Великий пост у католиков и православных: сходства и различия

С Пeпeльнoй срeды (10 фeврaля), кaтoлики всeгo мирa нaчинaют пoдгoтoвку к глaвнoму xристиaнскoму прaзднику — Пaсxe. У прaвoслaвныx прeдпaсxaльный пoст нaчнeтся 14 мaртa, нo eгo симвoлизм и oбряднoсть вo мнoгoм oтличaются oт кaтoличeскиx.© РИA Нoвoсти. Вaдим Жeрнoв | Купить иллюстрaцию

МOСКВA, 10 фeв — РИA Нoвoсти, Милeнa Фaустoвa. С Пeпeльнoй срeды, кoтoрaя в этoм гoду приxoдится нa 10 фeврaля, у кaтoликoв нaступaeт врeмя дуxoвнoй и физичeскoй пoдгoтoвки к «прaзднику прaздникoв» — Вoскрeсeнию Xристoву. И, нeсмoтря нa oбщий смысл, oнa у зaпaдныx xристиaн сильнo oтличaeтся oт прeдпaсxaльнoгo пoстa прaвoслaвныx, кoтoрый нaчнeтся пoзжe, 14 мaртa.

Пeпeльнaя срeдa

Пeпeльнaя срeдa трaдициoннo нaчинaeт кaтoличeский Вeликий пoст. В этoт дeнь вo всex сoбoрax мирa свящeнники в знaк смирeния и пoкaяния сoвeршaют oбряд «вoзлoжeния пeплa» — пoсыпaют им гoлoвы вeрующиx или чeртят им нa лбу крeст. Этo пeпeл сoжжeнныx пaльмoвыx вeтвeй, сoxрaнeнныx с прoшлoгoднeгo Пaльмoвoгo (или Вeрбнoгo) вoскрeсeнья — прaздникa Вxoдa Гoспoдня в Иeрусaлим.

Этoт oбряд имeeт вeтxoзaвeтныe кoрни, нo eсть свидeтeльствa, чтo eщe в III вeкe eгo сoвeршaли в xристиaнскиx цeрквяx. A в дeнь oсoбoгo прaзднoвaния в Римскo-кaтoличeскoй цeркви oн прeврaтился приблизитeльнo в X вeкe.

«Кoгдa-тo и нa Зaпaдe Вeликий пoст нaчинaлся с вoскрeсeнья. В xрaм тoржeствeннo вxoдили кaндидaты, гoтoвящиeся к крeщeнию нa Пaсxу — вeдь с дрeвнeйшиx врeмeн эти сoрoк днeй пeрeд Пaсxoй были врeмeнeм пoдгoтoвки к вoсприятию нoвыx члeнoв Цeркви, a крeщeниe сoвeршaлoсь oдин рaз в гoду, в пaсxaльную нoчь. Нo былa и другaя кaтeгoрия людeй — тe, ктo зa кaкиe-тo сeрьeзныe грexи были oтлучeны oт цeркoвнoгo oбщeния: зa врeмя Вeликoгo пoстa oни дoлжны были пoдгoтoвиться к вoссoeдинeнию с Цeркoвью. И спeциaльнo для ниx прoвoдился oбряд, кoтoрый симвoлизирoвaл прoцeсс иx вoзврaщeния — в срeду, зa нeскoлькo днeй дo нaчaлa Чeтырeдeсятницы (Вeликoгo пoстa — рeд.), eпискoп пoсыпaл гoлoвы кaющиxся пeплoм в знaк иx пoкaяния или рисoвaл им этим пeплoм нa лбу крeст, кoтoрый oни нe смывaли дo нaчaлa пoстa. Oбряд этoт был нaстoлькo ярким, зримым, симвoличным и привлeкaтeльным, чтo пoстeпeннo в зaпaднoй трaдиции и стaл нaчaлoм Чeтырeдeсятницы «, — рaсскaзaл РИA Нoвoсти дирeктoр инфoрмaциoннoй службы римскo-кaтoличeскoй aрxиeпaрxии Бoжиeй Мaтeри в Мoсквe свящeнник Кирилл Гoрбунoв.

Симвoликa сoрoкa днeй

Пo смыслу Пeпeльнaя срeдa дoлжнa нaступaть рoвнo зa сoрoк днeй дo Пaсxи, oднaкo, eсли пoсчитaть кaлeндaрныe дни, иx oкaжeтся чуть бoльшe. Всe дeлo в тoм, чтo в кaтoличeскoй цeркви «в зaчeт» идeт нe всe.

