Русская Православная Церковь

15 aпрeля 2017 гoдa в пeрeдaчe «Цeркoвь и мир», выxoдящeй нa тeлeкaнaлe «Рoссия-24» пo суббoтaм и вoскрeсeньям, прeдсeдaтeль Oтдeлa внeшниx цeркoвныx связeй Мoскoвскoгo Пaтриaрxaтa митрoпoлит Вoлoкoлaмский Илaриoн oтвeтил нa вoпрoсы вeдущeй тeлeкaнaлa Eкaтeрины Грaчeвoй.

E. Грaчeвa: Здрaвствуйтe! Мы бeсeдуeм с прeдсeдaтeлeм Oтдeлa внeшниx цeркoвныx связeй Мoскoвскoгo Пaтриaрxaтa митрoпoлитoм Вoлoкoлaмским Илaриoнoм. Влaдыкa, здрaвствуйтe!

Митрoпoлит Илaриoн : Здрaвствуйтe, Eкaтeринa! Здрaвствуйтe, дoрoгиe брaтья и сeстры!

E. Грaчeвa: Влaдыкa, в этoм гoду дaтa прaзднoвaния Пaсxи сoвпaдaeт у всex xристиaн. Этo бывaeт нeчaстo. Oт чeгo этo зaвисит?

Митрoпoлит Илaриoн: Пaсxa и прaздники, кoтoрыe привязaны к Пaсxe — Вxoд Гoспoдeнь в Иeрусaлим, Вoзнeсeниe Гoспoднe, Пятидeсятницa, прaздники тaк нaзывaeмoгo пoдвижнoгo циклa — сoвeршaются пo кaлeндaрю, кoтoрый связaн, в тoм числe, с лунoй, тo eсть Пaсxa сoвeршaeтся в пeрвoe вoскрeсeньe пoслe вeсeннeгo рaвнoдeнствия.

Вычислeния прaзднoвaния Пaсxи oдинaкoвыe и у прaвoслaвныx, и у кaтoликoв. Нo у прaвoслaвныx, вo-пeрвыx, дeйствуeт тaкoe прaвилo, чтo нaшa Пaсxa нe дoлжнa oтмeчaться рaньшe eврeйскoй Пaсxи, a, вo-втoрыx, испoльзoвaниe рaзныx кaлeндaрeй для пoдвижныx прaздникoв скaзывaeтся, в тoм числe, и нa Пaсxaлии. Из-зa этoгo инoгдa у нaс прaзднoвaниe Пaсxи сoвпaдaeт с другими xристиaнскими кoнфeссиями, a инoгдa нeт.

Для тoгo, чтoбы вeсь xристиaнский мир прaзднoвaл Пaсxу вмeстe, I Всeлeнский Сoбoр 325 гoдa устaнoвил eдиный принцип вычислeния Пaсxи, и нa прoтяжeнии бoлee тысячи лeт все христиане праздновали Пасху вместе. Но когда был введен новый календарь (сначала в Западной Церкви, а затем уже в XX веке и в некоторых Православных Церквах), тогда возникла разница в неподвижных праздниках, а также разница и в праздновании Пасхи между православными и католиками.

Е. Грачева: В православных песнопениях именно Пасха называется праздником праздников, в то время как католики с большим размахом отмечают Рождество, считая его своим главным праздником. Какое значение в русской традиции — и религиозной, и культурной — имеет праздник Светлого Христова Воскресения?

Митрополит Иларион: Выражение «праздник праздников и торжество торжеств» принадлежит великому церковному писателю IV века святому Григорию Богослову, который в своей пасхальной проповеди применил именно эти слова, а потом они вошли в православное богослужение.

В течение всего года все православное богослужение ориентируется на праздник Воскресения Христова как свой смысловой центр. Каждая воскресная служба — это малая Пасха. Все воскресные дни в течение всего года отсчитываются от Пасхи. Мы говорим «первое воскресенье по Пасхе», «второе воскресенье по Пасхе» и так далее. То есть для нас действительно Воскресение Христово — смысловой центр, главное событие всего литургического года.

Почему такие традиции сложились в разных странах? Это, конечно, связано не только и не столько с богословием, сколько с разницей в культурных традициях. Например, на Руси Пасху праздновали всегда очень широко. И это касалось не только литургической жизни, но и мирской, повседневной — прекращался пост, устраивались разные народные гулянья. Но Пасха всегда воспринималась и воспринимается в нашей русской традиции не только как повод погулять, разговеться, но и как повод сделать добро. Святейший Патриарх всегда на Пасху посещает больных детей, больницы, какие-то учреждения, где находятся страдающие люди, потому что в праздник Пасхи мы особенно хотим поделиться этой пасхальной радостью с людьми страдающими, больными, обездоленными.

Е. Грачева: Владыка, Вы как руководитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата объездили весь мир. Какие Вы встречали самые необычные пасхальные традиции, и вообще, какие пасхальные праздники, проведенные не на родной русской земле, Вам запомнились?

Митрополит Иларион: Мне доводилось праздновать Пасху в разных местах. Один раз я служил пасхальную службу в российском посольстве в Индии. Там собрались сотрудники посольства, наши соотечественники, проживающие в Индии.

