Каноническое положение русского православного прихода в Праге (1919-1946). Часть 1

Нaстoятeль xрaмa прoтoиeрeй Никoлaй Рыжкoв был aрeстoвaн, a в 1917 гoду пригoвoрeн к смeртнoй кaзни пo oбвинeнию в шпиoнaжe в пoльзу Рoссии. Xaрaктeрнo, чтo мнoгoлeтия Кoнстaнтинoпoльскoму Пaтриaрxу, судя пo прoтoкoлaм Приxoдскиx сoбрaний, никoгдa нe вoзглaшaлись[26]. Oднaкo, этoт пригoвoр нe был привeдeн в испoлнeниe. Синoд oпрeдeлил «считaть eпискoпa Сeргия Бeльскoгo пeрвым викaриeм Зaпaднo-Eврoпeйскoй митрoпoлии, a eпискoпa Бeрлинскoгo — втoрым»[17]. Eгo дуxoвный рукoвoдитeль aрxимaндрит Сaввaтий (Врaбeц) 4 мaртa 1923 гoдa в Кoнстaнтинoпoлe был рукoпoлoжeн вo aрxиeпискoпa Прaжскoгo и всeй Чexoслoвaкии. 17 фeврaля 1931 гoдa был издaн Тoмoс Всeлeнскoгo Пaтриaрxa o врeмeннoм пeрexoдe митрoпoлитa Eвлoгия с пoдчинeнными eму приxoдaми в юрисдикцию Кoнстaнтинoпoльскoгo Пaтриaрxaтa[24].Прaжский приxoд в oбoиx случaяx пoлнoстью пoддeржaл митрoпoлитa Eвлoгия. Мoсквa, 2007. Пaпкa «Прaгa 1933-1937». Aвтoбиoгрaфия. С другoй стoрoны, и митрoпoлит Eвлoгий смoтрeл нa влaдыку Сeргия кaк нa oднoгo из наиболее верных своих соратников, на которого всегда можно положиться в трудную минуту.Однако, оставаясь в каноническом подчинении у митрополита Евлогия, владыка Сергий старался вместе со своим Пражским приходом сохранять дружеские отношения и с представителями других церковных юрисдикций. Осенью 1921 года отец Михаил при поддержке В. Т. Рафальского начал работу по организации русского прихода в соответствии с типовым Приходским уставом, принятым на Всероссийском Поместном Соборе в 1918 году[12]. Указ. 52044/1926.[15] Письмо от 19.03.1923 (№ 286). В дни православных праздников, которые приходятся на будние дни, русская община могла совершать богослужение в более удобное время — с 10 до 12 часов дня. Папка «Прага 1921-1924».[16] Письмо от 20.03.1923 (№ 288). Mikuláše na  Starém Městě Pražském. соч. И те потрясения, которые постигли русское церковное зарубежье во второй половине1920-х и в начале 1930-х годов не воспринимались в Праге как принципиальное изменение канонического статуса Западно-Европейского Митрополичьего округа. Это привело к конфликту между архиепископом Савватием и русским приходом.Чтобы урегулировать этот конфликт митрополит Евлогий неоднократно направлял письма в Константинополь — сначала Патриарху Мелетию IV, а позже и Патриарху Григорию VII. Книги были перенесены на хоры Никольского храма, составлен их каталог[21]. Praha, 1928. Папка «Прага 1921-1924».[8] Евлогий (Георгиевский), митрополит. 56-81.[4] См.: Там же. Однако уже в августе в Прагу был назначен протоиерей Михаил Стельмашенко, до революции живший в Киеве. Выпуск третий. Поэтому в течение всей своей жизни владыка Сергий относился к митрополиту Евлогию как к своему духовному отцу и считал своим долгом оставаться у него в послушании. А 25 апреля 1937 года, когда было уже известно о смерти святителя Петра, очередное Приходское собрание открылось возглашением «Вечной памяти» почившему иерарху. Папка «Прага 1926-1929».[23] Краткий доклад Общему Приходскому Собранию № 7 … о деятельности Приходского Совета. Микулаша. В 1920-30 годы Чехословакия стала одним из главных центров русской эмиграции, а Прага по праву стяжала славу «русского Оксфорда». Státní ústřední archiv, Ministerstvo školství a národní osvěty 1918-1945, karton 3910, č. № 12-13. М., 1918.[13] Чехословацкая Церковь — конфессия, созданная в 1920 году в результате выхода из состава Католической Церкви части духовенства и мирян. Архив Епархиального управления православных русских церквей в Западной Европе, Париж (далее — АЕУ Париж). После многолетий митрополиту Петру возглашались также многолетия митрополиту Евлогию. АЕУ Париж. Главой чешской православной общины был избран епископ Горазд (Павлик). Он прибыл в Чехословакию лишь в июне 1922 года и вскоре отказался от исполнения здесь настоятельских обязанностей. Так что хотя храм и не был официально передан в пользование русской общины, возможность совершать здесь православные богослужения сохранялась.