Зелёное христианство

Editor
09 июля 2016, 23:29

Зелёное христианство

Чуть более 50 лет назад перед человечеством остро встал вопрос защиты окружающей среды и противодействия экологическому кризису. Всё началось с публикации в 1962 году книги американского биолога Рэйчел Карсон «Тихая Весна», в которой автор доказывал негативное влияние химикатов на живую природу. Книга стала бестселлером и привела к возникновению движения за охрану окружающей среды.

Пятью годами позже, в 1967 году, вышла статья «Исторические корни нашего экологического кризиса» под авторством Линна Уайта-мл., профессора истории Средних веков. В статье Уайт утверждал, что западное христианское мировоззрение ввело разделение между человечеством и природой, в результате появилось мнение, будто использование природы ради служения интересам человека — это и есть воля Божья. Такое мировоззрение поддерживало агрессивную эксплуатацию и доминирование человека над природой.

По мнению Уайта, для средневекового христианина всё, что возникает в природе, было запланировано Богом для выгоды человека; ни у одного физического творения не было какой-либо другой цели, кроме как служить человеку. Быт. 1: 26-28 в этой трактовке представляет человечество как уникальное создание в образе Божьем, имеющее господство над всем земным творением.

Уайт приходит к заключению, что активное покорение природы, которое характеризует современный технологический прогресс и которое привело к экологическому кризису, в большей степени было вызвано господством подобного христианского мировоззрения на Западе. Уайт делает вывод: «христианство несёт на себе огромное бремя исторической вины».

Несмотря на критику тезиса Линна Уайта-мл., в том числе и от богословов, которые оспаривают подобное толкование текста в Быт. 1: 26-28, эссе Уайта остается отправной точкой в дискуссиях между экологами и богословами. Эти дискуссии вызвали бурную реакцию: некоторые религиозные группы выступили против экологического подхода к Библии, мотивируя тем, что это ложное влияние течения «Нью Эйдж» на христианство или что подобный подход отражает пантеистические взгляды и необходимо только проповедовать Евангелие. Другие утверждают, что библейское представление дает людям законную власть и призвание, данное Богом, чтобы заботится о земле и защищать ее.

Также возникают вопросы о воздействии эсхатологии на вопрос о защите окружающей среды. Немало библейских текстов показывают образы некого космического разрушения, описывая то, что произойдет в «День Господень» (см. Иоиль 1: 15; Амос 5: 18-20; 1 Фесс. 5: 2). Такие тексты, наряду с загадочными «апокалиптическими сценариями», описанными в книге Откровения, сформировали различные христианские эсхатологические воззрения. Острый вопрос состоит в том, способствуют ли такие эсхатологические взгляды представлению земли, как просто временного жилья, которое будет разрушено. В таком случае забота и охрана окружающей среды едва ли являются приоритетом и даже могут предстать как сопротивление осуществлению эсхатологических замыслов Бога. Поэтому важно поднимать критические вопросы о воздействии библейской эсхатологии на христианское отношение к окружающей среде.
Разумеется, подобные критические вопросы ставят перед нами задачу проведения тщательного богословского исследования, для того чтобы дать взвешенный и обоснованный ответ на существующую экологическую проблему и показать, что правильная интерпретация раскрывает экологически ценное послание в Библии. Проведённые исследования показывают, что на самом деле эсхатологические тексты говорят не о разрушении земли, а о её преобразовании. К примеру, одним из таких сложных текстов является 2 Пет. 3: 10: «Придет же День Господень, как вор; в этот День небеса с шумом пройдут, стихии же, раскалённые будут растворены, и земля и все дела на ней будут сожжены» (Синодальный перевод). Однако первоначальный греческий текст не содержит глагол «будут сожжены», вместо него стоит другое слово, которое можно перевести как «будут обнаружены» или «будут явлены». Кроме того, стоит обратить внимание, что метафора огня применялась к Богу в Ветхом Завете (Втор. 4: 24, Мал. 3: 1-3). Поэтому не стоит воспринимать текст буквально, когда есть вероятность, что автор использует метафорический язык (что часто случается в эсхатологических текстах).

Тема защиты окружающей среды и заботы о творении представляет большую важность именно для христиан, как людей, верящих в Бога как Творца всего существующего, поскольку она выявляет связь между Творцом и творением и Его отношение к Своему творению. Однако господствующая в определённых кругах точка зрения, будто земля будет разрушена, в лучшем случае позволяет закрывать глаза на экологические проблемы, в худшем – разрешает христианам участвовать в разрушающих экологию проектах. Известный отечественный пример – скандал, развернувшийся вокруг вырубки Химкинского леса в 2010 году. Множество активистов-экологов противостояло кампании по строительству трассы Москва-Петербург через лес. Компанию, выигравшую тогда тендер на строительство трассы и начавшей вырубку Химкинского леса, возглавлял один из крупных христианских лидеров.

В качестве альтернативного примера можно обратить внимание на то, как в Соединенных Штатах Америки лидеры евангелистских движений объединили свои усилия, организовав кампанию The Evangelical Climate Initiative (ECI), чтобы добиться от правительства проведения законов, способных приостановить процесс глобального потепления. В первом заявлении от 2006 года, подписанном 86 евангельскими лидерами, среди которых были евангельский пастор и писатель Рик Уоррен, президенты 39 евангельских колледжей и лидер Армии Спасения, высказывалось настоятельное требование издать такие законы, в которых факты повседневной жизни будут расцениваться в соответствии с этическими принципами христианской Церкви, ибо «миллионы людей могут погибнуть в этом столетии из-за изменений климата, и в большинстве своем это жители беднейших стран — наши общие соседи». К декабрю 2007 года количество подписавшихся превысило 100 человек, а в июле 2011 года уже более 220 евангельских лидеров подписали призыв к действию.

Le Protestant