Западная Украина на рубеже 20-40-х…

Статьи, обзоры

Западная Украина на рубеже 20-40-х годов прошлого века… Как развивалась христианская поэзия в это время?


Коренное украинское население очень набожно. Во всяком случает на рубеже двадцатых – сороковых годов двадцатого века это явление было отлично отражено в произведениях многих поэтов и писателей Украины. При этом украинская литература всегда имела два направления. Одно направление поэтических произведений предназначалось для нужд богослужения в церквях и монастырях. Второе направление имело светское происхождение, но она всегда была пронизана христианскими идеями и моралью. Хотя в создании светской поэзии принимали участие не только светские, но богословские поэты. Исторически сложилось так, что между католическими и православными концессиями расхождения всё больше углублялись и в 1596 году они привели к очень глубокой коллизии, отразившейся в Брестской унии. Это нашло отражение и богословской поэзии и вызывало много полемики у поэтических критиков.

Создавать и подвергать христианскую литературу в советский период развития страны практически прекратили в силу проведения политики атеизма в стране. Но, как только эта политика в девяносто первом году прекратилась, духовенство Украины предоставило общественности свои труды, которые в тот период времени никому кроме священнослужителей не были доступны.

В связи с этим стали появляться в стране новые работы, доклады и исследования, направленные на осмысление и на принятие христианской поэзии, создававшейся в монастырях и храмах в самый тяжёлый для христианства период времени – Двадцатые – сороковые годы ХХ века. Помимо украинских молитв здесь много места занимает поэтика, которая представлена литературным обществом «Логос» из города Львова. Именно этот город был в то время основой католической христианской литературы того не простого времени. Сегодня большая часть этих творений пока не изучена, вот почему молодые исследователи берут эти материалы для создания своих работ и учёных докладов.

При чём интерес представляют не только поэтические и литературные произведения, но и их критика, написанная в этот же период времени. Часто критика выдавалась в иронической форме, выраженной в виде молнии подобных фельетонов, хотя есть и много объективных и объёмных критических статей. Примером такого труда может служить труд Т. Коструба. Здесь очень подробно представлена история всей христианской поэзии выраженной в католическом ракурсе литературы того времени. Важно, что труд был написан до начала Второй мировой войны и очень подробно разбирает творчество каждого из литераторов, входящих в круг львовского объединения «Логос». При чём все их произведения рассматриваются критиком, как с точки зрения исторической и культурной ценности.