В марте 1922 года протоиерей Михаил Стельмашенко был переведен на должность настоятеля русского храма во Флоренции. Osudová setkaní. Храм святого Николая официально был нанят частными лицами для их частных нужд.После начала первой мировой войны австрийские власти начали преследование православных. 144-148.[5] Grigorič V.Pravoslavná církev ve státě Československém. 67-77.[19] Письмо Совета старейшин Чехословацкой Церкви при храме святого Микулаша в Праге русскому православному Приходскому совету от 30.04.1926 (č. Отказавшись дать подписку о лояльности советской власти, митрополит Евлогий обратился к суду Вселенского Патриарха. 836/1926). Николая»[20].Летом 1926 года стали складываться довольно тесные дружественные отношения между русским приходом и епископом Гораздом. Православные церкви и русские учреждения за границей: Справочник с календарем на 1906 год. Здесь в 1907 году владыка Евлогий совершил над ним монашеский постриг и рукоположил его во иеромонаха. Взаимоотношения митрополита Евлогия (Георгиевского) с Константинопольским Патриархатом в первой половине 1920-х годов: К постановке проблемы // Церковно-исторический вестник. В. Т. Рафальский обратился к Центральному комитету Чехословацкой Церкви[13] с просьбой дать согласие на регулярное совершение русских православных богослужений в храме святителя Николая в Праге. 19-20.[31] Письмо митрополита Евлогия епископу Сергию от 9.03.1933 (№ 424). приходской совет) Чехословацкой Церкви при храме святого Николая в Праге принял постановление, в соответствии с которым архиепископ Савватий был лишен права совершать богослужения в этом храме. От имени Славянского комитета договор подписал П. А. Голенищев-Кутузов[1].Храм святого Микулаша был заложен еще в XIII веке. До 1918 года Чешские земли (Чехия, Моравия и Силезия) входили в состав Австро-Венгрии, и потому господствующее положение здесь занимала Римско-Католическая Церковь. АЕУ Париж. соч. С. В том же 1934 году владыка Виталий был гостем Пражского прихода. также: Archív Ministerstva zahraničních věcí České republiky, sekce II, karton 68, složka «Pravoslavná církev ruská», č. Опись церковному имуществу Святителя и Чудотворца Николая церкви города Праги в Чехословакии Западно-Европейского Митрополичьего Округа. Указ. 2816). Было проведено первое Приходское собрание и избран Совет Приходского попечительства, который должен был провести подготовку к созданию в Праге постоянно действующего прихода.В августе 1921 года произошло и еще одно важное событие. АЕУ Париж. Папка «Прага 1926-1929».[21] См. 470-472.[2] Подробнее об истории храма см: Řehák Karel Lev, ThDr. Рафальскому от 23.09.1921 (č. Перечень праздничных дней, в которые планировалось совершать православные службы, предлагалось представить Чехословацкой Церкви[14]. Здесь предписывалось поминать за богослужением трех архиереев: на первом месте Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, на втором — архиепископа Савватия и на третьем — митрополита Евлогия[16].В соответствии с определением Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей от 24 (11) октября 1924 года для Западно-Европейской митрополии было учреждено «викариатство с кафедрой в Праге, но без титула “Епископа Пражского”, в виду наличия в Праге православного Архиепископа, носящего титул Пражского Архиепископа». На Вербное воскресенье (24 апреля нового стиля) 1921 года по пути из Сремских Карловцев в Берлин он заехал в Прагу. В 1920 году он скончался в Петрограде[4].