгорает;
с огнем и раскаленный уголь с раскаленным углем могут оставаться
превращается в огонь, между тем как естество
людей; и в-третьих, допуская, что железо в приводимом им примере всегда находится

холод, и жар. Итак, допустим, что какое-нибудь количество железа всегда лежит в
103-153. Сборник статей в честь 85-летия Н.Ф. Шервуд контексте. Овчинникова / Под ред. СПб., 2003.
двух или более жидких тел при сохранении их собственных качеств» (Stob. ecl. I.XVII.4

пронизываемого огнем, впервые появляется у Оригена, который иллюстрирует им
непрестанно ожидая Его с упованием и верою, и при­яв в себя этот небесный огонь

Божественной и тварной природ во Христе стала весьма распространенной в
Далее, слитным друга.
«…Небесные Силы не по природе святы, иначе они не имели бы никакой разности с
смешением (κρᾶσις) они называют взаимопроникновение
способ соединения Логоса с душой Христа. Согласно Оригену, как железо по своим
говорит также, что и воздух смешан (kirn©sqai) со светом» (Alex. [24] В прим. Солоповой). 217.32 — 218.11; пер. М.А.

1, с изм. 7, кн. [14] Ср.:
И Он преображает в свет
ни льдом, когда оно приняло в себя качество одного из сих веществ, — так, если
да не порицают люди нерассудительные тело, которым в последствии, чрез преобразование
собственную сущность, — действительно, в обладающем душой теле нет ничего душе

внешне. В христианской литературе пример железа,

по учению нечестивых, допущено будет о животворящей силе, что не по сущности
вероятно, следует техническому смыслу этого термина — в том смысле, что он, в
закончим обзор проникновения огня в железо как примера, поясняющего обожение

качествам становится огнем, так и душа Христа находится в Боге: все, что она
это бывает с огнем и раскаленным железом, — тут оба тела всецело проникают друг
Вот так же точно Дух Святой Всё, что ему лишь свойственно?

В стекле прозрачном будто свет. Содеял Он огнём меня,

Как огнь, когда раскалено.              
Таким образом, рассматриваемая тема приобретает у прп. Максима новые обертоны: природы[25].
необработанном виде наковальнею для кузнеца. Но когда нужно обработать железо
Кто говорит тебе о сём.[29]
железом и огнем, иллюстрирующий взаимопроницаемость тел, восходит к стоической

бывает огню, и никто не может взять его, потому что оно огонь» (Поучения 24.16;

И как бы в свет преобразил,
Несколько ниже, говоря о причащении Тела и Крови Христа, прп. Симеон
Св. Макарий и авва
Максима: огнем и приобретает его качества, а также стеклу, пронизываемому светом. Симеоном в «Гимнах» довольно близко к тому, как она звучит у прп.
М.А. [33] Солоповой). = SVF II 471; пер.
Вдруг тем, что прежде видел лишь
Nyss. смысле будет именоваться благом» (Greg. Eun. C. I 110:5-14 [GNO],

добре как имеющие свободу в избрании и никогда не теряющие непрестанного
Свт. Макариевского корпуса и у аввы Исаии. Григорий сравнивает тело человека и
огне и всеми своими порами, и всеми своими жилами воспринимая огонь, все
[19] [18] Тип III, Serm 52, 6; пер. [17] Тип II, Serm 4.14; пер. А.И. Ср.: Тип II, Serm 37.11. естестве и существе» (Тип II, Serm 15.10).
рамках определенной традиции, использовался в случае смешения тел, не
изменяют природную жесткость, таким же образом и душа, отрекшись от мира и
The Wolfson 1976: Wolfson H.A. University Press, 2004.
и Филипп — Филиппом; каждый, исполнившись Духа, пребывает в собственном своем
отрывке различает ангельские силы, которые не обладают святостью по своей
«Душа похожа на железо, которое, если будет оставлено в небрежении, ржавеет, а

Пример с
Ибо Петр остается Петром, и Павел — Павлом, естества, как утверждают некоторые.
удаляется от нее все землистое и бесполезное, что искусные в этом деле называют изгарью. Итак, что

природ, и именно этот момент является принципиальным для Оригена — как в плане

характеристики огня и света, бытийно не лишаются своих собственных

когда-нибудь принять холод? Напротив, мы говорим, — и это вернее, — что скорее
Коль выглядит таким оно,
смешением (κρᾶσις) они называют взаимопроникновение
когда через разрешение смертью отстраняется все излишнее» (de mort 60
Как не сливается огонь
совершается с телом через смерть,

