Непопулярные размышления о равенстве прав

Editor
11 июня 2016, 10:14

Непопулярные размышления о равенстве прав

Несправедливость где-нибудь является угрозой справедливости повсюду.

Мартин Лютер Кинг, «Письмо с Бирмингэмской Тюрьмы»

 

Прошла весна, пришло лето. В Восточной – да и не только – Европе наступил сезон гей-парадов, сопровождаемый протестами консервативного крыла христианст совместно с зарабатывающими себе политический кредит к власти стремящимися или ее имеющими.  Как полагается по лучшим панславянским традициям, присутствует и неизменный православно-евангелический мордобой.  Как вербально-фейсбучный, так и буквальный. В конце концов, коррупция, военные конфликты с аншлюсами, этноцентризм всех мастей с нотками расизма – мелочи по сравнению с угрозой нравственный основам общества от карнавала полураздетых «извращенцев».

Наличие хорошего числа горячих бойцов «культурных войн» среди православной и римо-греко-католической братии понятно. Вечная подпитка часто недостаточно квалифицированным клиром гомофобии со всеми остальными ксенофобиями – святая традиция конфессий «большинства» в регионе.  А то, не доведи Господи, миряне начнут задавать вопросы о стоимости яхт патриархов или епископских вилл.  Секс-скандалы в семинариях– дело неважное. Сор с церковной избы не полагается выносить. А вот потузить , простите, «п…иков» — святая обязанность каждого порядочного христианина. 

Скорее, вызывает непонимание реакция на дерзкие попытки ЛГБТК заявить о своем праве на существование со стороны религиозных меньшинств. Разумеется, хочется им показать «старшим братьям» в рясах с сутанами что и мы, «верующие» всех мастей, не хуже остальных. Вдруг по плечу похлопают и наконец тихонько шепнут на ухо что и протестанты в какой-то мере и с серьезными оговорками являются чем-то вроде христиан. Может, когда придет время очередных погромов, обойдут стороной. То, что погромы будут – сомнений нет; это только вопрос времени и обстоятельств. Другая святая традиция Руси – бить всех, кто не такие как мы. Особенно когда проиграна очередная война и нужно найти крайнего. У секс-меньшинств – «неправильная ориентация»; у протестантов – «неправильная религия».  У нас история не развивается линейно – она идет по кругу. Главный урок истории – никто не учит урок истории. То, что за окном – 21 век, мало что меняет.  И кто думает, что слишком много протестантов засело в Радах с Думами или контролируют сегменты экономики для того, чтобы позволить погромы – спросите у евреев, помогло ли это им сотню лет тому. Или у литовской кальвинистской элиты Речи Посполитой. 

Понимаю —для многих гей-парады с зачастую преднамеренно вызывающей пестротой поведения и окраски пробуждают, мягко говоря, чувство эстетического отторжения. К тому же хорошая часть секс-меньшинств часто и остро выступает против «религиозников» всех мастей. Нужно признать —зачастую эта критика далека не только от конструктивности, но и простой порядочности. Не всем дано поддерживать или отстаивать права пинающих их в спину. Однако наша нравственность не стоит ломанного гроша, если базовые общечеловеческие стандарты справедливости стают субъектом поведения отдельных индивидуумов или групп. Права секс-меньшинств по природе равны правам религиозных меньшинств. Протестант, считающий неотъемлемым правом открыто исповедовать свою религию в той же Украине ничем не отличается не только от православного в Пакистане, но и от родившегося или выбравшего альтернативную гендерную идентичность где-либо на нашей планете.

Социальная справедливость является той ключевой ценностью, чрез призму которой необходимо рассматривать секс-меньшинства, включая право на светский однополый брак. Это право базируется на принципе всеобщего равенства носителей образа Божия вне зависимости от того, насколько этот imago Dei искривлен. А искривлен он у нас всех – это не нужно забывать. Каждый из рожденных матерью обладает человеческим достоинством. Посему – мы все равны по критерию этого достоинства. Сие равенство – не социальное. Также, это не дискуссия о паритете возможностей визави конечного результата. Лимит талантов, возможностей и обстоятельств реален и обоснован. Равенство по категориям социального класса, личных достижений, финансового и физического состояния, даже нравственности – просто невозможно. Однако все мы равны как носители базового человеческого достоинства. Более того, это достоинство не может быть утеряно или отобрано. Оно не является субъектом атрибутов, данных нам биологией, Творцом или обществом.

