В понедельник в Марий Эл состоится суд над очередной жертвой «Закона Яровой»

Editor
26 августа 2016, 13:01

В понедельник в Марий Эл состоится суд над очередной жертвой "Закона Яровой"

5 августа 2016 года прокуратура Мари-Турекского района Республики Марий Эл возбудила в отношении руководителя религиозной группы христиан веры евангельской Александра Якимова дело по ч. 4 ст. 5.26 КоАП РФ (осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях).

Поводом для возбуждения дела стало его участие в празднике деревни Мари-Шолнер, что прокуратура расценила, как миссионерскую деятельность в месте, не предусмотренном законом «О свободе совести и религиозных объединениях». Кроме того, на сцене во время праздника был вывешен баннер «С праздником, моя деревня», на котором имелась надпись «Новое поколение». При этом миссионеры «не представились от имени религиозной организации и не сообщили о наличии у них таковых полномочий, письменно заверенных руководителями данной религиозной организации».

Как прокомментировали в российских союзах ХВЕ — эта группа автономна, ни к одной из централизованных религиозных организаций не принадлежит.

В телефонной беседе по телефону с Александром Якимовым он подтвердил, что рассмотрение дела назначено на 29 августа. Защиту будет представлять эксперт центра «Сова», адвокат Инна Загребина. Расходы по процессу взял на себя Информационно-аналитический центр "Сова", директор которого Александр Маркович Верховский принимал участие в вебинаре по проблематике "Закона Озерова-Яровой" 18 июля 2016 г в "Славянском правовом центре" — сообщает христианский адвокат Константин Андреев.

По словам адвоката Ирины Загребиной, проповедь является неотъемлемой частью многих религий. Так, например, в Евангелии от Матфея сказано: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа» (Мтф. 28, 19); подобное указание содержится и в Евангелии от Марка: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мрк. 16, 15-16). Соответственно ограничение на распространение убеждений вступало бы в серьезное противоречие с правами и свободами человека и гражданина.

Конституция РФ с полной определенностью включает в состав свободы совести и свободы вероисповедания (ст. 28) право распространять религиозные и иные убеждения, гарантируя возможность распространять религиозные убеждения наряду с иными убеждениями без специальных ограничений.

Данную позицию разделяет и Администрация Президента РФ. Так, в ответе на запрос (см. Приложение №1 «Пакет миссионера») ГУ Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций отмечает, что «Федеральный закон не содержит запрета на распространение личного религиозного опыта и общение на религиозные темы».

Миссионерской деятельностью согласно п. 1 ст. 21.1 вышеуказанного закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами.

Как следует из указанного определения, необходимыми квалифицирующими признаками миссионерской деятельности являются:

1) Субъект деятельности: Осуществление деятельности религиозным объединением (религиозная группа, либо религиозная организация).

2) Направленность деятельности: на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения.

3) Цель деятельности: вовлечение лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения в деятельность религиозного объединения.

3) Способ осуществления деятельности: публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами.

Следовательно, если в действиях гражданина в совокупности присутствуют вышеперечисленные признаки, то данная деятельность может быть квалифицирована как миссионерская.

В данном конкретном случае миссионерская деятельность не осуществлялась. Поздравления религиозного лидера даже при наличии атрибутики церкви никак нельзя считать миссионерством. Более того, даже если бы пастор осуществлял миссионерскую деятельность, он бы имел на это полное право, так как данная религиозная группа выполнила для этого все необходимые требования законодательства, а именно: уведомила управление юстиции о создании религиозной группы, получив подтверждение об уведомлении. А также у священнослужителя имеется решение группы о предоставлении ему полномочий миссионера.

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин также прокомментировал для Центра «Сова» дело в отношении лидера религиозной группы пятидесятников в Марий Эл.

На основании возбужденных дел по Закону Яровой складывается впечатление, что верующим нельзя появляться на публике с религиозными высказываниями. Помимо этого, оказывается, что правоохранительные органы специально отслеживают «нарушения законодательства о свободе совести» после вступления новых поправок в Закон о свободе совести в силу 20 июля. Размах применения особых мер к верующим поражает – Черкесск, Орел, Тверь, Ноябрьск. В Марий Эл власти продолжили линию на преследование отдельных религиозных групп.