Я был первым священнослужителем, который совершил пасхальную службу в Дублине, в нашем приходе, который сейчас имеет свое храмовое здание, а тогда это было арендованное здание. Это была первая Пасха для многих наших прихожан в Ирландии. Не так давно мы включили в список наших святых, в наш церковный календарь святого Патрика Ирландского — покровителя всех ирландских христиан. Православные очень давно его почитают. Собственно, по их просьбе он и был включен в церковный календарь.

Очень много существует обычаев, связанных не только с Пасхой, но и со Страстной седмицей. Например, в Англии, где мне довелось учиться, в дни Страстной седмицы на свежем воздухе (иногда бывает очень холодно) создают литургические драмы, то есть разыгрывают спектакль о последних днях жизни Господа Иисуса Христа, о Его страданиях. И этим тоже готовят людей к празднованию Светлого Христова Воскресения.

Е. Грачева: Те, кому доводилось посещать Иерусалим в Страстную седмицу перед Пасхой, знают, сколько там тысяч паломников, желающих быть свидетелями схождения Благодатного огня. При этом храм Гроба Господня не всех может вместить.

В этом году прошла реставрация храма Гроба Господня и в рамках реставрации вскрывали кувуклию. Как Русская Церковь оценивает то, как прошли эти работы?

Митрополит Иларион: Дело в том, что историческое здание кувуклии, построенное на предполагаемом месте Гроба Господня, уже долгое время подвергалось медленному разрушению. Это связано с чисто физическими явлениями, с тем, что почва движется, постепенно меняются контуры этих строений, и поэтому необходимость ремонта назрела давно. Насколько я знаю, ремонт кувуклии был сделан очень профессионально. Не было никакого осквернения этой святыни, и опасения, высказанные отдельными православными верующими, по-моему, никаких оснований под собой не имеют.

Совсем недавно мне довелось очень кратко, не по церковным делам, посетить Иерусалим — я навещал одного человека, который очень тяжело болен и находится там в госпитале. И у меня была пара часов для того, чтобы съездить в Иерусалим, увидеть своими глазами кувуклию, зайти внутрь, поклониться Гробу Господню. Это всегда непередаваемое впечатление.

Мне не доводилось бывать в Иерусалиме на Пасху, но я был в Иерусалиме в Великую субботу, когда происходит схождение Благодатного огня. И это, конечно, очень большое событие для Иерусалимской Церкви, для верующих из других Церквей, которые собираются в большом количестве, и все это действие сопровождается людскими возгласами, криками, вспышками тысяч фотоаппаратов, которые пытаются запечатлеть этот момент. Пламя Благодатного огня распространяется по храму с молниеносной быстротой. Это, конечно, поразительное и незабываемое явление.

Е. Грачева: Владыка, в этом году 15 лет отмечает самый удаленный от Гроба Господня православный храм Святой Троицы на станции «Беллинсгаузен» в Антарктиде. Наша съемочная группа недавно была там в командировке. Храм очень красивый. Полярники сейчас там отмечают Пасху. Крещение проходит в антарктических водах. Вообще, как говорит настоятель храма, туристы с большим удовольствием посещают наш храм. Но есть и скептики, недовольные тем, что у нашей страны на Белом континенте есть свой дом молитвы, и называют это чуть ли не скрытыми притязаниями нашей страны на этот континент. Что бы Вы ответили этим скептикам?

Митрополит Иларион: Строительство храма не имеет никакого отношения к возможным территориальным притязаниям, ибо храмы Русской Православной Церкви стоят на самых разных территориях, в самых разных странах. И присутствие русского православного храма не нарушает территориальный суверенитет той или иной страны или статус того или иного региона.

Храм Святой Троицы на станции «Беллинсгаузен» в Антарктиде был построен по просьбе наших полярников. С этой просьбой они обратились к покойному Святейшему Патриарху Алексию II. Патриарх Алексий поручил этот проект тогдашнему председателю Отдела внешних церковных связей митрополиту Кириллу, нынешнему Святейшему Патриарху, который и курировал строительство этого храма.

Храм был построен. Это деяние Церкви было с благодарностью воспринято полярниками. И когда Святейший Патриарх чуть больше года назад посещал Антарктиду, мы воочию убедились в том, что храм не пустует, не бездействует — в нем регулярно совершаются богослужения. В храм приходят помолиться наши полярники, а также приходят с других полярных баз — люди других национальностей, граждане других стран. Они приходят, чтобы помолиться, очистить свою душу, соприкоснуться с горним миром, с Богом, с Которым соприкасаются все люди, даже неправославные, переступающие порог православного храма.

Е. Грачева: Владыка, пост завершился, но Московская городская Дума обсуждает сейчас возможность введения в школах специального режима религиозного питания. Причем речь идет не только о питании для православных христиан, но и халяльное, кошерное питание. Как Вы относитесь к этой инициативе? Не было ли это обсуждение инициировано религиозными общинами?

Митрополит Иларион: Специальной инициативы от религиозных общин не было, хотя я могу ошибаться или чего-то не знать.