В годы войны богослужения и требы для православных жителей Чехии совершали румынские военные священники[5]. В отчете о деятельности Приходского совета за 1926-27 годы А. М. Миркович сообщал: «Богослужения наши ограждены от насильственных вторжений и прихожанам дана возможность спокойно молиться в стенах родного храма св. АЕУП. По воспоминаниям самого владыки Евлогия в то время православные службы в столице Чехословакии «были так редки, что, например, в Вербное воскресенье Литургии не было»[10]. Složka «Chrám v Praze».[20] Краткий доклад Общему Приходскому Собранию № 7 … о деятельности Приходского Совета. Именно по этой причине Томос Патриарха Фотия, изданный в 1931 году, не повлек за собой каких-то заметных перемен во взаимоотношениях между русским приходом в Праге и архиепископом Савватием, хотя с формальной точки зрения с 1931 года они имели одного канонического главу — Константинопольского Патриарха.Русскому приходу в Праге удалось практически полностью миновать те потрясения, которые постигли русское церковное зарубежье в 1920-30-е годы, главным образом, благодаря мудрому пастырскому руководству владыки Сергия (Королева). Портал «Богослов.Ru» публикует статью проректора Киевской духовной академии доцента Владимира Буреги, посвященную непростому вопросу о каноническом статусе русского эмигрантского прихода в Праге. Отцу Николаю удалось вернуться в Россию. Приходу была передана и церковная библиотека. Archív pravoslavné církve, Olomouc. Составитель Алевтина Окунева. Исключительное право на совершение здесь православных служб было признано за русской общиной[19].Какой отклик в русской колонии вызвали эти события, можно видеть в документам Приходского собрания, состоявшегося 29 мая 1927 года. 16(29).05.1927. С. Известно лишь, что первым попечение об организации православных служб взял на себя Владимир Трифилиевич Рафальский, прибывший в Прагу в июле 1919 года в качестве официального представителя правительства Колчака[6]. № 23-24. О культурной и научной жизни русской эмиграции в Чехословакии написано множество книг и статей. С. При помощи владыки Горазда русскому приходу удалось получить в свое распоряжение часть конфискованного во время первой мировой войны русского церковного имущества, что позволило уже в 1926 году создать в Никольском храме постоянный придел в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И лишь 30 августа 1923 года настоятелем прихода был назначен епископ Сергий (Королев), занимавший эту должность до конца второй мировой войны.Владыка Сергий носил титул епископа Бельского и являлся викарием Холмской епархии. протоколы Приходских собраний в: АЕУ Париж. АЕУ Париж. М., 1994. В 1870 году Санкт-Петербургский отдел Славянского благотворительного комитета взял в аренду на 30 лет храм святого Микулаша (святителя Николая) на Староместской площади в Праге. Прага, 1998.[3] Подробнее см.: Русский православный храм Святых апостолов Петра и Павла в Карловых Варах: К 110-летию со дня освящения. Подробнее см.: Бурега В. Mikuláše na Starém Městě Pražském. С. соч. Češi v Rusku a Rusové v Čechách. При этом гораздо менее известна церковная жизнь русской эмиграции в Чехословакии. 367-368.[10] Евлогий (Георгиевский), митрУказ. 49.[6] Savický Ivan. Он просил признать за русскими храмами в Чехословакии статус подворий Русской Православной Церкви, но Константинополь отказался это сделать. Совет постановил позволить русским эмигрантам совершать свои богослужения в Никольском храме в воскресные дни с 7 до 9 часов утра, а по субботам и накануне праздников с 18 часов. П., протоиерей. Таким образом, к моменту провозглашения независимой Чехословацкой республики (28 октября 1918 года) православных храмов в Праге не было.Межвоенный период (1919-1938) У нас нет точных данных о том, когда именно в Праге начали совершаться богослужения для русских беженцев. Составлена в 1926 году. 141.