Из равенства по критерию человеческого достоинства следует всеобщее равноправие перед законом, не зависящее от кодексов отдельных религиозных групп. Не дело государства – указывать, позволено ли определенной конфессии грозится с кафедры муками Ада  «мужеложникам» . Не дело церкви – определять, кто может вступать в легальный в глазах государства брак. К примеру, не подлежит сомнению то, что мой сосед-диабетик активно загоняет себя в могилу попивая кока-колу с утра до вечера. Но мне не придёт в голову лоббировать запрет продажи напичканных сахаром напитков диабетикам. Мы это уже пробовали с сухими законами и прочая из той же категории… В конце концов, нравственность не утверждается законодательным процессом парламентов. И если она нуждается в подпорках власть имеющих – ее дни сочтены. Как замечал Талейран, на штык можно опереться, но сесть, увы, нельзя.

Между полярными позициями гомофобов и сторонников однополых браков есть среднее звено – «пусть живут как хотят и с кем хотят, но молча.»  Американский философ Роджер Вильямс сравнивал такую позицию с тюремным заключением. Мы называем ее статусом гражданства второго класса. Удивительно количество сторонников такого статуса для ЛГБТК из числа тех, кто только позавчера по религиозной категории сам был второсортным гражданином развалившейся империи. Выходит — равенство пред законом и государством требовалось только для того, чтобы отбирать гражданские права у других меньшинств. Поистине, нет хуже господина, чем бывший раб.

Не отнять — часть клира и особо ревностных верных действительно боится «пропаганды» гей-парадов. Смотри, убегут прихожане и перекрасятся в «голубые.» За что тогда мерседесы почтенным отцам-иерархам или «апостолам» от харизматиков покупать?  Отложив сарказм, нужно признать – среди клира, бьющего в набат о нравственном разложении общества, есть хорошая часть поистине богобоязненных, честно трудящихся и кое-как выживающих в деревенских приходах православных священников или служащих «за своей счет» протестантских пасторов. В силу выходящих за границы обсуждения этой статьи предпосылок, «мужеложство» ставится на вершину классификации грехов, ведущих к духовной погибели.  В конце концов, обязанность христианина – «спасать идущих на смерть.» Вопрос, скорее – какими методами. Христианству в любых его формах не стоит боятся свободной идеологической конкуренции. Она держит нас в форме и помогает отстранять второстепенное от главного. Если я боюсь, что мое христианство не выдержит открытого диспута с ЛГБТК без применения дубинок и законов – грош ему цена.

Рецептура коррекции отношения Церкви в баталиях по секс-меньшинствам проста в формулировке, но сложна в имплементации. Во-первых, в силу своей значимости Церковь должна занять лидирующую позицию в обществе, призывая не только к законодательной реформе, но и практической реализации принципа равенства всех граждан вне зависимости от их религиозного исповедания или гендерной идентификации. Во-вторых, требуется критическое осмысление собственной практики с целью устранения противоречий в богословии и жизни. В особенности это касается запросов, требующих исключительных прав только для себя и своей группы. Во-третьих, Церковь нуждается в систематической культивации способности смотреть на мир чрез призму своих оппонентов, наделенным Всевышним базовым человеческим достоинством и требующих справедливости. Той справедливости, которую так часто Исайя, Иеремия и Амос ставили рядом с праведностью. А это и есть сфера и юрисдикция Церкви…

 

Сергей Ф. Дежнюк

Vice-president

Independent American Center of Political Monitoring

Tulsa, Oklahoma

 

Примечание: Редакция не всегда разделяет дискуссионные мнения, опубликованные в рубрике "Авторские колонки"