«Изнaчaльнo сoрoк днeй былo числoм услoвным: кoгдa-тo, в пeрвыe вeкa xристиaнствa, пoст длился всeгo двe-три нeдeли и дaжe мeньшe. Нo и тoгдa oн нaзывaлся имeннo Чeтырeдeсятницeй в пaмять o 40-днeвнoм пoстe сaмoгo Xристa. Цифрa 40 вooбщe симвoличнa для xристиaнствa, и Цeркoвь стрeмилaсь привeсти прaктику в сooтвeтствиe с этим нaзвaниeм. И сeгoдня в кaтoличeскoй цeркви Вeликий пoст всe-тaки длится рoвнo сoрoк днeй — прoстo с дрeвнeйшиx врeмeн и дo сиx пoр вoскрeсeнья нe являются пoстными днями в стрoгoм смыслe слoвa», — пoяснил свящeнник Кирилл Гoрбунoв.

Вoскрeсныe дни кaтoличeскoй Чeтырeдeсятницы прирaвнивaются пo свoeй знaчимoсти к вeликим прaздникaм и пoсвящeны вoспoминaнию o вaжнeйшиx сoбытияx зeмнoй жизни Иисусa Xристa: сoрoкaднeвнoм прeбывaнии в пустынe, прeoбрaжeнии, бeсeдe с сaмaрянкoй, исцeлeнии слeпoрoждeннoгo и вoскрeшeнии Лaзaря.

Свящeннoe Тридeнствиe

Зaвeршaeтся Чeтырeдeсятницa у кaтoликoв тaк нaзывaeмым Свящeнным Пaсxaльным Тридeнствиeм — с вeчeрa Вeликoгo (Стрaстнoгo) чeтвeргa до Пасхи. Это уникальное литургическое последование, во время которого верующие как бы сами становятся участниками смерти и воскресения Христа.

«Страстной четверг — это воспоминание о Тайной Вечере и установлении таинства Евхаристии. Тогда Христос, омыв ноги ученикам, показал им на своем примере, как жить этим таинством, и этот обряд сегодня совершается в Великий четверг во всех католических храмах: епископ или священник омывает ноги 12-ти прихожанам.

В Страстную пятницу мы вспоминаем смерть Спасителя. В католической церкви это единственный день в году, когда не служится месса, причащаются только заранее освященными дарами, алтарь обнажен и открыта пустая дарохранительница — то есть зримо показывается отсутствие Бога среди людей.

Страстная суббота — день скорби и покоя, день отдохновения Бога от трудов, когда Христос покоится во горбе.

И, конечно, вершина Триденствия и всего церковного года — «матерь всех бдений», Великая Пасхальная ночь», — говорит католический священнослужитель.

Еще одна особенность Великого поста в латинской традиции — богослужение Крестного пути, когда верующие идут по храму процессией, как бы молитвенно сопровождая Спасителя в Его пути на Голгофу.

И что еще важно: в католической церкви перед началом Четыредесятницы каждый верующий дает себе некоторое «постановление». Этот «подвиг», который он принимает на себя, может касаться как ограничений в пище, так и отказа от развлечений, удобств, всего привычного комфорта. И конечно, все католики, начиная с 14 лет, обязаны воздерживаться от мясных блюд по пятницам, а с момента достижения совершеннолетия и до 60 лет — соблюдать строгий пост в Пепельную среду и Страстную пятницу. Во все остальные дни католическая церковь не накладывает ограничений на еду.

Пост, молитва, милостыня

«Когда мы говорим слово «пост», мы подчеркиваем лишь один из аспектов этого времени, причем, не всегда самый важный. Потому что существенной составной частью этого периода является не только, и даже не столько воздержание от пищи, но и молитва и милостыня. Великий пост — это не просто гастрономическое упражнение силы воли. Это добровольный отказ от каких-либо благ вообще — для того, чтобы разделить эти блага с другими людьми, теми, кто в них нуждается. И этот аспект Великого поста —добровольный отказ от благ ради восстановления справедливости — Церковь очень подчеркивает, особенно в последние десятилетия, когда весь мир охватило безразличие», — отметил Кирилл Горбунов.

«Пост — то самое время, когда мы просим Бога преодолеть это безразличие как по отношении к Нему, так и по отношению к нашим ближним, и, в каком-то смысле, по отношению к своей собственной судьбе и вечной жизни», — добавил он.

Конечно, российские католики, которые «живут в пространстве русской христианской культуры», кое-что позаимствовали и у православных. В частности, многие не только в отдельные дни, но и весь Великий пост ограничивают себя в еде, особенно мясной. Кроме того, в латинском церковном календаре появилось Прощеное воскресенье, хотя пост им и не начинается.