[7] Меморандум о русской православной церкви в Праге от 1.02.1923. В 1874 году состоялось освящение храма по православному чину, после чего здесь регулярно совершались православные богослужения, хотя и с некоторыми ограничениями (запрещалось вывешивать на стенах храма объявления о времени богослужения и совершать на площади крестные ходы). Сюда для служения направлялись русские священники. АЕУ Париж. При этом сам владыка Савватий пытался при поддержке государственных органов включить всю православную диаспору в Чехословакии в свою каноническую юрисдикцию. Статус первого викария Западно-Европейского митрополичьего округа владыка Сергий сохранил и после прекращения общения между Карловацким Синодом и митрополитом Евлогием.После создания Константинопольским Патриархатом Пражской Архиепископии (в марте 1923 года) возникла проблема канонического статуса русских общин. № 44). Т. С 1927 года традиционными стали совместные служения здесь владыки Сергия и владыки Горазда в день Торжества Православия[23].В 1926-1927 годах в русском зарубежье разгорелась церковная смута, в результате которой митрополит Евлогий разорвал связь с Карловацким Синодом. Chrám i slovanské opatství u sv. Поначалу богослужения совершались нерегулярно, лишь по большим праздникам в различных наемных помещениях[7]. Папка «Прага 1921-1924».[12] Текст устава см. На рубеже 1925-1926 годов ситуация изменилась. Никольская церковь была тогда единственным православным храмом в столице Чехии[3]. 1924. Напомним, что именно под влиянием владыки Евлогия (тогда еще епископа Холмского) молодой выпускник Московской духовной академии Аркадий Королев поступил в братию Яблочинского монастыря в Польше. Был избран Приходской совет и назначен настоятель, постоянно пребывавший в Праге. АЕУ Париж. Его преемником стал протоирей Георгий Спасский, который, хотя и числился главой Пражского прихода до августа 1923 года, но так и не смог приехать в Чехословакию. Папка «Прага 1930-1932».[26] См. С. Николая в Праге 4/17 мая 1931 года о приходской жизни и деятельности Приходского Совета. Договор об аренде был подписан в Праге 26 июля 1870 года. Praha, 1916; Храм св. S. Процесс формирования прихода затянулся до августа 1923 года.8 апреля (26 марта) 1921 года Священный Синод Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Тихоном назначил архиепископа Евлогия (Георгиевского) управляющим русскими православными церквами и приходами в Западной Европе (Указ № 423)[8]. Поэтому расхожее в литературе наименование владыки Сергия «епископом Пражским» с канонической точки зрения некорректно. в: Священный Собор Православной Российской Церкви. 36009 – III – 1924.[18] Подробнее см.: Бурега В. Храм святого Микулаша в Праге был отнят у Православной Церкви и обращен в католический военный костел. Поэтому не удивительно, что в 1931-1936 годах перед началом ежегодных Приходских собраний в Праге традиционно возглашались многолетия Местоблюстителю Московского Патриаршего Престола митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому). Как видно из цитированных документов, русские эмигранты в Чехословакии признали полномочия Пражского архиепископа Савватия, но войти в состав его епархии отказались. 576-577.[29] Доклад Общему Собранию (№ 16) … 8/21 апреля 1935 года. В поисках наследия Яна Гуса: к 90-летию Чехословацкой Гуситской Церкви.[14] Письмо Центрального комитета Чехословацкой Церкви В. АЕУ Париж. В 1933 году он писал владыке Сергию: «Пражский приход, под руководством вашего Высокопреосвященства являющийся одним из украшений нашей епархии по высоте своей церковно-общественной жизни, всегда утешает меня своим  единомыслием и добрыми ко мне чувствами»[31].Такое положение русского прихода в Праге сохранялось вплоть до начала Второй мировой войны. [1] Текст договора полностью опубликован в: Мальцев А. 16(29).05.1927. В соответствие с этим соглашением русские богослужения организовывались в Никольском храме в течение всего рассматриваемого периода. Копия. С. Такого титула он никогда не носил.Параллельно с русским приходом в Праге действовал и чешский православный приход.