качества, но и о том, что окачествованный Божественными свойствами человек
им терминологии (хотя какие-то однозначные выводы здесь сделать
[11] Greg. I 110:5-14 Eun. Ориген хотел проиллюстрировать своим примером. Nyss.
Его Святому Имени,
Макариевского корпуса, наряду с обращением к данной теме в эсхатологической перспективе[16], начинает

Хрисипп … И огонь, по их словам, всецело пронизывает железо, но каждое из тел сохраняет свою сущность. не причастного.
бóльшей вероятностью можно вести речь о философской нагруженности употребляемой
Как тело Христа, смешавшись с Божеством, есть Бог; как
и если кто попробует тронуть или пощупать [его], то почувствует силу огня, а не

взаимопроникновение двух или более тел при сохранении присущих им качеств, как
Василий, как и Ориген, используя метафору проникновения огня в железо, подразумевает силы принимают природное для Святого Духа качество святости. В целом свт.
Это понимание отражено во второй книге «О мыслит и чувствует, есть Бог.
425-434; здесь и [26] Hymn 30. характеристик; последние просто превосходятся» (Шервуд 2007, 432-433).
принимает в себя качество теплоты, продолжая быть и железом; если же будет в
природе, конечно, есть железо, — находясь в огне и постоянно пылая, может
1976 (3 ed.)

Очевидно можно говорить о влиянии в первую очередь Макариевского корпуса на познаваемости и именуемости соединяющегося с Богом человека по лучшей природе[33].
Сливается несмешанно (μιγέντα ἀμίκτος), —
Металл железа может воспринимать и
иллюстративного материала, который он привлекает (железо в его примере
Железо будто бы и огнь,
и все соделается световидным, все погрузится и преложится в свет и воскрешены …
отделяется от огня, то неужели мы скажем, что этот кусок железа, — который по
железа. Таким же образом и та душа, как железо — в огне, всегда находится в

природной святости и всецело проникает в их природу, благодаря чему ангельские

см.: McKinon 2000, 74-78, 217-224; о теме железа и огня у Леонтия см.: Perczel I. Eun., PG 29 660.14-28; пер. по: ТСО 59-65. [13] Bas. Р.
выше). [31] Hymn 30.426 (см. Симеона см. 481-493. специфике использования понятия «сущность» у прп. Perczel 2001, особенно рр. 131-139. [32] См.: «Проникающее смешение 365-375.

 
иллюстрирования соединения человека с Богом через Святого Духа:
свое приобщение к Богу, прп. Симеон уподобляет себя железу, которое раскаляется
Philosophy of the the Church Fathers. Cambridge, Massachusetts Faith, Trinity, Incarnation.
Напротив того, они по мере превосходства одной пред другой имеют Святым Духом.
Ведь угль зовётся и «огнём», Ему причастны сущностью[28].
А.М. 7.1073С-1076А; пер. пер. еп. Феофана) На сходство писаний аввы Исаии и св. Плестед, см.: Plested 2004, 184-185. Шуфрина, с
материалу, подвергаемому воздействию огня (в частности, к железу) или питающего
Kapriev and A. Perczel 2001: Perczel I. Speer. Saint Symeon Eds. 41-85. Alexandria’s Christology. Perczel 2000: Perczel I. Р.

(μΐξις) — это полное
у него речь идет не просто о том, что святой человек обретает Божественные
Таким и называется. Коль и таким же ты себя
усматриваемому в железе качеству называем сие вещество, не именуем его ни огнем,
никогда не отпадая от причастия к Нему[14]. Далее тема огня и железа появляется
A Reconstruction of Cyril of Words, Imagery and the Mystery of Christ. Causality // Vigiliae Christianae. Р. 52, 1998.

Jo. Краткое обсуждение вопроса: Barnes 1998, 76-77, n. [12] Bas., In s. аргументацию свт. Gen. Chr. PG Кирилла Александрийского, вероятно, опиравшегося на св. 75. Григория Нисского: Cyr.
пребывает в ней благо, но происходит от приобщения, то уже не в собственном
проникнута Божественными качествами, принимает их[9];
Отметим только, что эта тема в качестве иллюстрации сосуществования аутентичность этой гомилии до конца не установлена).