Православное вхождение в пост

Православные, в отличие от католиков, начинают подготовку к Великому посту загодя: в византийской традиции «Церковь смотрит на человека, как на существо духовно-телесное», и чтобы подготовить душу и тело к строгому посту, обязательному в православии, вхождение в Четыредесятницу занимает несколько недель, поясняет профессор Московской духовной академии и семинарии, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов.

«Эти подготовительные недели содержат несколько воскресных воспоминаний — о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде и изгнании Адама из рая (Прощеное воскресение): для того чтобы связать с постом некоторое внутреннее целеполагание, не только ограничение в еде, тех или иных развлечениях и отвлечениях, но и поставить нравственную, духовно-аскетическую цель, которую человек с помощью Божией постарался бы достигнуть во время святой Четыредесятницы», — отметил он.

И хотя подготовка к посту — еще не пост, с точки зрения «пищевого устава», эти недели тоже имеют свои особенности.

«Если первая из них, начиная с Воскресенья о мытаре и фарисее, является «сплошной», то есть пост отменяется даже в среду и пятницу, то вслед за Воскресеньем о блудным сыне идет неделя обычная, то есть с постом в среду и пятницу. А неделя о Страшном суде, более знакомая нам как масленица или сырная неделя, — уже, по сути, полу-постная, когда запрещено есть мясо, от которого православные, соблюдающие Великий пост, воздерживаются не семь недель — с начала поста до Пасхи — а восемь», — продолжает Максим Козлов.

Два этапа Четыредесятницы

В этом году Великий пост у православных начнется 14 марта — с Чистого понедельника — и продлится до 30 апреля, а это не 40, а 49 дней. Впрочем, православная Четыредесятница, всегда проходит как бы в два этапа.

«В православной традиции, собственно Великим постом называются дни от Чистого понедельника, до пятницы, предшествующей воспоминанию Воскрешения Лазаря, когда на богослужении уже поют: «душеполезную совершившие (окончившие — ред.) Четыредесятницу». А последующие дни — Воскрешение Лазаря (Лазарева суббота), Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) и Страстная седмица — с точки зрения их содержания воспринимаются совершенно особенно: здесь личные аскетические усилия и память о собственных грехах должны уйти на второй план, растворится в воспоминаниях о том, что в этот период некогда происходило с нашим Спасителем. В эти девять дней христианин призывается день за днем, а в иных случаях час за часом прожить вместе с Ним, Божией Матерью и апостолами всю Страстную седмицу и предваряющие ее два праздничных дня», — поясняет богослов.

Не случайно все дни этой недели называются Великими.

В Великий четверг православные, как и католики, вспоминают Тайную Вечерю и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии. Но обряд «умовения ног» совершается только в кафедральных соборах (где архиерей омывает ноги 12 священникам) и в некоторых монастырях. И в этот же день предстоятели поместных церквей освящают свежесваренное миро (в древней Церкви накануне Пасхи в Великую субботу совершались таинства Крещения и Миропомазания оглашенных, поэтому освящение мира происходит на литургии Великого четверга, поскольку в Страстную пятницу литургия не совершается).

На утрени Великой пятницы, которая сейчас совершается вечером в четверг, читаются 12 отрывков из всех четырех Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя. Около восьми часов утра совершается особенное последование Царских (Великих) часов с чтением ветхозаветных пророчеств о Страстях Христовых. А около трех часов дня (в евангельский «девятый час» — время смерти Спасителя) из алтаря торжественно выносят Плащаницу, символизирующую снятое с креста тело Иисуса Христа.

Великая суббота у православных посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса во гробе и сошествии Его во ад, которое завершило Его искупительную миссию и явилось пределом умаления (кеносиса) Христа и одновременно началом Его славы.

Великая суббота — единственная постная суббота в году и одновременно канун Светлого Воскресения, и в ее богослужении слышатся и скорбные, и праздничные мотивы. На утрени (совершаемой накануне вечером) Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма, подносят к открытым Царским вратам и возвращают на середину храма. А на литургии читают 15 ветхозаветных пророчеств о страстях, смерти, воскресении Спасителя и о грядущей славе новозаветной Церкви. А после литургии совершается освящение пасхальных куличей — обычай унаследованный от древней Церкви, в которой после окончания субботней литургии молящиеся не расходились, ожидая пасхальную утреню в храме, и священники совершали благословение хлебов и раздавали их верующим для подкрепления.

Пассии

Одним из особых богослужений православного Великого поста — кстати, заимствованным, из латинского обряда — является чин пассии, во время которого читаются отрывки из Евангелия, повествующие о страданиях Христа.

Слово «пассия» происходит от латинского passio («страдание» или «страсть»). Пассиями издревле называли особые службы, составленные из песнопений Страстной седмицы и чтения отрывков их евангельских повествований о страданиях Спасителя.

В Русской церкви пассии появились в XVII веке на юго-западе: в 1702 году этот чин впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Сегодня в богослужебной практике РПЦ пассии принято совершать по вечерам в четыре воскресенья (2-е, 3-е, 4-е и 5-е) Великого поста.

Поминовение усопших

Еще одна особенность православной Четыредесятницы — сугубая молитва об усопших. В принципе, поясняет Максим Козлов, в византийской традиции каждая суббота года посвящена памяти умерших. Но Великим постом это поминовение «более акцентировано».

«Одна из этих суббот — перед мясопустным воскресеньем (началом масленицы) — называется Вселенской родительской, на ней мы поминаем всех «от века почивших православных христиан». Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста также посвящены поминовению усопших. Скорее всего, это связано с тем, что в это время литургии (на которых поминают и живых, и усопших — ред.) служатся только в субботние и воскресные дни, а в среду и пятницу совершаются так называемые литургии Преждеосвященных даров (на них верующих причащают Святыми Дарами, освященными на предыдущей литургии — ред.), и бескровная жертва за живых и усопших не приносится. Воскресный же день, в логике церковного Устава, вообще не является днем молитвы за усопших. Поэтому, естественно, выделяются субботние дни, на которых это поминовение и сосредотачивается», — поясняет православный священнослужитель.

И только 5-я суббота Великого поста выпадает из этой череды поминальных дней — в этот день, который называют еще Субботой акафиста (торжественного хвалебного песнопения — ред.) или Похвалой Богородицы, совершается праздничное богослужение, посвященное прославлению Божией Матери.

Торжество Православия

В первое воскресенье Великого поста православные отмечают праздник Торжества Православия — в воспоминание Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи.

Особый чин праздника сложился к XI веку, тогда же он был введен и в России. Во время службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями и утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Особое место занимает и чин анафематствования тех, кто, по мнению Церкви, совершил тяжкие прегрешения перед православием.

Нет ничего необычного в том, что Торжество Православия приходится именно на Великий пост, продолжает профессор Московской духовной академии.

«Если мы вспомним, как понимали пост в первом тысячелетии существования христианской Церкви, то литургия — это всегда праздник, всегда некоторое освобождение и уменьшение поста. Она как бы отменяет или, как минимум, смягчает его, что, кстати, сохраняется и в нашем богослужебном Уставе: будние дни Четыредесятницы являются более строгими с точки зрения «пищевого устава», чем субботние и воскресные», — поясняет Максим Козлов.

Великопостное путешествие

«Длинная дорога до Пасхи», помимо Торжества Православия включает и другие праздники — преимущественно это воспоминание о тех или иных святых. Среди них — святитель Григорий Палама (2-е воскресенье Великого поста), преподобный Иоанн Лествичник (4-е воскресенье Великого поста), преподобная Мария Египетская (5-е воскресенье Великого поста). Третье воскресенье особое — Крестопоклонное, когда из церковного алтаря в центр храма выносится для поклонения распятие, чтобы напомнить о страданиях и смерти Спасителя и воодушевить и укрепить постящихся к продолжению поста.

«Память о тех или иных святых вошла в канон святой Четыредесятницы не сразу, и история их связи с конкретными воскресеньями не однозначна. Например, день памяти святителя Григория Паламы не мог появиться в богослужебном Уставе раньше XIV века, в котором он жил. А Торжество Православия вообще имеет самостоятельный смысл. Однако постепенно все они были объединены в общее шествие по Великому посту, и сегодня образ каждого святого, который в эти дни вспоминается, уже воспринимается как логическая смысловая часть этого единого целого. Например, покаяние Марии Египетской и «Лествица» (аскетическое сочинение Иоанна Лествичника, описывающее ступени добродетелей, по которым христианин должен восходить к духовному совершенству — ред.) — это две стороны постного делания: раскаяние в грехах и аскетическое усилие. А память Григория Паламы — это видение цели христианской жизни как стяжания Духа Святого, которое напоминает о подлинной цели поста, а не об относительном улучшении качества собственной земной жизни», — заключил протоиерей Максим Козлов.