Но интересен вопрос, почему практически в каждой религиозной традиции существуют правила касательно еды? Философ-материалист Людвиг Андреас Фейербах в свое время сказал: «Человек есть то, что он ест». В этой фразе есть определенная игра слов как в немецком ее оригинале, так и в русском переводе. Фейербах тем самым хотел показать, что человек — существо сугубо материальное. Мы едим мясо, и сами являемся плотью. Но один наш замечательный христианский богослов отец Александр Шмеман на этом построил свою книгу о Причастии. И он сказал: да, действительно, человек есть то, что он ест. И не случайно главное Таинство христианской Церкви — это Таинство Причастия, когда мы под видом хлеба и вина принимаем внутрь себя Самого Бога. И человек становится тем, что он ест. Он принимает внутрь себя Бога, и Бог изнутри начинает в человеке действовать, Он изнутри преображает его естество не только физическое, но и духовное.

Если говорить о тех диетических предписаниях, которые существуют у нас в Церкви, и о тех диетических предписаниях, которые существуют в других традициях, то, по крайней мере, посты, которые были установлены в нашей христианской традиции, существуют не для того, чтобы людей изнурять, а чтобы помочь человеку освободиться от груза собственного материального тела, который так часто обременяет жизнь людей. Уже в древней Церкви перед Пасхой был установлен Великий пост. Конечно, он был установлен не из диетический соображений, но в то же время он имеет и диетическое измерение. И я не вижу ничего плохого в том, что сейчас у тех школьников, которые хотят питаться в соответствии с требованиями своей религиозной традиции, появится такая возможность.

Е. Грачева: Может быть, школьники и хотят, но есть родители, которые в принципе не против постной пищи как таковой, но не для молодого растущего организма подростка.

Митрополит Иларион: Нагрузки у взрослых не меньше, чем у школьников. При этом мы, взрослые, соблюдаем посты и не чувствуем, что это как-то отрицательно сказывается на нашей работоспособности или на наших умственных способностях. Я хорошо помню свои школьные годы, когда я соблюдал посты, а в школе было питание непостное и приходилось иногда почти что голодать, либо искать на стороне какую-то еду, либо есть только гарниры. Это все затрудняет жизнь, но, как я понимаю, никто не собирается принуждать школьников придерживаться той или иной диеты. В конце концов, если это мальчик-мусульманин или девочка-христианка, то они ведь сами могут для себя решить поститься или нет, или родители им подскажут. То есть, в любом случае, заставлять никто никого не будет, но возможность выбрать еду в соответствии со своей религиозной традицией, которая появится у ребенка, можно только приветствовать.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир»  vera.vesti.ru.

Вопрос: Как относиться к людям, которые не постятся и появляются в церкви только на Пасху, чтобы корзинки с едой освятить?

Митрополит Иларион: Мы должны к каждому человеку, который приходит в Церковь, относиться с любовью — так, как Христос относился к людям, которые к Нему приходили. Он не спрашивал их, зачем они приходят. Одни приходили, чтобы получить исцеление от болезней, другие — чтобы Его послушать. Но Он принимал всех и открывал Свое сердце каждому, кто к Нему приходил.

Точно так же и мы, христиане, должны поступать по отношению к тем, кто приходит в Церковь. Это касается и священнослужителей, и церковных работников, и каждого рядового верующего. Иной раз случается, что человек приходит в церковь, а его встречают не с любовью, а, например, указывают на его внешний вид, допустим, если женщина пришла в брюках или без платка, или мужчина вошел в храм и не перекрестился. Но мы не на это должны обращать внимание. Бог смотрит не на внешний вид человека, а на его сердце. Иной раз люди приходят в церковь, потому что у них случилась беда, и в этот момент они совершенно не задумываются ни о своем внешнем виде, ни о том, правильно ли они вошли, правильно ли поставили свечку. Их привело горе, и им требуется утешение от Бога и от тех людей, которых они встретят в храме.

Когда люди приходят в храм на Пасху, то, опять же, они приходят по разным причинам: кто-то искренне верует, и если он не ходил в течение года, то, может быть, на это у него были какие-то особые причины; кто-то приходит за компанию с друзьями или родственниками; кто-то — освятить куличи или крашеные яйца. Но Церковь ко всем относится с любовью. И мы не должны спрашивать, кто какие выполнил правила, кто соблюдал пост, а кто нет.

На Пасхальной утрени читается огласительное слово святого Иоанна Златоуста, который жил в конце IV века. И он, обращаясь к верующим, собравшимся в храме, говорит: «Постившиеся и непостившиеся — возвеселитесь сегодня!» Мы можем вспомнить также притчу о мытаре и фарисее. К сожалению, некоторые наши верующие сегодня уподобляются фарисеям в том, что ставят себе в заслугу исполнение каких-то церковных правил. Например, человек ставит себе в заслугу соблюдение постов и осуждает тех, кто эти посты не соблюдает. Но Господь учит нас не делать этого, ибо Он смотрит на сердце человека. И человек ничего не должен ставить себе в заслугу, и если какие-то люди вокруг нас не очень точно соблюдают церковные правила, это не повод их осуждать.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru