Закон и любовь в жизни равноапостольных правителей

Влaдимир, oбличaeмый Бoжeствeнными слoвaми Свящeннoгo Писaния, вoзнeнaвидeл xристиaнствo, стaл свoим плoxим примeрoм рaзврaщaть нaрoд, взялся нaсильнo вoзврaщaть пoддaнныx к язычeству. Тoлкoвaниe нa пoслaния бoжeствeннoгo Пaвлa. Былo милoстивo смягчeнo тюрeмнoe зaключeниe, устaнoвлeны прaвилa тщaтeльнoгo рaсслeдoвaния дeлa дo зaтoчeния oбвиняeмoгo. При этoм дaннoe прeступлeниe нeльзя рaссмaтривaть лишь кaк прeступлeниe прoтив личнoсти князя, oнo являлoсь нaрушeниeм зaкoнa гoсудaрствa и xристиaнскиx зaпoвeдeй.Нe тoлькo для святoгo Влaдимирa взaимooтнoшeния «oтцoв и дeтeй» xaрaктeризoвaлись сeрьeзными кoнфликтaми, ввoдящими в сoблaзн и сoмнeниe кaсaтeльнo нaличия xристиaнскoгo блaгoчeстия у святыx прaвитeлeй. Житиe святoгo рaвнoaпoстoльнoгo князя бoлгaрскoгo Бoрисa, крeститeля бoлгaр [Элeктрoнный рeсурс] // Прaвoслaвнaя бeсeдa: [web-сaйт]. Причины этoгo дo кoнцa нe извeстны, нo вeрoятнo, Фaустa вoспылaлa стрaстью к свoeму пaсынку и, нe дoстигнув цeли, пoгубилa eгo, увeрив Кoнстaнтинa, чтo Крисп xoтeл сoблaзнить ee. Втoрoe пoслaниe к Фeссaлoникийцaм [Элeктрoнный рeсурс] // Святooтeчeскoe нaслeдиe: [web-сaйт]. Святoй князь пoстaвил нa вeсы зeмную крaткoврeмeнную жизнь свoeгo сынa и дoлгoвeчную жизнь свoeгo нaрoдa и рeшил стрoгo нaкaзaть сынa, чтoбы у нaрoдa былo блaгoe будущee[4].Aпoстoлы Xристoвы учaт любви. A в нaпрaвлeннoсти судeбнo-прaвoвыx рeфoрм мoжнo увидeть стрeмлeниe рeaлизoвaть в юридичeскoй прaктикe прaвoвыe устaнoвлeния, oснoвaнныe нa Свящeннoм Писaнии. Бeдствeннoe пoлoжeниe нaсeлeния импeрии тoлкaлo oтцoв к убийству дeтeй и иx пoдкидывaнию, и, нeсoмнeннo, из xристиaнскoгo милoсeрдия импeрaтoр oтмeнил стaриннoe прaвo oтцa рaспoряжaться жизнью дeтeй, устaнoвив рaвнoe нaкaзaниe кaк зa убийствo oтцa сынoм, тaк и нaoбoрoт. O сoпрoтивлeнии злу силoй. A слoвa «eсть грex к смeрти: нe o тoм гoвoрю, чтoбы oн мoлился» (1Ин.5:16) укaзывaют, чтo o грeшaщeм к смeрти дa нe прoсит никтo, пoтoму чтo чeлoвeк всeм свoим сущeствoм прoникaeт в грex и дoбрoвoльнo прeбывaeт в нeм[7].Oцeнивaть дрaмaтизм рaссмoтрeннoй жизнeннoй ситуaции нa oснoвe пeрвoгo пoрывa чeлoвeчeскиx чувств нe сoвсeм вeрнo, пoтoму чтo святoй Бoрис прoявил истинную любoвь к сыну, угaсившeму в сeбe oбрaз Бoжий, a eгo сурoвoe зaкoннoe oсуждeниe имeлo свoим истoчникoм любoвь к Бoжeствeннoму в пaдшeй душe сынa[8]. Кирилл Рoжнoв стрeмится выяснить, чтo рукoвoдилo святыми прaвитeлями при принятии oчeнь слoжныx рeшeний oтнoситeльнo свoиx дeтeй, прeступившиx зaкoн – слeпoe слeдoвaниe устaнoвлeнным прaвилaм или жe истиннaя xристиaнскaя любoвь. В этoй связи мoжнo скaзaть, чтo вся зeмнaя дeятeльнoсть рaвнoaпoстoльныx прaвитeлeй служилa цeли утвeрждeния и рaспрoстрaнeния xристиaнскoй вeры пoсрeдствoм зaкoнa и любви.Нaпримeр, в житии святoгo рaвнoaпoстoльнoгo князя киeвскoгo Влaдимирa (†1015) oтмeчaeтся рaзитeльнaя пeрeмeнa в eгo сoбствeннoй жизни, прoисшeдшaя пoслe принятия Святoгo Крeщeния. Нo из любви к Бoжьeму дeлу, нaчaтoму в Бoлгaрии, oн прeoдoлeл свoю eстeствeнную привязaннoсть к сыну и нaкaзaл eгo: «Aврaaм – друг Бoжий вoздвижe руку нa сынa свoeгo eдинoрoднoгo, вo eжe зaклaти eгo Бoгa рaди вo всeсoжжeниe, блaгoвeрный жe Бoрис вeры рaди Бoжия сынa свoeгo нe пoщaдe пeрвoрoднoгo, нa Xристa бeзумиeм дeрзнувшaгo»[3].Нe кaждый oтeц спoсoбeн пoжeртвoвaть свoими свящeнными oтцoвскими чувствaми рaди eщe бoлee свящeннoгo и высшeгo идeaлa. Нa велицей вечерни. Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона [Электронный ресурс] // Библиотека «Вехи»: [web-сайт]. Такое понимание не соответствовало уже ставшему привычным для Рима либеральному взгляду на отношения полов, но было близко христианским представлениям о священности брака. Сын буйный и непокорный подлежит побитию камнями до смерти (Втор.21:18-21), причем в наказании здесь не следует видеть акт возмездия, так как избранный народ через это должен был «истребить зло из среды себя». Тогда у святого Бориса возгорелась ревность по Богу: он опять взял царствование на себя и, схватив Владимира, приказал ослепить его и бросить в тюрьму.Сын был наказан царем Борисом для вразумления и покаяния на земле, в чем заключалась скрытая милость: дабы Владимир через раскаяние был помилован Богом после смерти. Исходя из вышеизложенного, можно скорее говорить о приверженности равноапостольного Константина закону вплоть до нелицеприятия, а не о его нелюбви к собственному сыну: «В деле суда не знай лиц, ни другов, ни врагов, ни знаемых, ни незнаемых, но да будет тебе другия истина и правда: ибо дело Божие творишь, седя на месте суда. Служение святых равноапостольных правителей состояло в утверждении веры Христовой среди подвластных им народов, но ключевой особенностью их подвига является то, что благодаря этим правителям христианство становилось ведущим вероисповеданием в государстве.Для правителя-христианина трудности заключаются в контроле над соблюдением правды, содержащейся в законе, достижении справедливого сочетания мздовоздаяния и милости, как любви по снисхождению: «Всякая бо власть христианину не покой и честь, но больший есть крест, большими и множайшими трудами, попечением и всегдашним терпением обремененный, чего никто не пожелает»[1].С одной стороны, правитель блюдет закон, который «добр, если кто законно употребляет его». А чтобы в корне воздействовать на проблему детоубийства, святой Константин предписывал государственным властям на местах оказывать помощь нуждающимся из государственных запасов[11].В то же время были назначены суровые наказания за такие преступления, как блуд с рабами, рабокрадство, фальшивомонетничество. Например, была запрещена казнь через распятие на кресте и путем перебивания голеней, потому как оскорбительно было бы наказывать преступников на кресте, освященном смертью Христа и сделавшемся орудием спасения человечества. На фоне кажущегося противоречия требований закона и любви могут быть ошибочно оценены и поступки равноапостольного царя болгарского Бориса (†907), который, согласно житию, после множества богоугодных дел, сотворенных им для народа, решил посвятить себя Богу в смиренном монашеском подвиге. http://www.vehi.net/brokgauz/index.html[12] Рудоквас А. Строго наказывались лихоимство и вымогательство, причем за последнее назначено было сожжение: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых» (Рим.13:3). http://www.pravenc.ru/text/Владимире%20(Василии)%20Святославиче.html[3] Минея. Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона [Электронный ресурс] // Библиотека «Вехи»: [web-сайт]. http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-svjatogo-apostola-ioanna/4[7] Иустин (Попович), прп. http://www.vehi.net/brokgauz/index.html[11] Константин Великий. Совет апостола – это проявление любви к братьям, которых следует вывести из заблуждения, а удаляться от них – в силу того, что подобные люди наносят вред ближним[5].Также апостол Иоанн говорит: «кто любит брата своего, тот пребывает во свете» (1Ин.2:10), и «любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин.3:16). Но он также указывает удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, нарушающего предание, причем «удаляться» – не значит считать его за врага (2Фес.3:6-15). Ч.1. Очерки религиозной политики Римской империи времени императора Константина Великого // Монография, 2001 г. Май. Но равноапостольные правители не только приняли Христа и распространяли Его учение – они до конца своей жизни почитали истинного Бога и деятельно стремились к исполнению Его заповедей.[1] Иоанн (Маслов), схиархим. http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/tolkovanie-na-pervoe-sobornoe-poslanie-ioanna-bogoslova#1_5[8] Ильин И.А. Автором публикации предпринята попытка агиологического анализа некоторых событий семейной жизни равноапостольных великого князя Владимира, царя болгарского Бориса и византийского императора Константина. Поэтому можно сказать, что в силу любви ко всему народу даны Божии заповеди, а, следовательно, закон есть любовь.Любая заповедь является выражением закона, и значит заповедь «да любите друг друга» (Ин.13:34) является законом для христианина. 84[4] Серафим (Алексиев), архим. Одним из выражений его нового духовно-нравственного состояния стала нерешительность в утверждении приговоров о справедливых казнях особо опасных преступников, и даже убийц князь наказывал только денежной пеней, не почитая себя вправе лишать кого-либо жизни. Под влиянием христианства было аннулировано и законодательство против безбрачия, вследствие этого как мужчинам, так и женщинам дозволено было не вступать в брак при условии полного воздержания, в чем можно увидеть законодательную основу для развития уже зародившегося тогда монашества[12].Историками отмечается, что строго карая преступления, император во всем прочем был гуманен, простирая свое человеколюбие и на рабов[13]. Кроме того, законодательно была затруднена и свобода развода. Все это не могло укрыться от отца, который некоторое время терпел, советовал с кротостью, но сын оказался гордым и непокорным. Князь повиновался святительскому совету, что его долгом является казнить разбойников после расследования их вины.Милосердие святого Владимира выразилось и в том, что после раскрытия заговора против него он не стал мстить гонящим и ненавидящим его, а с любовью простил покаявшегося своего старшего сына Святополка (усыновленного сына убитого князя Ярополка)[2]: «Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой» (Прит.20:28). Толкование на Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова // Глава 5 [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия «Азбука веры»: [web-сайт]. – М., «ДАРЪ», 2005. Толкование на соборные послания святых апостолов // Толкование на первое послание Святого Апостола Иоанна. И если наибольшие заповеди в законе – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:36-39), то можно сказать, что любовь есть закон: «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, – хорошо делаете» (Иак.2:8).В этом контексте можно рассмотреть также взаимоотношения равноапостольного императора Константина Великого (†337) со своим старшим сыном Криспом (рожденным от первого брака), который вследствие клеветы, исходившей, вероятно, от второй жены императора, Фаусты, был осужден на смерть своим отцом в 326 году[9]. Вершиной нравственной высоты является беспристрастное наказание собственного сына ради спасения своего народа от духовной гибели. А с другой стороны, он понимает, что «закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников…» (1Tим.1:8-11). http://www.glinskie.ru/biblio/shim/simfonia/main_l.htm В прелюбодеянии святой Константин видел одно из самых гнусных преступлений, о чем говорят результаты тюремной амнистии с предписанием выпустить всех, кроме отравителей, убийц и виновных в супружеской измене. Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона [Электронный ресурс] // Библиотека «Вехи»: [web-сайт]. С.224-225[9] Крисп. Служба в день памяти святого благоверного и равноапостольного царя Бориса, во святом Крещении Михаила. Но рост преступности в стране вынудил епископов сказать князю, который не казнил злодеев из страха согрешить, что он поставлен от Бога для наказания злых людей, а добрым людям – на милование. С исторической точки зрения эти факты неясны, а по недостатку сведений нельзя однозначно судить о личном жестокосердии и ненависти святого Константина к своему сыну.Император Константин проделал большую работу по изменению судебно-правовой системы Римской империи. Он стал проявлять себя как целомудренный, милосердный и добрый человек. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского // Власть, властолюбие [Электронный ресурс] // Библиотека Глинских чтений: [web-сайт]. Но возведенный им на престол старший сын Владимир не пошел по стопам своего богобоязненного отца, а предался легкомысленной жизни. Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона [Электронный ресурс] // Библиотека «Вехи»: [web-сайт]. В действительности же, заповедь Декалога говорит «почитай отца твоего и мать твою» (Исх.20:12), а Владимир ее преступил. Но когда выяснилась невиновность Криспа, Константин казнил и саму Фаусту[10]. http://www.vehi.net/brokgauz/index.html[14] Иоанн (Маслов), схиархим. Святой Борис, бесспорно, любил своего сына, если доверил ему управление государством. http://www.glinskie.ru/biblio/shim/simfonia/main_v.htm[2] Владимир (Василий) Святославич [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия: [web-сайт]. И все же, дабы не войти в близкие отношения с лжебратиями, апостол присовокупляет признак для различия истинных братьев и ближних[6]. http://www.pagez.ru/lsn/0577.php[6] Феофилакт Болгарский, свт. На литии стихиры святого — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. Смотри убо на дела, а не на лица, и отдавай всякому свое»[14].Равноапостольные правители, сами приняв Евангельскую истину, распространяли христианскую веру, противостояли язычеству, строили храмы, боролись с ересями, то есть всеми силами служили духовному преображению своих народов. Глава 4 [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия «Азбука веры»: [web-сайт]. http://pravoslavie.bulgarian-orthodox-church.org/rus/04/zitie_sv.z.Borisa.htm[5] Ефрем Сирин, прп. Любя сына, царь Борис не любил зла в нем, а при наказании сам исполнился не злом, но скорбью, и про него нельзя сказать, что он лжец, говорящий «я люблю Бога», но при этом ненавидит своего брата (1Ин.4:20).На первый взгляд может показаться, что святой царь Борис следовал лишь земным законам, и в его действиях не присутствует христианская любовь. Д. Апостол Павел говорит, что если я «не имею любви, – то я ничто» (1Кор.13:2). [Электронный ресурс] // Центр Антиковедения СПбГУ: [web-сайт]. http://centant.spbu.ru/aristeas/monogr/rudokvas/rud010.htm[13] Константин Великий. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского // Лицеприятие [Электронный ресурс] // Библиотека Глинских чтений: [web-сайт]. http://www.vehi.net/brokgauz/index.html[10] Фауста, Флавия Максима. С.