Борода: чтобы защитить меньшинства в Сирии, нужно закончить войну

O вaжнoсти мeжрeлигиoзнoгo диaлoгa для прoтивoстoяния тeррoризму, o вoзмoжнoсти встрeчи лидeрoв ФEOР с пaпoй римским Фрaнцискoм, o ситуaции нa Ближнeм Вoстoкe и мигрaнтax в Eврoпe, a тaкжe o нoвыx мoлoдeжныx инициaтивax рoссийскиx eврeйскиx oбщин в интeрвью РИA Нoвoсти рaсскaзaл прeзидeнт Фeдeрaции eврeйскиx oбщин Рoссии рaввин Aлeксaндр Бoрoдa.© Фoтo: фoтo прeдoстaвлeнo прeсс-службoй ФEOР

В чeтвeрг Влaдимир Путин в Eкaтeрининскoм зaлe Крeмля вручил прeзидeнту Фeдeрaции eврeйскиx oбщин Рoссии (ФEOР) рaввину Aлeксaндру Бoрoдe oрдeн Дружбы зa «дoстигнутыe трудoвыe успexи, aктивную oбщeствeнную дeятeльнoсть и мнoгoлeтнюю дoбрoсoвeстную рaбoту». Нaгрaждeнный рaсскaзaл РИA Нoвoсти o вaжнoсти мeжрeлигиoзнoгo диaлoгa для прoтивoстoяния тeррoризму, o вoзмoжнoсти встрeчи лидeрoв ФEOР с пaпoй римским Фрaнцискoм, o ситуaции нa Ближнeм Вoстoкe и мигрaнтax в Eврoпe, a тaкжe o нoвыx мoлoдeжныx инициaтивax рoссийскиx eврeйскиx oбщин. Бeсeдoвaл Виктoр Xруль.

— Aлeксaндр Мoисeeвич, пoздрaвляeм вaс с нaгрaждeниeм oрдeнoм Дружбы. Имeннo o дружбe и будут глaвным oбрaзoм нaши вoпрoсы. Встрeчa пaпы Фрaнцискa и пaтриaрxa Кириллa в Гaвaнe пoкaзaлa вaжнoсть диaлoгa дуxoвныx лидeрoв вo имя мирнoгo урeгулирoвaния кризисoв. Пoслe нeдaвнeгo пoсeщeния пoнтификoм римскoй синaгoги вoзмoжнa ли встрeчa с ним рукoвoдствa ФEOР? Eсли дa, тo кoгдa oнa мoглa бы сoстoяться и кaкoв был бы круг oбсуждaeмыx вoпрoсoв?

— В ближaйшee врeмя встрeчa с пoнтификoм нe плaнируeтся, нo eсли ee и oргaнизoвывaть, тo тoлькo нa нeйтрaльнoй тeрритoрии, вeдь пo рeлигиoзным сooбрaжeниям мы нe мoжeм пoсeтить Вaтикaн — eврeям зaпрeщeнo пoсeщaть культoвыe мeстa иныx рeлигий. Бeзуслoвнo, тaкaя встрeчa будeт пoлeзнa, нo, к сoжaлeнию, стoит признaть, чтo oнa нe oкaжeт кaрдинaльнoгo влияния ни нa пoлитичeскую, ни нa гумaнитaрную ситуaцию в мирe.

Oчeнь вaжнo, чтo нeдaвнo, в янвaрe, пaпa римский пoсeтил глaвную синaгoгу Римa. Этo, бeзуслoвнo, слeдуeт рaсцeнивaть кaк глубoкую и oчeнь пoзитивную пeрeмeну в oтнoшeнияx мeжду иудeями и кaтoликaми в пoслeдниe дeсятилeтия. Нaчaл этoт прoцeсс пaпa Иoaнн Пaвeл II, и мы искрeннe рaды, чтo eгo пoчин прoдoлжeн нынeшним главой католической церкви.

Потенциальными темами диалога в первую очередь могли бы стать укрепление морали и нравственности в мире, общий призыв к миру и прекращению насилия. Но скажем честно: встреча с понтификом важна, но совершенно недостаточна для того, чтобы наступили серьезные перемены к лучшему в этих вопросах. Здесь необходимо услышать голос идеологов мусульманского мира, религиозных деятелей-мусульман самого высокого уровня. И их голос сейчас даже в чем-то важнее, чем голос духовных лидеров христианства и иудаизма.

— Католики по просьбе раввинов недавно изменили текст молитвы об иудеях, которая читается в страстную пятницу. Как вы оцениваете эти изменения?

— Очень позитивно. То, что из текста молитв в 2008 году исключили идею о «слепоте» евреев и призыв к тому, чтобы «Господь наш Бог снял пелену с их сердца», сам факт того, что текст был изменен, говорит о положительном прогрессивном движении внутри католицизма, о правильном пересмотре сложившихся канонов, которые действительно уже давно стоило пересмотреть.

А в декабре 2015 года произошло просто эпохальное событие в иудео-христианском диалоге: новый документ Папской комиссии по религиозным связям с иудаизмом гласит о том, что католики воздерживаются от всякой активной попытки обращения евреев и миссионерства среди них. Католическая церковь теперь не предусматривает никакой институциональной миссии, обращенной к евреям.
Это, без всякого сомнения, прорыв, и отношения, которые будут строиться на основе взаимоуважения и признания самостоятельного значения и ценности иудаизма, действительно можно теперь назвать братскими и партнерскими. Уверен, что будет сделано еще немало для улучшения межрелигиозного диалога между христианством и иудаизмом, но и уже внесенные изменения — очень большой шаг в укреплении взаимопонимания между католиками и иудеями.