30 июля 2016 года в деревне Мари-Шолнер Мари-Турекского района Республики Марий Эл проводился обычный деревенский праздник. Староста деревни пригласил на праздник своего знакомого – лидера религиозной группы христиан веры евангельской (пятидесятников) Александра Якимова. Дело в том, что и раньше на народном празднике выступали представители этой группы, ранее называвшейся «Новое поколение» (часть харизматического движения, основанного рижским пастором Алексеем Ледяевым). Члены группы устраивали что-то вроде импровизированного концерта. В данном случае 30 июля на сцене повесили старый баннер «С праздником, моя деревня», на котором имелась надпись «Новое поколение». Александр Якимов вышел на сцену, произнес несколько теплых слов и призвал благословение Божие на всех жителей Мари-Шолнер.

Видимо, именно благословение стало поводом для дальнейших действий правоохранительных органов. 5 августа 2016 года прокуратура возбудила в отношении руководителя религиозной группы христиан веры евангельской Александра Якимова дело по ч. 4 ст. 5.26 КоАП РФ (осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях).

Прокурор Мари-Турекского района Н.В. Бахтин странным образом посчитал, что баннер с надписью «Новое поколение» и благословение являются признаками миссионерской деятельности. Кроме того, в постановлении о возбуждении административного дела указано, что религиозная и миссионерская деятельность проводилась на муниципальной территории (жилой дом), что не входит в перечень разрешенных мест для проповеди. Отмечается, что во время праздника Якимов не представился от имени религиозной организации и не сообщил о наличии у него полномочий на миссионерскую деятельность.

Из постановления от 5 августа также следует, что по каким-то неизвестным причинам правоохранительные органы задокументировали деятельность именно этой группы Якимова. Съемку во время деревенского праздника проводили и сотрудники полиции, и сотрудники УФСБ по республике Марий Эл. Более того, к 5 августа уже была готова «социально-философская экспертиза» опять же неизвестного эксперта под номером 1. Эксперт отмечает, что на видеоматериалах присутствует атрибутика «Церкви Новое поколение», которая якобы «квалифицируется в научной литературе как неопятидесятническая». Слова, произнесенные Якимовым, считаются «проповедью и молитвой».

Прокурор особенно подчеркивает, что проповедь и молитва произнесены осознано и намерено в присутствии несовершеннолетних. Такого рода слова, безусловно, придают криминальный оттенок «проповеди и молитве». Дело возбуждено по ч.4 ст.5.26 КоАП РФ. Однако Александр Якимов выразил несогласие с постановлением и от своей подписи под ним отказался.

По словам Александра Якимова, он прекрасно видел, что полиция следит за происходящим и даже производит съемку во время праздника. Якимов поздравил всех с днем деревни, благословил старосту за его работу и всех жителей деревни. На этом «проповедь и молитва» были закончены.

Несправедливость постановления прокурора для Якимова, уроженца Марий Эл, очевидна. И не только потому, что группа христиан веры евангельской желала жителям только добра (да и сама группа состоит из жителей деревень).

Еще в марте 2016 года христиане уведомили органы юстиции о существовании своей религиозной группы во главе со своим руководителем Александром Якимовым. Это значит, что религиозная группа не скрывалась, а существовала официально. Помимо этого, Якимов имел полномочия в качестве лидера группы, который, естественно, занимается миссионерством в рамках закона.

В данном случае прокуратура Мари-Турекского района нарушил положения Закона о свободе совести, касающиеся миссионерской деятельности. Как отмечает адвокат, эксперт Центра «Сова» Инна Загребина, представляющая интересы пастора в этом деле, прежде всего, из постановления не следует, что был доказан факт вовлечения в религиозную группу новых последователей. Кроме того, нет указания на то, что лидер группы Якимов излагал вероучение своей общины, что и является частью определения миссионерской деятельности в Законе. Просто наличие атрибутики церкви или надписи «новое поколение» никак нельзя считать миссионерством. С учетом того, что руководитель религиозной группы или объединения может заниматься религиозной деятельностью от имени своей общины, претензии к марийцу Якимову безосновательны.

В данном деле настораживает также то, что любое действие, исходящее от представителей неправославной христианской группы трактуется как миссионерская деятельность. Полиция и сотрудники УФСБ тратят свое личное и служебное время на то, чтобы оштрафовать пастора общины за добрые пожелания местным жителям. И находят эксперта, который фактически подтверждает, что во время праздника действовала «секта». В связи с этим можно ожидать, что тандем православных «борцов с сектами» и спецслужб привнесет много нового в антимиссионерские дела по Закону Яровой.