— Как развивается ФЕОР? Где вы планируете открыть новые общинные центры?

— ФЕОР развивается по разным направлениям: мы и запускаем новые программы внутри общинной деятельности, и открываем новые общинные центры и синагоги.

Мы планируем строительство синагог в Сочи и Калининграде, в Рязани в ближайшее время планируется открытие нового общинного центра. Также в России еще есть города с еврейским населением, где нет ни синагоги, ни общинного центра, или же есть только общинный центр или синагога, и мы рассматриваем возможность развития еврейской жизни и создание более качественной ее инфраструктуры в этих городах.

— Кто занимается программами для молодежи в столице и других местах? Какие из них вы считаете наиболее успешными?

— При ФЕОР как раз в начале этого года было усилено направление развития молодежных программ. Под кураторством наших специалистов по работе с молодежью и руководством общины будут активизированы различные молодежные проекты во всех общинах России, и мы также займемся подготовкой преподавателей и лидеров для наших молодежных еврейских проектов.

Одной из самых популярных таких программ является Eurostars для девушек и юношей 18–29 лет, студенты которой по итогам учебного года едут в путешествие по еврейским местам Европы. В прошлом году они ездили в Польшу, Германию и Францию. Существует еще аналогичный проект Enerjew для школьников (13–18 лет), ведет работу колель (система лекториев и занятий для женатых мужчин с целью углубленного изучения Торы – ред.) и многие другие программы.

В начале 2015 года в центре Москвы заработала новая еврейская школа для девочек. В этом учебном году в школе будут проходить обучение 200 учениц в возрасте от 5 до 17 лет. В программу преподавания входят общеобразовательные предметы, а также иврит, еврейская история и религия.

В целом мы пытаемся сейчас увеличивать численность участников наших молодежных образовательных программ и их качество и уже слышим положительные отзывы от юношей и девушек.

— Есть ли новые инициативы у Еврейского музея и центра толерантности в Москве?

— Если говорить о предстоящих глобальных проектах Еврейского музея и центра толерантности, то с 8 апреля по 13 июня в музее будет проходить выставка «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев», где будут представлены произведения российских художников-авангардистов из музеев девятнадцати городов России. На выставке зрители смогут увидеть работы Марка Шагала, Казимира Малевича, Валентина Ходасевича и многих других.

С 30 марта по 22 мая у нас пройдет выставка нью-йоркской фотолиги (знаменитое объединение фотожурналистов США в середине XX века под названием Photo League — ред.), среди представителей которой было немало евреев.

— Ситуация на Ближнем Востоке вызывает все большую обеспокоенность в мировом сообществе. Папа и патриарх недавно выступили против геноцида христиан. Как, на ваш взгляд, можно защитить немусульманские религиозные общины в Сирии и в регионе в целом?

— К сожалению, думаю, что время уже упущено. Фактически все христианские жители бежали из Сирии и Ирака. Из примерно 2,5 миллиона проживающих в Сирии и Ираке христиан в обеих этих странах на сегодня осталось не более 100 тысяч. Массово бегут уцелевшие от геноцида езиды.

Регион погряз в насилии, этнических и религиозных чистках, и это трагедия вселенского масштаба. Единственный способ защитить религиозные меньшинства в Сирии и в Ираке — закончить войну и уничтожить весь этот винегрет из группировок радикальных исламистов разных мастей. Только тогда можно установить порядок в регионе, усилить охрану, возобновить работу государственных институтов.
Но это вопрос политической воли международного сообщества, религиозных и государственных лидеров мусульманских стран региона, граждан самой Сирии и Ирака. Эта воля появится только после глубокого осознания масштабов проблемы и объединения усилий на всех уровнях. Мы все, люди самых разных вероисповеданий, должны каждый день просить Бога о том, чтобы это время наступило как можно скорее.

— Какое решение миграционного кризиса в Европе, на ваш взгляд, было бы адекватным сложившемуся положению?

— Ответ на этот вопрос проистекает из ответа на предыдущий: надо закончить войну, а уже потом необходимо будет сообща решать гуманитарные проблемы в тех регионах Ближнего Востока, откуда бегут люди. Тогда количество мигрантов в Европе снизится. Далее можно начать думать о восстановлении и развитии инфраструктуры государств, пострадавших от конфликта, и целенаправленном возвращении в страны исхода тех беженцев, которые не смогут найти в Европе свое место.

А для оставшихся будет необходима постоянная работа специальных служб по интеграции мигрантов в европейскую цивилизацию. Необходимо привить приезжим те ценности, которыми всегда жила Европа. Если мигранты останутся жить в Европе с теми ценностями, с которыми они приехали, это неизбежно приведет к конфликту, к обострению социальной напряженности.

— Что, с вашей точки зрения, можно сделать для развития межрелигиозного диалога в России?

— Межрелигиозный диалог в России находится на очень высоком уровне, и он постоянно ведется, в том числе через Межрелигиозный совет России, через различные конференции и форумы, в которых принимают участие лидеры и представители традиционных религиозных общин нашей страны.

Что касается его развития, то, думаю, необходимо организовывать в дополнение к межрелигиозным конференциям и форумам больше совместных благотворительных проектов. Благотворительность и добрые дела очень сближают.

В целом мы все осознаем важность развития межнациональных и межрелигиозных отношений в стране и ценим наши теплые, добрососедские отношения. Сегодня, благодаря доброй воле руководства русской православной церкви и мусульманских структур, нам удается поддерживать дружеские отношения между общинами, сотрудничать и укреплять межрелигиозный диалог на благо граждан России.